Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика рыцарской культуры




Образ рыцаря в мировой истории и культуре один из самых долгоживущих. Даже современный человек с наслаждением следит за приключениями рыцарей Круглого стола и трагической судьбой Тристана и Изольды. Однако реальный образ рыцаря средневековья далеко отстоит не только от современных версий массовой культуры, но и от образа благородного рыцаря созданного романтиками в XIX веке.

Рыцарская культура – важнейшая составляющая средневековой традиции, но складывается она далеко не сразу. Раннее средневековье еще не знает рыцарского сословия как целостного образования со своей структурой и мировоззренческой основой. Безусловным является только то, что это хорошо вооруженный всадник, способный к боевым действиям. Во времена Карла Великого происходит формирование основного принципа социальной организации сословия «воюющих» (в последствии ставшего универсальным принципом организации жизни средневекового общества) – системы сеньорно-вассальных отношений. Именно Карл Великий вводит обычай оммажа («вручения себя»фр.), согласно которому, войн приносящий клятву верности королю, получал за это бенефиций (земельный надел) в пожизненное владение, которое в последствии превращалось в родовую собственность. Так постепенно складывалась система вертикальных связей между сюзереном и его вассалами, и, одновременно, формировалась система ленов (земельной собственности).

Рыцарская культура представляет собой сложное переплетение светских и религиозных компонентов. Истинный рыцарь, прежде всего – правоверный христианин, однако жизнь его проходит не в молитве и благочестивых деяниях, а на полях сражений. Это порождает сложные антиномии, лежащие в основе мировоззрения рыцарства.

Основными антиномиями рыцарской культуры являются:

a. Христианская заповедь «не убий» и принцип воинского служения;

b. Антиномия чести и славы (слава как проявление личной воинской доблести и честь как сословная добродетель);

c. Противоречие религиозной аскезы и рыцарской щедрости;

d. Противоречие земной славы и небесного воздаяния.

Важную роль в формировании рыцарской культуры сыграли крестовые походы(XI-XIII вв.). К этому времени церковь наконец находит компромисс между христианским принципом «не убий» и германским принципом «убей кого сможешь». Такой идеологией становится концепция «священного воинства». Период зрелого средневековья, с его растущими городами, торговлей и ремеслом, требовал контроля за торговыми путями в богатые восточные земли. Это становится скрытой причиной первых крестовых походов. Однако важно и то, что церковь предлагает рыцарю-воину служить Богу не молитвой, а мечем. Возникают духовно-рыцарские ордена как синтез монашеского служения и воинской доблести. Главные из них – тамплиеры (1118г.), госпитальеры(1070 г.) (мальтийский орден), тевтоны (1190 г.).

Крестовые походы привнесли в культуру западно-европейского средневековья много нового. Это касается не только художественной традиции, но повседневной жизни рыцарства: пряности, шелк, дамасское оружие. Рыцарь, вернувшийся с Востока, уже иначе воспринимал свое положение в обществе и хотел, чтобы его привилегии имели зримое воплощение.

Начиная с XII века, при дворах королей и крупных феодалов развивается богатая придворная жизнь с пирами и турнирами, представлениями гистрионов и жонглеров. Важнейшим феноменом придворной культуры этого периода становится куртуазная культура.

В основе куртуазной культуры лежит культ «Прекрасной Дамы». Безусловно, положение женщины в средневековом обществе (даже дамы благородного рода) ужаснуло бы современных феминисток, однако нельзя не согласится с тем, что культ прекрасной дамы не выдумка романтиков более поздних эпох.

Любовь рыцаря и прекрасной дамы при всей этикетности и идеализации такого рода отношений, превращала женщину из «сосуда греха» в объект поклонения и почитания. Кроме того, куртуазная любовь выступает способом разрешения противоречия между сословным браком и индивидуальным чувством.

Лирика трубадуров и миннезингеров, рыцарский куртуазный роман – этим обогатила мировую литературу куртуазная культура средневекового рыцарства. Развитие светской литературной традиции связано с появлением новых поэтических форм: рифмы, аллегорического языка. И пожалуй самое главное – провансальская лирика и рыцарский роман создается на национальных языках, вопреки господству латыни в культуре средневековья. История куртуазной литературы оставила нам имена знаменитых трубадуров и авторов романов (Сордель, ГильемОрантский, Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах).

Произведения рыцарской литературы создавали идеальный образ рыцаря - бесстрашного война и верного вассала. Но этот образ переплетался с авантюрным сюжетом, фантастическими персонажами и событиями, и, конечно, любовью к Прекрасной Даме. Одной из важнейших коллизий рыцарского романа становится противоречие долга и чувства. Так, например, в знаменитом романе «Тристан и Изольда» страстная любовь героев, вспыхнувшая под влиянием любовного напитка, вступает в неразрешимое противоречие с долгом вассальной верности для Тристана и супружеским долгом для Изольды.

В итоге, следует отметить, что рыцарская культура, мировоззренчески опираясь на христианскую традицию, по сути дела была светской, ибо основные ценности в жизни рыцаря были связаны с земной жизнью, была ли это воинская слава или любовь Прекрасной Дамы.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.