Начало XX в. характеризовалось обострением между ведущими европейскими странами, усилением их борьбы за сферы влияния. Основные противоречия и послужили причинами Первой мировой войны: англо-германское соперничество за лидерство в Европе и на морских коммуникациях; франко-германские противоречия из-за Эльзас-Лотарингии; соперничество России с Германией и Австро-Венгрией на Балканах.В начале XX в. окончательно оформились два противостоящих блока государств: Антанта (возглавляемая Россией, Англией, Францией) и Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Страны обоих блоков усиленно стали готовиться к войне.
Поводом к развязыванию мировой войны послужили события на Балканах летом 1914 г., когда в Сараево сербскими националистами 15 (28) июня был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц-Фердинанд. 13 (28) июля 1914г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России, а через два дня – Франции. В войну вступили Бельгия, Болгария, Италия, Япония, Турция и другие страны. Россия вступила в войну неподготовленной: лишь к 1917 г. предусматривалось завершение военной программы страны. Военные действия России развернулись в Восточной Пруссии против Германии и на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии. В декабре 1914 г. российские войска разгромили турецкую армию на Кавказе. Однако весной и летом 1915 г. из-за больших потерь на фронтах, несогласованности действий русского командования, а главное – острого недостатка вооружения и боеприпасов ход военных действий сложился для русских войск неудачно. Немецкие войска оккупировали Галицию, Польшу, Литву, часть Прибалтики и Белоруссии. В 1916 г. было успешным лишь наступление русской армии на Юго-Западном фронте под командованием генерала А.А. Брусилова (1853-1926). Но «брусиловский прорыв», в ходе которого русская армия вышла к Карпатам, не был поддержан другими фронтами. Не получив ресурсов и боеприпасов, Брусилов в Галиции перешел к обороне, успех не был развит. Наряду с неудачами на фронте нарастала кризисная ситуация в области экономики страны. Война требовала колоссальных расходов. Бюджетные расходы в 1916 г. превышали доходы на 76%. Были резко увеличены налоги. Правительство пошло на массовый выпуск денег без золотого обеспечения, что привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы в государстве, необычайному росту дороговизны. Развал экономики, продовольственные трудности вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной, хлебной разверстки. Поставки продовольствия в Петрограде составляли лишь половину его потребностей. Из-за недостатка топлива в Петрограде уже в декабре 1916 г. была остановлена работа около 80 предприятий. Неудачи на фронтах, ухудшение внутреннего положения породили разочарование и недовольство политикой правительства. Нарастание революционного движения в стране привело зимой 1916-1917 гг. к возникновению новой революционной ситуации.
33.
34. Россия в 1917 году: путь от февраля к октябрю. Провозглашение советской власти
Тяжелым для России был период от февраля до октября 1917 года. За этот период решилась судьба монархии.
Сначала война обострила все Российские проблемы;
Забастовки и волнения в Петрограде;
Отречение Николая II от престола (2-3 марта);
Власть в руках временного правительства и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Двоевластие;
Период с февраля по октябрь 1917 г. можно охарактеризовать как переход от самодержавной монархии к советскому строю, минуя государство либерально-буржуазного типа.
Главной особенностью Февральской революции является то, что с первых ее дней в стране стали формироваться два типа государства - буржуазная республика и республика Советов. Эти два типа государственности были различны по идеологии, социальным и экономическим устремлениям.
К концу 1916 г. страна оказалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, вызванном участием России в Первой мировой войне. Экономический кризис перерос в политический. С начала войны Николай 2, пользуясь введением военного положения, пытался избавиться от Госдумы. В условиях нарастающего кризиса 4 Госдума требовала создания правительства "народного доверия", т.е. правительства ответственного перед Думой. Т.е. они требовали фактического отстранения Николая 2. Николай не мог этого допустить и боролся с обострившимся кризисом своими методами - менял премьер-министров и министров, что только привело к большей неразберихе. В середине февраля 1917 г. правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Это касалось социальных низов. Петроград забастовал. Было введено чрезвычайное положение, объявлено о роспуске 4 Думы. В ночь на 27 февраля был захвачен Арсенал, политическая тюрьма. Петроградский гарнизон перешел на сторону восставших. 2 марта Николай 2 подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата, который не решился принять корону и подписал манифест об отказе от престола до решения Учредительного Собрания.
Страна оказалась перед выбором: либо буржуазно-реформисткий путь развития, либо пролетарско-революционный к социализму. В Петрограде начались выборы в Петроградский Совет. 27 февраля состоялось первое заседание Петроградского Совета, на котором был избран ЦИК. Петроградский Совет стал первым народным правительством.
Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Так в стране сложилось двоевластие. Советы, не имевшие государственной власти, выражали интересы основной массы народа и опирались на поддержку рабочих и солдат. Временное правительство выражало интересы буржуазно-помещичьих кругов. Переплетение властей не могло быть долгим, устойчивым и должно было закончиться в пользу буржуазии или пролетариата. Победа каждого из них зависела от организованности и сплоченности, размаха политической деятельности, степени радикальности программ решения жизненно важных для страны и народа вопросов, политической силы и влияния на другие социальные слои. Временное правительство не могло решить насущных политических и социальных вопросов. Слабость власти активизировала сепаратистские настроения национальных окраин. Начался территориальный распад страны - Польша, Финляндия и Украина потребовали независимости. Резко усилилось движение за автономию Сибири. Независимости ждали также Литва и Латвия. В финансовой сфере правительство также испытывало трудности. Государственный долг к октябрю составлял более 49 млрд. руб. Финансовый кризис объяснялся непомерными расходами на содержание многочисленных комитетов и ростом зарплаты рабочих и служащих, а также в огромных военных расходах и сокрытии от налогов доходов имущих классов. В ход был пущен печатный станок, что окончательно подорвало денежную систему и потянуло в пропасть всю экономику. Не был решен вопрос о земле, из-за чего нарастал конфликт с крестьянством. К концу апреля 1917 г. крестьянские восстания охватили 42 из 49 губерний. С августа начались крестьянские восстания с требованием национализации земли.
В рассматриваемый период в стране насчитывалось несколько десятков партий. Главной буржуазной партией стали кадеты. Кадеты вошли во Временное правительство как правящая партия. В марте 1917 г. на 7 съезде партии кадеты выступили за введение республиканских форм правления и за умеренное реформаторство. В свою программу кадеты включили требования основных гражданских свобод, введения 8-и часового рабочего дня, свободы профсоюзов и др. Также большой политический вес имели партии меньшевиков и социалистов-революционеров (эсеров). Стратегическая цель этих партий - борьба за социализм. На левом фланге политической борьбы стояла большевистская партия. До возвращения Ленина в Петроград большевики придерживались "умеренной" политической линии. Анализируя соотношения классовых сил, Ленин сделал вывод (Апрельские тезисы), что Советы, пользуясь отсутствием у Временного правительства надежной вооруженной силы и под давлением народных масс, могут мирно взять государственную власть в свои руки и тем самым положить конец двоевластию. Поначалу Апрельские тезисы не нашли поддержки ни у социалистов, ни у большевиков. Но Ленин, после разъяснений Тезисов внутри партии и обсуждения их в местных партийных организациях добился, что они были приняты как программа практической деятельности. Большевики взяли курс на социалистическую революцию. Февральская эйфория закончилась скоро. Уже в апреле среди основной массы населения стало расти недоверие к Временному правительству. Большевистская борьба за массы шла все более успешно. Большевистская программа была понятна массам и реалистична, но для ее реализации большевикам надо взять власть в свои руки.
К июню после апрельского кризиса советы теряют свою мощь. Двоевластие закончилось. Над страной нависла опасность военной диктатуры. Альтернативой такому развитию могла быть только диктатура пролетариата. Тактические установки, разработанные Лениным, были утверждены 6 съездом партии большевиков (26 июля-3 августа). В решениях съезда был определен курс на вооруженное восстание как новую форму политической борьбы, готовя его как в политическом, так и техническом плане. В начале октября в партии большевиков преобладающей становится точка зрения о необходимости передать власть Советам силой оружия. 12 октября был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК) как орган вооруженного свержения Временного правительства. На местах были созданы городские, районные, губернские, а в армии - фронтовые, армейские и пр. ВРК. Основная их деятельность заключалась в военно-технической подготовке восстания, формировании, вооружении боевых отрядов, разработке плана восстания и т.п. Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и возглавил руководство вооруженным восстанием. 25 октября в 10 часов утра было опубликовано написанное Лениным обращением "К гражданам России ", в котором объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти в стране в руки ВРК. В ночь с 25 на 26 октября состоялся штурм Зимнего дворца. Временное правительство было арестовано. На втором всероссийском съезде большевиков 25 октября был принят Декрет о мире, Декрет о Земле; съезд решил вопрос о передаче власти Совету
Народных комиссаров. Председателем СНК был избран Ленин. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), председателем был избран Свердлов. Политическая победа большевиков была обусловлена широкой поддержкой народных масс, их стремлением к социальной справедливости.
Днем 24 октября и в ночь на 25 октября революционные силы Петрограда захватили мосты, главные объекты и учреждения города. Лишь Зимний дворец, Главный штаб и Мариинский дворец оставались под контролем Временного правительства. Утром 25 октября большевиками Временное правительство было объявлено низложенным, а власть переходила в руки Военно‑революционного комитета. В это время Керенский выехал на фронт в надежде привести в Петроград войска с Северного фронта. Однако около 10 часов вечера, после выстрела крейсера «Аврора» отряды красногвардейцев проникли в Зимний дворец и арестовали членов Временного правительства.
Вечером 25 октября открылся II съезд Советов. Меньшевики и эсеры призывали создать однородное социалистическое правительство, а восстание назвали авантюрой, потребовали его прекратить и в знак протеста покинули съезд. По инициативе В. И. Ленина было провозглашено о переходе власти к съезду Советов. Россия провозглашена республикой Советов. На втором заседании по докладам В. И. Ленина были приняты декреты о мире, о земле, сформировано советское правительство.
В Декрете о мире воюющим странам и их правительствам предлагалось заключить справедливый демократический мир без аннексий и контрибуций, отменить тайную дипломатию, уважать суверенитет больших и малых народов.
Декрет о земле был основан на крестьянском наказе о земле, выдвигаемом партией эсеров. Помещичье, монастырское, церковное и удельное землевладение, а также частная собственность на землю отменялись, запрещались аренда и продажа земли. Земля и ее недра объявлялись общенародным достоянием. Вся земля делилась по трудовой и потребительской норме между крестьянами на основе уравнительного землепользования.
На съезде было сформировано советское правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком, или СНК). Его председателем стал В. И. Ленин. В состав СНК вошли видные большевики: Л. Д. Троцкий стал народным комиссаром (наркомом) иностранных дел, А. И. Рыков – наркомом внутренних дел, А. В. Луначарский – наркомом просвещения, И. В. Сталин – наркомом по делам национальностей и др. Съезд избрал и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) – фактически парламент новой республики. В отличие от правительства в нем были представлены и другие революционно‑демократические партии – левые эсеры, меньшевики‑интернационалисты и др., но большевики преобладали. Председателем ВЦИКа был избран Л. Б. Каменев, затем его сменил Я. М. Свердлов.
Вслед за Петроградом советская власть стала распространяться по всей стране. В Москве для руководства восстанием 25 октября был сформирован Московский военно‑революционный комитет. Восстание приняло затяжной характер. Московский гарнизон оказал сопротивление. Ценой 2 тыс. жертв восстание победило в ночь на 3 ноября 1917 г.
В течение ноября 1917–марта 1918 г. советская власть установилась на основной территории страны в основном мирным путем. В. И. Ленин охарактеризовал этот процесс как «триумфальное шествие Советской власти».
35. Становление советского государства. Выход России из Мировой войны
К началу Первой мировой войны и русской революции 1917 г. Россия подошла в состоянии интенсивного этногенеза, который захватил и главное ядро российской этносоциальной общности - русский народ, - и входящие в Российскую империю народы (особое место занимали поляки и финны, которые в малой степени интегрировались в Россию и были нацелены на отделение).
Прежде всего, происходило ускоренное развитием капитализма формирование российской нации, о котором писал П.Б. Струве. Народы России уже долго жили в одном государстве, пребывание в котором обеспечило им два важнейших для их национальной консолидации и самосознания условия - защиту от угрозы внешних нашествий и длительный период политической стабильности. Уже это стало источником высокого уровня лояльности государству и его символам. Высокая степень равноправия подданных разной национальности, отказ от политики ассимиляции и веротерпимость государства способствовали укреплению и расширению межэтнических связей народов России.
У этих народов имелся общий значимый иной - русские, которые были с ними в интенсивных и разнообразных контактах и образ которых был в целом положительным. Шло распространение русского языка и русской культуры, что усиливало связи других народов не только с русским ядром, но и между собой. Эти связи уже имели длинную историю и вошли в этнические предания. Не будет преувеличением сказать, что для большинства полиэтнического населения Российской империи совместная жизнь в одном государстве с русскими ощущалась как историческая судьба. Это красноречиво проявилось в том факте, что после распада Российской империи в 1917 г. в ходе Гражданской войны русская Красная армия нигде не воспринималась как армия иностранная.
В то же время, в самом русской ядре в предреволюционные годы происходил процесс демонтажа «феодальной», по выражению марксистов, «русской нации». Сословное общество переживало кризис и под воздействием наступающего капитализма, и под ударами крестьянства, которое уже не могло терпеть сословные притеснения помещиков и власти, но в то же время не желало принимать и программы капиталистического раскрестьянивания. Для большинства русских (крестьян и рабочих) дворянство, буржуазия и чиновничество стали чужим народом (во время войны -«внутренним немцем»).
Г. Флоровский писал: «Завязка русской трагедии сосредоточена именно в факте культурного расщепления народа. Разделение «интеллигенции» и «народа» как двух культурно-бытовых, внутренне замкнутых и взаимно-ограниченных сфер есть основной парадокс русской жизни» [1].
После 1905 г. стал быстро нарастать социальный расизм дворянства и буржуазии в отношении крестьян. И.Л. Солоневич пишет: «Бунинские «Окаянные дни», вышедшие уже в эмиграции, полны поистине лютой злобы - злобы против русского народа» [2, с. 193]. Либеральная интеллигенция от народопоклонства метнулась к русофобии. Тяжелый кризис переживало и государство, и превращенное в официальную государственную идеологию православие. Они уже не могли скреплять и держать русских как единый народ.
Революции ждали как последнего способа остановить этот распад. Видный деятель земства Д.Н. Шипов считал даже, что революция не просто стала необходимой для возрождения общества, она необходима срочно, и чем скорее она произойдет, тем менее разрушительной станет. И так думал не только либерал Шипов. В июне 1905 г. в Петербурге прошло совещание 26 губернских предводителей дворянства, которое поддержало требования земцев о проведении конституционных реформ. В записке, поданной царю, содержалась важная и глубокая мысль: «Роковое стечение обстоятельств таково, что, если бы удалось силою отсрочить революцию, не устранив ее причин, каждый месяц такой отсрочки отозвался бы в грядущем несоразмерным усилением ее кровавой беспощадности и безумной свирепости» [3, c. 156].
Социальное чувство угнетенных и эксплуатируемых тружеников приобрело в России окраску национального чувства угнетенного народа, а такое соединение всегда придает движению удивительную силу и упорство. Вот приговор сельского схода дер. Коптевка Богородицкого уезда Тульской губ. в Трудовую группу I Госдумы (июль 1906 г.): «Мы не можем защищать своих интересов даже совершенно мирными средствами: наши мирные села превращаются в военные лагери, а нас ставят в положение покоренного народа, с которым можно во всякое время расправиться шашками и нагайками, прикрываясь готовностью служить порядку и закону. Произвол и беззаконие свили себе прочное гнездо в наших бедных деревушках, над которыми витают кровавые призраки убитых за то, что они осмелились просить кусок хлеба» [4, т. 1, с. 172].
При таком видении компромисс найти уже почти невозможно, а его власть имущие и не искали. Распад народа на враждующие части стал неизбежным. Но на этом фоне подспудно уже началось зарождение будущего советского народа - как прошедшего в революции пересборку русского народа, который затем быстро подтянул к себе и другие народы Российской империи.
Реформа 1861 г., предоставив простор для развития капитализма в России, в то же время породила глубокий кризис («Распалась цепь великая, распалась и ударила - одним концом по барину, другим по мужику»). Крестьяне были «освобождены» так, что были обязаны платить за свою землю «выкупные» (их отменили только вследствие революции 1905 г.). В начале ХХ века, когда государство с помощью налогообложения стало разрушать натуральное хозяйство крестьян без модернизации – просто заставляя крестьян выносить продукт на рынок, терпение крестьян лопнуло. Они пришли к убеждению, что правительство – их враг, что разговаривать с ним можно только на языке силы. Началась русская революция, которая была продолжена в других крестьянских странах и стала мировой – но не по Марксу.
Крестьяне с. Никольского Орловского уезда и губ. в своем наказе в I Госдуму (июнь 1906 г.) предупреждали: «Если депутаты не истребуют от правительства исполнения народной воли, то народ сам найдет средства и силы завоевать свое счастье, но тогда вина, что родина временно впадет в пучину бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство и на бессильную думу, взявшую на свою совесть и страх действовать от имени народа» [4].
Попытка модернизации села через разрушение общины при сохранении помещичьего землевладения («реформа Столыпина») лишь углубила секторный разрыв. При этом положение большинства крестьян ухудшилось. Тяжелое материальное положение крестьян в начале ХХ века породило острую духовную проблему. Толстой не раз писал, что к этому времени произошло знаменательное и для правящих кругов неожиданное повышение нравственных запросов крестьянства. Он обращал внимание на то, что крестьяне вдруг перестали выносить телесные наказания, это стало для них нестерпимой нравственной пыткой, так что стали нередки случаи самоубийства из-за этих наказаний. Наказы и приговоры крестьян 1905-1907 гг., затрагивающие темы человеческого достоинства, поражают своим глубоким эпическим смыслом – сегодня, в нашем нынешнем моральном релятивизме, даже не верится, что неграмотные сельские труженики на своих сходах могли так поставить и сформулировать вопрос.
Когда читаешь эти приговоры и наказы в совокупности, то видишь, что революция означала для крестьян переход в качественно иное духовное состояние. Их уже нельзя было удовлетворить какими-то льготами и «смягчениями» - требование свободы и гражданских прав приобрело экзистенциальный, духовный характер, речь велась о проблеме бытия, имевшей даже религиозное измерение. «Желаем, чтобы все перед законом были равны и назывались бы одним именем – русские граждане».
Приговор схода крестьян дер. Пертово Владимирской губ., направленный во Всероссийский крестьянский союз (5 декабря 1905 г.) гласил: «Мы хотим и прав равных с богатыми и знатными. Мы все дети одного Бога и сословных различий никаких не должно быть. Место каждого из нас в ряду всех и голос беднейшего из нас должен иметь такое же значение, как голос самого богатого и знатного» [4, т. 2, с. 252].
Лев Толстой подчеркнул именно моральное падение монархии и дворянства, которое привело к оскорблению подавляющего большинства подданных, обретших к этому времени высокоразвитое самосознание - крестьян. Вспомним его слова 1895 г.: «В то время как высшие правящие классы так огрубели и нравственно понизились, что ввели в закон сечение и спокойно рассуждают о нем, в крестьянском сословии произошло такое повышение умственного и нравственного уровня, что употребление для этого сословия телесного наказания представляется людям из этого сословия не только физической, но и нравственной пыткой» [5].
В совокупности крестьянских наказов и приговоров 1905-1907 гг. выражена центральная мировоззренческая матрица русского крестьянства начала ХХ века (суть которой М. Вебер выразил словами общинный крестьянский коммунизм). На этой матрице и стал собираться советский народ. В этих документах, выработанных сельскими сходами, было сформулировано представление о человеке - та антропология, которая была положена в основу принятой в СССР доктрины прав и обязанностей человека. Были определены принципы благой жизни - образ идеального будущего. В общих чертах был представлен и образ будущей государственности, основу которой должны были составить советы - привычный орган крестьянского самоуправления, принятый и развитый в российском кооперативном движении.
Февральская революция сокрушила одно из главных оснований российской цивилизации – ее государственность, сложившуюся в специфических природных, исторических и культурных условиях России. Тот факт, что Временное правительство, ориентируясь на западную модель либерально-буржуазного государства, разрушало структуры традиционной государственности России, был очевиден и самим пришедшим к власти либералам. Французский историк Ферро, ссылаясь на признания Керенского, отмечает это уничтожение российской государственности как одно из важнейших явлений февральской революции.
Напротив, рабочие организации, тесно связанные с Советами, стремились укрепить государственные начала в общественной жизни в самых разных их проявлениях. Меньшевик И.Г.Церетели писал тогда об особом «государственном инстинкте» русских рабочих и их «тяге к организации». При этом организационная деятельность рабочих комитетов и Советов определенно создавала модель государственности, альтернативную той, что пыталось строить Временное правительство.
Особую роль и в выработке советского проекта, и в создании структур советской государственности сыграла российская армия. Исторически именно она стала одной из важнейших матриц, на которых вырос советский проект, а затем и советы как тип власти. Во каком-то смысле армия породила советский строй. Большая армия, собранная в годы 1-й Мировой войны, стала тем форумом, на котором шла доработка советского проекта, вчерне намеченного в наказах и приговорах 1905-1907 гг.
Мировая война вынудила мобилизовать огромную армию, которая, как выразился Ленин, «вобрала в себя весь цвет народных сил». Впервые в России была собрана армия такого размера и такого типа. В начале 1917 г. в армии и на флоте состояло 11 млн. человек - это были мужчины молодого и зрелого возраста. Классовый состав был примерно таков: 60-66% крестьяне, 16-20% пролетарии (из них 3,5-6% фабрично-заводские рабочие), около 15% - из средних городских слоев. Армия стала небывалым для России форумом социального общения, причем общения, не поддающегося политической цензуре. «Язык» этого форума был антибуржуазным и антифеодальным.
В тесное общение армия ввела и представителей многих национальностей (костяк армии составляли 5,8 млн. русских и 2,4 млн. украинцев). В армии возникли влиятельные национальные и профессиональные организации, так что солдаты получали большой политический опыт сразу в организациях разного типа, в горячих дискуссиях по всем главным вопросам, которые стояли перед Россией.
После Февральской революции именно солдаты стали главной силой, породившей и защитившей Советы. Вот данные мандатной комиссии I Всероссийского съезда Советов (июнь 1917 г.). Делегаты его представляли 20,3 млн. человек, образовавших советы - 5,1 млн. рабочих, 4,2 млн. крестьян и 8,2 млн. солдат. Солдаты представляли собой и очень большую часть политических активистов - в тот момент они составляли более половины партии эсеров, треть партии большевиков и около одной пятой меньшевиков.
Российская армия еще до 1917 г. сдвигалась к тем ценностям, которые вскоре резко выделили Красную армию из ряда армий других стран – к ценностям общины, отвергающей классовое и сословное разделение. Более того, эта община, уходящая корнями в русскую культуру, сильно ослабляла и межнациональные барьеры. Интернационализм официальной идеологии марксизма, принятой в Красной армии, в условиях СССР сделал ее уже специфически многонациональной неклассовой и несословной армией – первой и единственной в своем роде.
И еще одна фундаментальная особенность Красной армии была предопределена тем, что в ней были ослаблены или даже совсем устранены сословные и кастовые структуры. Возникнув как армия простонародья, она и свою офицерскую элиту «выращивала» уже как элиту не кастовую, а народную, с присущим русской культуре идеалом всечеловечности, подкрепленным и официальной идеологией братства народов [6].
Историк Д.О. Чураков пишет: «Революция 1917 г., таким образом, носила не только социальный, но и специфический национальный характер. Но это национальное содержание революции 1917 г. резко контрастировало с приходом на первые роли в обществе либералов-западников. Что это могло означать для страны, в которой национальная специфика имела столь глубокие и прочные корни? Это означало только одно – рождение одного из самых глубоких социальных конфликтов за всю историю России. И не случайно эта новая власть встречала тем большее сопротивление, чем активнее она пыталась перелицевать «под себя» традиционное российское общество» [7, с. 77].
России удалось пережить катастрофу революции, собрать свои земли и народы, восстановить хозяйство и за десять лет сделать рывок в экономическом и научно-техническом развитии. Это стало возможным прежде всего потому, что за десять лет до краха, была начата работа по созданию матрицы и технологии монтажа нового народа России - советского. Условием нашего национального спасения было и то, что для этой работы была приспособлена готовая организационная структура, созданная сначала для совершенно другой цели - партия большевиков.
Эта марксистская партия с начала ее возникновения в 1903 г. имела целью именно демонтаж старой «феодальной нации», свержение монархии и расчистку пространства для выполнения капитализмом его прогрессивной миссии развития производительных сил и воспитания своего могильщика - пролетариата.
Эту траекторию резко изменила революция 1905-1907 гг., из которой Ленин и идущая за ним часть большевиков сделали фундаментальные выводы. Уроки этой революции позволили им преодолеть важнейшие догмы марксизма и начать строить новую концепцию общества, государства, революции и даже мироустройства (марксизм-ленинизм). По мере того, как продвигалась эта работа, партия большевиков все больше приобретала национальный (точнее, народный) характер. Важнейшим поворотом на этом пути стало принятие и развитие идеи союза рабочих и крестьян как субъекта русской революции. Эта идея, высказанная М. Бакуниным в его полемике с Марксом, стала затем частью представлений народников. Русские ортодоксальные марксисты (Плеханов) верно оценили ее как откат от марксизма к народничеству. Для большевиков зеркалом русской революции стал Лев Толстой - выразитель мировоззрения русского общинного крестьянства, части центральной мировоззренческой матрицы, на которой собирался русский народ как этническая общность.
Большевики не просто послужили организационной основой для выработки нового национального проекта России и подготовительной работы по сборке советского народа. Они провели мировоззренческий синтез представлений крестьянского общинного коммунизма с марксисткой идеей модернизации и развития - но по некапиталистическому пути.