Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В развитии культуры России




Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указыва­лось выше, создания чисто «пролетарской культуры», противосто­ящей всей художественной культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача не только не выполнимая, но и крайне вредная. Ме­ханическое перенесение в сферу художественного творчества по­требностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводило на практике как к отрицанию значения классического художествен­ного наследия, так и к попыткам использования в интересах стро­ительства новой социалистической культуры только новых модер­нистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность века­ми складывающихся функций художественной культуры.

Действительно, в теоретических разработках двадцатых го­дов было много тупикового и противоречивого. Например, для мно­гих культурологических концепций того периода характерен клас­совый подход в отборе и оценке художественных средств в творче­стве деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие орга­низации — Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрь­ской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Кали­нин утверждали, что пролетарская культура может быть создавае­ма только (!) представителями рабочего класса. В пролеткультов­ских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в кото­рых обнаруживалась связь с национально-освободительным дви­жением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой кри­тике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаме­нитом письме В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре» 1920 года.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организаци­онно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Глад­ков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с те­ориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зре­ния пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.

В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, что­бы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей про­летарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продол­жены в «вульгарной» социологии искусства тридцатых годов и с ре­цидивами дошли и до наших дней. Однако ряд выдающихся худож­ников и, прежде всего, писателей и поэтов активно этому противосто­яли. В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечело­веческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

Пожалуй, самые решительные перемены в первое револю­ционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобре­тательную фантазию постановщика, но и творческую волю, спо­собную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качест­вами обладал Е. Б. Вахтангов — создатель одноименного театра, од­ного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Прин­цесса Турандот» К. Гольдони или чеховская «Свадьба») стал образ­цом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы се­годня называем праздничной театральностью. Ученик К. Стани­славского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.

Словом, несмотря на столкновение мнений, конфликты, двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечест­венной художественной культуры. «Во многих областях искусст­ва — в кино, литературе, изобразительном искусстве — это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего ве­ка. То же относится и к науке» (Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1.-М., 1994. С. 250).

В этот период большевистским правительством предприни­мались отчаянные попытки наладить диалог с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию в тот момент не представлялось возможным. Многие художники искренне «уходили в революцию», свято веря в революционное обновление всей цивилизации. Неза­урядный талант налаживания отношений между новой властью и интеллигенцией проявил первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 года. Благодаря своей необыкновенной эрудиции, блестящим ораторским возможностям А. В. Луначарскому удалось в двадца­тые годы перекинуть «временный мост» между революцией и ми­ром русской интеллигенции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 205 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.