Практикум№1.
№1. Из труда современного историка.
«...Одной из интереснейших страниц русской истории являются кризисные явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом определили всю её историю не только до Петра I, но и значительно дольше, потому что в их результате на российский престол взошла новая царская династия — Романовы.
18 марта 1584 г. печальный перезвон всех московских колоколов возвестил о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. Закончилось полувековое царствование одного из самых деспотических властителей отечественной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но героической Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи Северной кампании, произошедшей более чем через 100 лет, при Петре I. Но во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер государственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом именно политика этого царствования подвела Российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».
С1. К какому периоду истории (векам) относятся упоминаемые в начале отрывка кризисные явления? Под каким названием вошли в историю России события этого времени?
С2. В чём заключались последствия описываемых событий для последующей истории России? Назовите не менее трёх последствий, используя для ответа на вопрос информацию из источника и знания курса истории России.
СЗ. Почему автор связывает описываемые кризисные явления с царствованием Ивана Грозного? В чём суть этих кризисных явлений? Укажите всего не менее трёх положений. Для ответа используйте текст документа и ваши знания по истории России.
№2. Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
«В усердной любви к гражданскому образованию Борнс превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским к наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие
важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому..., он звал к себе нз Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместннков или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей н самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубий-цею?».
С1. Укажите хронологические рамки царствования Бориса Годунова. В чём состояла особенность его воцарения?
С2. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Назовите не менее трёх положений.
СЗ. Почему, несмотря на все заслуги, Борис Годунов оставил о себе противоречивую память? Приведите не менее двух объяснений.
№ 3. Из «повести» И.М. Каты рева-Ростовского, современника события.
«В четвертый день после убийства расстриги пришел на Лобное место боярин князь Василий Иванович Шуйский со многими иными и собрал весь народ для избрания патриарха. Народ же закричал, что прежде следует избрать царя на царство, а потом будет и патриаршее избрание. От того же боярина, от князя Василия, многие друзья и советники были отправлены в народ, чтобы агитировать за князя Василия. Эти люди научили народ кричать, чтобы новым царём стал Василий Шуйский. Таким образом, он и был избран, а народ разошёлся по домам. Названный царь Василий пошёл в Кремль, в соборную церковь Пресвятой Богородицы, помолился и пролил слёзы перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Потом пошёл в царские покон и стал там жить. Бояре же и все вельможи вместе с народом стали почитать его, как и прежних царей.
Царь Василий [был] ростом мал, некрасив, очи имел подслеповатые, хорошо образован, умен, но очень скуп, упрям. Только тех любил, кто ему
наговаривал на других. Их он встречал с радостным лицом н с удовольствием слушал. Интересовался колдовством, а о воинах своих не заботился».