ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Тема: Фонемно-фонетический уровень и его значение для языка
I. Теоретическая часть
- Фонетика, ее предмет и задачи. Прикладное значение фонетики. Объект фонетики. Части и разделы фонетики. Аспекты фонетических исследований: перцептивный (Диброва 2001: с. 26-31), акустический, артикуляционный и функциональный. Фонетика и другие лингвистические дисциплины. Теоретическое и практическое значение изучения фонетики.
- Язык и речь. Звук и фонема. (Плотников Б.А. Язык и речевая деятельность // Общее языкознание. Мн., 1983.)
- Принципы классификации звуков. Гласные звуки и их классификация. Согласные звуки и их классификация.
- Фонология. Необходимость объединения разнообразия произносимых звуков в функциональные единицы (фонемы). Понятие фонемы. Методологические основы выделения фонемы.
- Различные фонологические концепции в языкознании. И.А. Бодуэн де Куртене – основатель фонологии. Суть расхождения МФШ и ЛФШ в понимании фонемы. Состав фонем современного русского языка, спорные вопросы их выделения.
- Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных. Исторические чередования гласных и согласных.
- Фонетическая транскрипция, техника ее выполнения
- Слог как суперсегментная единица. Слог как волна сонорности (по акустической теории А. А. Потебни). Место слогораздела по этой теории. Типы слогов. Структура слогов в русском языке.
- Такт, тактообразующая функция ударения. Фонетическая природа тактового ударения. Формула А. А. Потебни для определения границ тактов. Энклитики, проклитики, слабоударяемые слова. Особенности русского словесного (тактового) ударения. Функциональная характеристика словесного ударения.
- Фраза. Интонация как суперсегментное средство оформления фраз. Фонетическая природа интонации. Компоненты интонации. Части фразы, её границы. Основные типы ИК.
Терминологический аппарат: единицы фонетического уровня языка: сегментные (линейные), суперсегментные (нелинейные); аспекты изучения звуковых единиц в фонетике: функциональный, артикуляторный, акустический и перцептивный; транскрипция; гласные; согласные; вокализм; консонантизм; артикуляция; комбинаторные изменения звуков; изменения звуков в потоке речи; аккомодация; ассимиляция; диссимиляция; редукция; фонология; фонема; звук речи; звук языка; аллофон; перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции; сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции; архифонема; гиперфонема; слог; теория слога; типы слогов; фонетическое слово; интонация; такт; фраза.
II. Лабораторная часть
Затранскрибируйте текст.
На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.
2. Затранскрибировать слова, обратить внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твердых и мягких согласных?
Говор – разговор – выговор – говорит; (минеральные) воды – (хочу) воды – вод – водичка – водоворот – водяной; огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком; дорог – дороже – дорогой – дороговизна; падал – падение – выпад; подарок – подарить – даровой – дармоед; перелаз – лазейка; слез – слезай – вылез; слез – слеза – слезоточивый – прослезился; след – выследил – следопыт; слет – слетая – вылет; лед – ледовый – наледь – ледокол; слит – литая – вылит; глядя – глядит – выглядят; пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный; петь – петух – запевать; пить – запивать; пятиться – под пятой – выпятил; жернов – жернова; желудь – желудевый.
Затранскрибировать следующие тексты и подчеркнуть одной чертой все согласные.
А. Одного способа образования:
Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину ниже поскотины. Заревел и помчал мутную воду охмелевший от короткого водополья Енисей-батюшко.
Виктор Астафьев
Б. Одного места образования:
В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам.
Виктор Астафьев
В. Тождественные по работе голосовых связок:
Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскаленных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар.
Виктор Астафьев
Г. Тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка:
Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявлялась луна, мутная, тоже как будто издолбленная осколками, а с другой пробилось сквозь небесную муть заиндевелое, сумрачное солнце.
Виктор Астафьев
4. Слова частый и чистый различаются как по своему значению, так и по форме. Можно ли сказать то же самое о словах частота и чистота? Если нет, то почему? Как называется такое явление в лингвистике?
5. Проиллюстрировать своими примерами фонетические ряды согласных:
[д ] - [д’] - [ т ]
[ф ] - [ ф’] - [ в ] - [в’]
[н ] - [ н’]
6. При произношении согласных [м] и [н] воздушная струя выходит через носовую полость и звук получает соответствующий носовой резонанс. А есть ли в русском языке еще какие-то носовые согласные?
7. Чем различается произношение начального согласного в словах там и тут?
8. Сколько звуков в составе русской словоформы браться! Одинаково ли ее произношение с произношением словоформы братца!
9. В словоформе сядьте — шесть букв. А сколько в ней звуков?
10. Чем различается произношение последнего согласного в словах шифер и шифр?
11. Одно из стихотворений поэта-сатирика Д.Д. Минаева (1835—1889) заканчивается такими строками:
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Одинаково ли произносятся здесь последние части строк? Если есть различия, в чем они заключаются?
12. Сопоставить фонетическое слово и такт. В чем качественное различие словесного и тактового ударения? Каким образом фраза членится на речевые такты? Насколько произвольно такое членение? Назвать формально-грамматические признаки такого деления. Верны ли утверждения, что:
а) границы речевых тактов всегда отмечены паузами;
б) сколько изменений тона во фразе, столько в ней речевых тактов;
в) тактовое ударение – это то же, что и синтагматическое?