Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеологические установки коммунистов по отношению, к художественной культуре




В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важней­шие принципы отношения коммунистической партии к художе­ственно-творческой деятельности, которые легли в основу куль­турной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература»(190'5 г.) В. И. Ленин яс­но показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «... жить в обществе и быть свободным от об­щества нельзя» (Ленин В. И. Партийная организация и пар­тийная литература. Поли. собр. соч. — Т. 41. С. 104). Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение «...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и де­сяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет стра­ны, ее силу, ее будущность» (Там же). Таким образом культура и, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать «ча­стью общепролетарского дела», выражать интересы этого клас­са, а значит, и общества.

Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработ­ке в советской обществоведческой науке. Философская категория «классовая тенденциозность» (или «классовая обусловленность») яв­лялась сущностным моментом при восприятии любого явления куль­туры. Соотношение этих понятий рассматривалось марксизмом в на­правлении того, в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает и ра­зовьет «...все, что было ценного в более чем двухтысячелетием разви­тии человеческой мысли и культуры» (Ленин В. И. О пролетарской культуре. — Т. 41. С. 337). Отсюда следует вывод, что гуманистичес­кой в полном смысле этого слова становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. «Класс, совер­шающий революцию,— писал В. И. Ленин, — уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества» (Ленин В. И. О международном и внутреннем положении Советской республики. — Т. 45. С. 13).

Вместе с тем В. И. Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: «С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов про­летариата, интересы всего рабочего движения в целом выше инте­ресов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения» (Ленин В. И. Проект программы нашей партии. — Т. 4. С. 220).

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Со­вершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы рос­ту духовной культуры широких народных масс и одновременно по­высили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формиро­ванию всесторонне развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культу­ры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выра­зителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры рево­люции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемст­венность культурного развития.

Общеизвестно, что для культурного процесса наиболее бла­гоприятным является эволюционный путь. Это связано даже с сущ­ностью самого термина, самого понятия «культура», которое пони­мается и как «возделывание поколениями вековой земли». И если культуру прошлого не признавать, то тогда все надо начинать сна­чала, то есть создавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 192 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.