1809, 20 марта (1 апреля) – родился в местечке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1821–1828 – учеба в Нежинской гимназии высших наук.
1828 – переезд в ________________________. Издает под псевдонимом ________________ романтическую поэму "Ганс Кюхельгартен".
1829 – путешествие морем в Любек.
1830 – в журнале "Отечественные записки" П.П.Свиньина напечатан ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________ – сближение с В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, что оказывает влияние на его судьбу и литературную деятельность.
_________ – выход в свет 1-й и 2-й частей "Вечеров на хуторе близ Диканьки".
1831–1835 – преподаватель ___________в Патриотическом институте.
1834–1835 – должность адъюнкта на кафедре истории в ______________________________________________________________________
1834 – избран в действительные члены Общества ______________________________________________________ при Московском университете.
1835 – напечатаны "Арабески" и __________________________
___________ – работа над поэмой "Мертвые души".
1836, январь – завершена работа над комедией ______________________. 19 апреля – премьера в Петербурге в Александринском театре; 25 мая – премьера в Малом театре в Москве. После постановки комедии ______________ Гоголь уезжает за границу.
____________ – напечатан первый том "Мертвых душ" с изменением названия на "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Напечатана повесть "Шинель".
1848 – паломничество в Иерусалим.
1851, 5 ноября – читает комедию "Ревизор" в Москве в доме Талызина.
___________, в ночь на 13 февраля – сожжена рукопись II тома "Мертвых душ".
1852, 21 февраля (4 марта) – умер в Москве. В 1931 году останки Гоголя перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
2.7 Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»
Выполните в тетради для внеаудиторных работ анализ заключительного эпизода повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" (см. Методические рекомендации по анализу эпизода в Приложении.
Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы... но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но Боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради Бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.
Контрольная работа по литературе
Й половины XIX века
Выполните в тетради для внеаудиторных работ один из двух представленных вариантов контрольной.
Вариант 1
Задание № | Часть 1 |
А 1 | Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина. 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века |
А 2 | Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.? 1) лицейский 2) южная ссылка 3) ссылка в Михайловское 4) Болдино |
А 3 | В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину? А) «Анчар» В) «Вновь я посетил…» Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…» 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г |
А 4 | В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта? 1) «Арион» 3) «Элегия» 2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило» |
А 5 | Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I 1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный» 4) «Бахчисарайский фонтан» |
А 6 | Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности? 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1. | |
1 Безумных лет угасшее веселье 2 Мне тяжело, как смутное похмелье. 3 Но, как вино – печаль минувших дней 4 В моей душе чем старе, тем сильней. 5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 6 Грядущего волнуемое море. 7 Но не хочу, о други, умирать; 8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; 9 И ведаю, мне будут наслажденья 10 Меж горестей, забот и треволненья: 11 Порой опять гармонией упьюсь, 12 Над вымыслом слезами обольюсь, 13 И может быть – на мой закат печальный 14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной. А.С.Пушкин | |
В 1 | Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения? |
В 2 | Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина? |
В 3 | Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк. |
В 4 | Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печал ь», «умирать» – «жить»). |
В 5 | Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути? |
В 6 | Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества. |
С 1 | Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал. 1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)? 2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. |
Часть 2 | |
А 7 | Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя. 1) Москва. 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852 3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862 |
А 8 | Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель - 1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист |
А 9 | Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский. 1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа» |
А 10 | Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе? 1) «Шинель» 2) «Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством» |
А 11 | Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек» 1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости» 4) является продуктом бесчеловечного государства |
А 12 | В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург? А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего» 1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б,Г |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. | |
О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой… Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект… Н.В.Гоголь | |
В 7 | Как называется повесть, из которой взят отрывок? |
В 8 | Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть. |
В 9 | Сколько произведений входит в названный цикл? |
В 10 | Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)? |
В 11 | Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)? |
В 12 | Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста? |
С 2 | Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов. 1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу? 2. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)? |
Вариант 2
Задание № | Часть 1 |
А 1 | Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века |
А 2 | Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова? 1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм |
А 3 | В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества? 1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…» |
А 4 | Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова. 1) А. Керн 3) Е.Сушкова 2) Е.Денисьева 4) А.Панаева |
А 5 | Определите лейтмотив лирики Лермонтова 1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества |
А 6 | Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. 1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1. | |
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов | |
В 1 | Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы? |
В 2 | Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя. |
В 3 | Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)? |
В 4 | Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя? |
В 5 | Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой». |
С 1* | Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. 1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение? 2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени? |
Часть 2 | |
А 7 | Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа. А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли 1) А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г |
А 8 | А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность? 1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный» |
А 9 | Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина. 1) романтическая поэма 2) философская поэма 3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах |
А 10 | Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»? 1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры 3) Петербург – город «униженных и оскорблённых» 4) Петербург – фон разворачивающихся событий |
А 11 | Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»? 1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа 4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно |
А 12 | Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина? 1) свадьбой героя 2) отъездом Евгения 3) смертью героя 4) гибелью памятника в результате наводнения |
Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2. | |
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин | |
В 6 | Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? |
В 7 | К какому литературному роду относится жанр поэмы? |
В 8 | Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»? |
В 9 | Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения. |
В 10 | Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка? |
В 1 1 | Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)? |
В 12 | Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы? |
С 2 | Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. 1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина? 2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина. |