Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие проектирования, синтеза, анализа, принятия решения




Проектирование занимает особое место в ряду других видов научно-технической деятельности человека. Не прекращаются дискуссии о том, является ли проектирование искусством, наукой или это просто раздел математики. Говоря о характере действий в процессе проектирования, большинство авторов считает, что в проектировании единым образом пересекаются наука и искусство, математика и творчество.

Существует множество определений проектирования. Главным в большинстве из них является разнообразие выделяемых составных частей процесса. Но если определять проектирование через конечный результат, то многие из них сходятся в указании конечной цели проектирования. А именно, цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Очевидно, что речь идет о технической искусственной среде и, соответственно, об инженерном проектировании; в отличии от проектирования одежды, интерьеров и т.д..

Проектированием называется вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата.

В определении проектирования существенны несколько факторов. Первый - техническая направленность действия. Значит результатами проектирования являются новые устройства, системы или процессы. Второй - решение должно быть научно обоснованным, т.е. требует применения специальных знаний. Третий фактор заключается в том, что создается не любое новое, а только то, что приносит обществу определенную пользу, удовлетворяет какие-то потребности или нужды. Исходя из определения, понятие проектирования в данном случае применимо только к техническим системам и в дальнейшем системы, о которых в курсе будет идти речь - это технические системы. Но главным, пожалуй, является то, что проектирование, по определению, - вид деятельности именно человека. Следовательно, по характеру проектная деятельность должна быть в определенной степени творческой.

Но в определении однозначно не устанавливается соотношение между творчеством (искусством) и строго логическими подходами при проектировании ТС.

Одни исследователи считают, что проектирование ближе к творческому, чем к регламентированному процессу, другие - что проектирование - только творческий, изобретательский этап. Третьи полагают, что творчество в технике имеет в основе некоторые стандартные процедуры и формальные структуры, поэтому возможно использование строгих научных теорий, например, теории систем. Иные считают, что проектирование - это область математики. Так или иначе, любые формализованные модели проектирования должны рассматриваться как подходы к алгоритмизации творчества.

Вопрос о соотношении творчества и формализации при проектировании имеет весьма важный практический смысл. Например, по мнению некоторых ученых, только 10 … 20 % объема работ по проектированию конструкций некоторых видов ЭС требует высококвалифицированных специалистов. Основная же часть работ может быть формализована и передана ЭВМ. Очевидно, что при условии получения высокого качества автоматизированного решения, процесс проектирования в таком случае становится эффективным. Поэтому необходимо определить возможности использования интуитивно-эвристических и формализованных подходов при проектировании.

В учебных целях необходимо только помнить, что общая особенность проектирования, как вида человеческой деятельности, состоит в сочетании научных (формализуемых) и интуитивно-эвристических, творческих действий.

Для ответа на вопрос о соотношении творчества и формализации при проектировании ТС необходимо рассмотреть различные представления о проектировании и сформулировать систему взглядов - концепцию, которая, по возможности, включала бы в себя, наиболее существенные знания о проектировании.

В настоящее время в теории и практике имеют хождения несколько пониманий (представлений, моделей) сложного понятия "проектирование":

1) объектная или системная модель - представляющая собой совокупность взаимосвязанных объектов, так или иначе участвующих в процессе проектирования и определяющих его результат;

2) организационная модель - представляющая собой совокупность мероприятий и факторов, так или иначе поддерживающих процесс проектирования;

3) содержательная - представляющая перечень и последовательность конкретных задач и необходимых действий при проектировании конкретного объекта;

4) семантическая - выявляющая характер и смысл выполняемых действий (содержательную модель можно рассматривать как развитие семантической модели; однако, есть смысл выделить и исследовать ее отдельно в силу ряда существенных отличий последней).

Краткий анализ начнем с рассмотрения системной (объектной) модели. Можно указать, что всегда в процессе проектирования самым активным образом участвуют следующие основные элементы: объект проектирования, коллектив разработчиков, совокупность средств, проектирования. Причем, в настоящее время из множества средств существенно выделяются два элемента: методы и системы автоматизированного проектирования (САПР).

Рис.2.11. Объектная (системная) модель проектирования.

Есть еще один важный элемент, оказывающий влияние на все перечисленные - некоторая "среда" действия. В сущности, это и есть сегодняшнее представление о проектировании ЭС, наши знания о нем, инженерное мировоззрение специалистов-проектировщиков ЭС.

Указанная модель дает возможность ответить на ряд вопросов. Например, что нужно учитывать для улучшения результата проектирования, а также каковы основные направления работ по созданию общей методологии конструирования ЭС. Из рассмотрения системной модели проектирования становится ясной необходимость исследования, как самих объектов, так и взаимных связей в системе, т.е. отношений типа "метод-объект", "разработчики-САПР", "объект-САПР", "метод разработчики", "объект разработчики".

Под организационной моделью понимается совокупность отдельных организационных мероприятий, документов, норм, средств и т.д., с помощью которых так или иначе, поддерживается и выполняется проектирование коллективом разработчиков.

Простейшее представление об организационной модели можно составить из рис. 2.12.

 

Рис. 2.12. Организационная модель проектирования.

Для анализа можно поделить все элементы этой модели на две группы:

- элементы, составляющие, условно говоря, "конструкторское бюро"; представление о том, что такое КБ имеет каждый практик;

- элементы, которые отнесены к "внешней среде"; они представляют собой средства, ограничения, условия и т.д. для выполнения разработки. Важнейшими элементами "среды" являются литературные источники, нормативные документы, по которым ведется разработка (ГОСТы, ОСТы, нормали, и т.д.), фонды, трудоресурсы, материалы, полуфабрикаты, энергия.

Основные выводы, следующие из рассмотрения данной модели:

1) для повышения эффективности проектирования необходимо соответствующим образом организовать процесс, другими словами - оптимизировать организацию проектирования;

2) в различных условиях (например, при изменении тематики или при новом объекте проектирования и т.д.) организационная система проектирования должна, в общем случае, изменяться;

3) практически оптимизация оргмодели в реальной практике не происходит; например, часто ли структура и состав КБ меняется при изменении тематики разработки.

Поскольку данная модель все-таки не является определяющей для методологии проектирования, ограничимся при ее описании уже сказанным.

Следующее представление о проектировании является наиболее распространенным. Под содержательной (процедурной) моделью проектирования понимается перечень и последовательность конкретных задач и необходимых действий по их решению (процедур) при проектировании конкретных объектов. Говоря о настоящем представлении (модели) проектирования необходимо подчеркнуть, что, поскольку формулировка и решение конкретной задачи - творческий процесс, постольку единой содержательной модели, инвариантной к различным ситуациям, существовать не должно. Речь о такой модели можно вести только для конкретных или типовых случаев проектирования.

 

Рис. 2.13. Содержательная модель проектирования.

Следует иметь в виду, что некоторые задачи приходится решать повторно в ходе проектирования, т.е. процесс имеет возвратные процедуры и не является строго последовательным.

Общими выводами по трем известным моделям являются следующие:

1) две первые модели слишком абстрактны, недостаточно конструктивны и не могут быть непосредственно использованы для инженерной практики;

2) очень важна содержательная модель в силу своей конкретности - вся практика проектирования строится, используя именно такое представление о проектировании. Существенным недостатком ее является то, что каждый раз приходится выстраивать свою модель. Указанный недостаток является продолжением основного достоинства модели - ее конкретности. Таким образом, возникает необходимость разработки такой модели, которая по возможности совмещала бы достоинства указанных моделей и не имела бы их недостатков.

Определим проектирование с иных позиций: а именно, рассмотрим смысл и характер выполняемых действий, т.е. установим сущность процесса проектирования и сформулируем общее (теоретическое) представление о проектировании.

Анализ различных описаний процессов решения технических задач позволяет говорить о присущих им определенных общих чертах. Общее в процессах проектирования любого объекта состоит в неоднократно возникающих действиях синтеза, анализа и принятия решения.

Рис. 2.14. Обобщённая (семантическая) модель проектирования.

Здесь и в дальнейшем под синтезом понимается один из характерных видов деятельности в процессе проектирования, заключающийся в получении, генерации одного или нескольких вариантов (моделей) решения.

На рис.2.15 и в таблице к рисунку дается толкование действий синтеза, анализа и принятия решения на примере рассмотрения некоторой системы при входном воздействии на нее и наличии реакции системы.

Рис. 2.15. Понятие действий анализа, синтеза и принятия решения.

Полученное при синтезе в виде некоторой модели решение потом анализируется. При этом устанавливаются выходные характеристики объекта. В процессе принятия решения по результатам анализа либо фиксируется окончательная альтернатива и действия заканчиваются, либо процедуры проектирования продолжаются в виде повторных действий анализа или синтеза.

ПРИМЕР 1. Синтез: разработка печатной платы (ПП) - установка навесных элементов на плату, определение формы, конфигурации и размеров печатных проводников между элементами.

ПРИМЕР 2. Анализ: расчет надежности (вероятности безотказной работы за определенный период) конструкции ПП ЭС.

ПРИМЕР 3. Принятие решения: после этапов 1 и 2 получили, что Ррасч > Ртреб. Что делать? Варианты решений: изменить решение (повторный синтез ПП), перепроверка анализа, оставить решение без сомнений.

Приведенное представление о процессе проектирования позволяет сделать вывод о чрезвычайной важности качества решения задачи синтеза. Ошибки, заложенные на этапе синтеза, невозможно полностью исправить на последующих этапах без повторного синтеза и они неизбежно будут присутствовать в окончательном решении. Следовательно, качество проектирования во многом определяется качеством синтеза вариантов.

По мнению большинства специалистов подтверждаемому всей практикой, процедуры анализа могут быть принципиально выполнены с помощью строго формализуемых операций. Действия же синтеза, в общем случае, требуют обязательного творческого участия человека и не формализуемы. Принятие решения в простейших ситуациях может осуществляться формализовано, однако в общем случае также требуется творчество человека. Следовательно, проектирование, как вид целенаправленной деятельности, состоит из многократно повторяющихся действий синтеза, анализа и принятия решения, по характеру является творческим, и должно выполняться с участием человека.

В связи со сказанным, процесс проектирования конструкций даже иногда определяют как "многошаговый синтез через анализ с принятием решений в условиях неопределенности".

Последнее представление о проектировании позволяет сделать ряд выводов:

1) модель проектирования, в виде повторяющихся действий синтеза, анализа и принятия решений - теоретическая, инвариантная к различным постановкам задач;

2) однозначно решен вопрос о причинах творческого характера действий проектирования из-за наличия действий синтеза и принятия решений;

3) наметилось распределение ролей между ЭВМ и человеком: человек с его творческими возможностями необходим в процессе проектирования при решении задач синтеза и принятия решений.

Для того чтобы строго установить роль человека-творца и логики (роль формализации и ЭВМ) в процессе проектирования, необходимо, учесть, еще, тот, факт, что, задача, синтеза не всегда требует участия человека для ее решения. В настоящее время считается, что "не очень сложные" задачи синтеза могут быть решены формализовано. Далее есть смысл выявить различные классы задач проектирования ТС, с точки зрения необходимости участия человека в процессе проектирования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1096 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.