Разрешить нельзя запретить.
Как поразили его слова брата.
Он помнил очень ясно каждую минуту того дня.
В этот теплый тихий вечер не хотелось ни о чем говорить, только молчать, молчать и думать.
1 3. Какую роль играет логическое ударение? Придумайте контексты, в которых логическое ударение будет падать на разные слова в данном предложении.
Мне всегда приятно видеть Вас.
1 4. Разделить на слоги в соответствии с теорией сонорности следующие слова: патрон, старье, романсы, возглас, тусклый, бесплатный, оспа, декабрьский. Определите типы слогов.
1 5. Определите тип ударения (формообразовательное, подвижное или неподвижное) в следующих словах: стог, гроза, гвардия, чиж.
16. Поэт-авангардист Александр Введенский (1904—1941) писал также прозу. Одно из его произведений — не сохранившийся до наших дней роман под названием «Убийцы вы дураки» (без знаков препинания в оригинале). Попытайтесь приписать этому заглавию всё возможные синтаксические истолкования и расставьте соответствующим образом знаки препинания.
III. Развивающая часть
1. Сравните произношение обращений типа Петь! Том! Кость!, распространенных в разговорной речи, с произношением слов петь, том, кость. В чем различия между ними?
2. Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в художественной литературе, например у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:
А какое ж это диво? —
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой...
Почему старое заимствование из греческого языка океан превращается в русской речи в окиян! Случаен ли этот факт?
3. Прочитайте следующие сложносокращенные слова, возникшие в русском языке в различное время. Какое из слов по фонетическим причинам выпадает из общего ряда?
Фининспектор, Вест-Индия, Коминтерн, Совинформбюро, Политиздат, пединститут, техинструктаж, госимущество.
4. Англичанин (или немец, или француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими свойствами русского звука [ч] это связано?
5. В книге «Ни дня без строчки» Юрия Олеши так говорится о пушкинской строке И пусть у гробового входа...: «Пять раз подряд повторяющееся «о» — «гробового входа». Вы спускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да, да, тут под сводами — эхо!»
Справедливо ли это фонетическое наблюдение?
IV. Экспериментальная часть
1. Вы позвонили приятелю, тот поднял трубку — и вы догадались, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?
2. Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у и т.п.?
3. Прочитайте отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Дом-музей»:
Здесь он умер. На том канапе,
Перед тем прошептав изреченье
Непонятное: „Хочется пе..."
То ли песен? А то ли печенья?
Кто узнает, чего он хотел,
Этот старый поэт перед гробом!
Прокомментируйте с лингвистической точки зрения последние слова умиравшего поэта. Что могло означать неоконченное пе...? Можно ли здесь, в частности, допустить словоформу печенья?
4. В словах сон и слон гласная фонема <о> — разного происхождения. Можно ли это доказать, не выходя за пределы современного русского языка?
5. Представьте себе, что вы произносите слово дядя. Что случится со звуком [д'] (дважды), если вы при его произнесении «отключите» голосовые связки? А если, не отключая голосовых связок, вы опустите увулу (язычок, которым оканчивается нёбо) и тем самым приоткроете для воздушной струи проход в носовую полость? Как изменится звучание всего слова?
V. Творческая часть
В свое время Н.В. Гоголь так рассуждал об ответственности писателя в обращении со словом:
…Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. <…>
Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на рановременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение.
1844. О том, что такое слово. Соч., т. VIII, стр. 229.