Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.
Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.
Термин Возрождение принадлежит Джорджо Вазари. Он считал античность идеальным образцом искусства и полагал необходимым возродить ее образцы. Как и в Античности, главной темой становиться в искусстве не Бог, а человек, культура приобретает антропоцентрический характер. Даже для постижения божественной красоты лучше всего подходят человеческие чувства, в особенности зрение. В дальнейшем уже с 18 века, эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования берут свое начало в самой эпохе.
Основные черты культуры Возрождения
* – антропоцентризм,
* – гуманизм,
* – модификация средневековой христианской культуры,
* – особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,
* – новое отношение к миру.
Названные черты тесно связаны между собой. Изучение одной из них в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этой эпохи. Представители эпохи Возрождения, называя себя гуманистами, выражали таким образом направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания – живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его
разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Гуманисты полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, не аскетическим умерщвлением плоти, а прежде всего гуманистической ученостью. Благородным делают человека не его происхождение, а овладение культурой, широкая многогранная светская образованность, опирающаяся на изучение не только христианских, но и Греко-латинских источников. Писатели и художники выше воспеваемых ими героев, так как слава героев – на кончике пера. Благородный человек, иначе говоря, – это гуманист, аристократ духа. Этот новый, духовный аристократизм стал знаменем гуманистической культуры Возрождения.
Гуманистическая культура создала не только новый взгляд на человека, но и на природу.
Возросший интерес к изучению природы был обусловлен развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания – расширило человеческий кругозор.
Результатом стал расцвет визуальных искусств, в особенности живописи, в которой возник жанр пейзажа (в средневековом и в античном искусстве природа не была предметом изображения, но лишь условной средой, в которую помещались персонажи)
Такое сближение искусства и науки предполагало, что искусство способно дать истинное знание о сущности вещей, оно выделяет эту сущность, делает ее явной. Чтобы искусство давало знания, в основе изображения должны лежать математические закономерности. В частности, ту же цель преследовал Леонардо своим чертежом человека, вписанного в круг и в квадрат. В своих построениях они ориентировались на правило «золотого сечения». Художники Возрождения открыли секрет построения прямой перспективы, т.е. изображения объекта на плоскости. Итак, творцы эпохи Возрождения стремились выработать четкие, почти научные правила для художника, «поверить алгеброй гармонию». При этом они избегали слепого копирования действительности, их художественный метод – идеализация, изображение реального таким, как оно должно быть.
Архитектура Ренессанса в Италии, с обращением к античности и преодолением готики, изменила облик Флоренции, Милана, Рима, Венеции. Они стали таковыми в основных доминантах к концу XV и в XVI веках.
Тогда же появились каменные мостовые и палаццо (основной тип богатого городского дома), и загородные виллы, возрождение форм римской классики. Пишут о распространении ренессансного шкафа, который возник первоначально из двух сундуков, поставленных друг на друга, а сундук - это наследие греко-римской классики.
При раскопках были отрыты нижние этажи домов, ушедших в землю за многие столетия, они выглядели, как гроты, в которых проступили орнаментальные композиции: сплетенья листьев аканта, фигурок зверей, птиц и человека, с архитектурными элементами, - изумительные по красоте. Их назвали «гротесками» - по месту, где нашли. Рафаэль подхватил идею орнаментальных композиций древних, возродил и сделал элементами отделки интерьеров дворцов и для последующих столетий.
23. Культурный прогресс: основные критерии и противоречия
Критерии: гуманизм, любовь, отношение друг к другу. Цивилизационный прогресс – Есть. Культурный – Нет (убивают много людей, разрушали храмы).
Культурный прогресс - срок культурологии, обознач движение вперед, от низкого до высокого; объективный процесс качественных сдвигов в культуре, которые позволяют ей подняться на высшую ступень своего развития. Показателем культ прогресса служит накопление худож ценностей. В конце XX в. этот показатель получил принципиальной доступности для каждого вследствие использования технических средств (кино, телевидение, компьютер, средства мультимедиа и т.д.).
Показателем культурного прогресса служит также распространение арсенала изобразительных средств, синтез различных видов искусства. В области духовной культуры происх не только накопление худож ценностей, расширение познавательной сферы искусства, появление новых его видов и новых технических средств искусства, а также сдвиг в понимании сущности искусства, его генезиса и социального назначения.
Высшим критерием в системе показателей культ прогресса является развитие гуманистического начала, обогащения всех видов искусства идеями гуманизма. Критерии: гуманизм, любовь, отношение друг к другу. Цивилизационный прогресс – есть. Культурный – нет (убивают много людей, разрушали храмы).
- Парадокс 20-го века:
К 20-му веку нанакоплен огромный потенциал духовынх ценностей, культурных достижений. Ни одна культура прошлого не распологала таким духовным богатством. Люди надеялись стать гуманнее и умнее, а в итоге – 20-й век стал самым трагичным во всей истории кульутуры миры. В 20-м веке было уничтожено сотни миллионов людей. – МЕГАСМЕРТЬ.