Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Жанр стихотворения: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке, то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, благодаря каким словам об этом догадываемся.

5. Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Образ лирического героя, авторское "Я".

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.

 

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

-Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

-Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.

-Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

- публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова

 

- Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):

- антитеза/противопоставление;

- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

- повторы/рефрен;

- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

 

-Поэтическая фонетика:

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.

- аллитерация - повторение одинаковых согласных;

- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

- ассонанс - повторение гласных;

- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

 

Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.

Размер:

акцентный стих;

_ _' _ амфибрахий;

_ _ _' анапест;

верлибр (свободный или белый стих);

'_ _ _ дактиль;

дольник;

'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;

_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

 

Рифма:

аабб - парная;

абаб - перекрёстная;

абба - кольцевая.

анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

 

Мое восприятие этого стихотворения.

 

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

 

Методические рекомендации по анализу эпизода

ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА (сцены, главы, фрагмента)

1. Определить ОСНОВНОЙ СМЫСЛ эпизода. Может быть, дать ему название.

О чём идёт речь в этом эпизоде?

2. ГРАНИЦЫ ЭПИЗОДА (временнЫе, пространственные, текстовые).

Где происходит действие эпизода? Как долго длился эпизод? Сколько места он занимает в тексте?

3. ПЕРСОНАЖИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВНЫМИ НОСИТЕЛЯМИ СМЫСЛА В ЭПИЗОДЕ.

Кто из персонажей проявляет себя наиболее ярко, привлекает внимание читателя? Кому автор уделяет наибольшее внимание?

4. СМЕНА НАСТРОЕНИЙ И ЧУВСТВ ГЕРОЕВ, АВТОРСКАЯ МОТИВИРОВКА ИХ ПОСТУПКОВ.

Что и почему делают герои? Что они при этом чувствуют? Объясняет ли автор, почему они поступают именно так?

5. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЭПИЗОДА. Что меняется в отношениях между героями или в нашем отношении к ним после прочтения этого эпизода?

 

6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, которые использовал автор для раскрытия основного смысла эпизода. (Пейзаж, портрет, диалоги, авторские характеристики и т.п.)

 

7. РЕЧЕВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, которые помогаю создать эмоциональную атмосферу эпизода. (ТРОПЫ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)

8. РОЛЬ ЭПИЗОДА В ПРОИЗВЕДЕНИИ, ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЭПИЗОДАМИ, СО ВСЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В ЦЕЛОМ.

 

4. Рекомендуемая литература по 1-й половине XIX века

 

1. Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006

2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006

3. Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990

4. Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990

5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988

6. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные даты жизни и творчества | Объект и цель исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.