Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цели и задачи учебного курса Культурология.

Определив функции культуры, сделаем вывод о необходимости изучения культуры в различных ее проявлениях. Именно такие задачи определяет наука КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

 

Название науки – Культурология – появилось сравнительно недавно: в конце Х1Х – начале ХХ века. В 1871 году в книге английского антрополога Э.Тайлора «Первобытная культура» одна из глав была названа – «Наука о культуре». В 1915 году лауреат Нобелевской премии, выдающийся немецкий химик В.Оствальд в книге «Система наук» предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Однако, потребовалось еще несколько десятилетий, чтобы новый термин прижился в научном обороте. Значительную роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия принадлежит английскому антропологу Л.Уайту. В 1949 году он публикует книгу «Наука о культуре», к которой введение в научный оборот термина культурология серьезно обосновывается.

 

В настоящее время в структуре культурологии выделяют пять основных направлений научного поиска: 1) история культуры; 2) теория, философия культуры, история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология.

Предметом изучения:

1.истории культуры является исследование последовательного развития человеческой культуры во времени;

2. философии культуры является изучение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена, а также анализ суммы философских представлений о культуре;

3.социологии культуры является взаимоотношения общества и культуры;

4. культурной антропологии является изучение человека как творца.

Прикладная культурология связана с применением результатов научных исследований на практике (музееведение, архивоведение, менеджмент культуры).

.

 

Таким образом, КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, в которой могут работать специалисты разных гуманитарных направлений, взаимодополняя друг друга. Своего рода пограничная наука. В этом состоит ее особенность

Безусловно методы познания истины в каждом из направлений культурологии могут быть узко специфическими. Однако, существуют и универсальные методологические подходы к изучению культуры. Такими методологическими принципами могут быть: принцип историзма, когда культуру рассматривают как явление, находящееся в процессе исторических изменений, возникновения, исчезновения; диалектический принцип, благодаря которому культуру рассматривают в развитии и взаимосвязях; компаративный метод, который устанавливает сходство через сравнение; системный, синергетический подход, рассматривающий культуру как сложнейшую динамическую самоорганизующуюся систему. От хаоса к порядку и наоборот. Целостный подход сохраняет приоритет целого. В отличие от системного подхода, который  выделяет составные части единого. Единство не рассматривается как механическое сложение составных частей системы. Оно приобретает новое качество. Системный и целостный подходы взаимодополняют друг друга, находятся в диалектическом единстве.

Очевидно, что знание истории культуры является фундаментальным культурологическим знанием. Вот почему в учебном курсе Культурологии для начинающих освоение проблем культуры основное внимание сосредоточено на истории изучаемого предмета. В освоении нашего курса мы будем придерживаться уже названных методических принципов. Нашей задачей является:

1) знакомство с локальными культурами в процессе исторических изменений (принцип диалектического историзма);

2) сравнение культур, установление их сходства и различий (компаративный метод)

3) мы обратим внимание на интеграционные процессы в истории культуры (см.аккультурация, интеграция)  и таким образом увидим, что мировая культура представляет собой одновременно целостную, но сложную систему (синергетический подход)

В заключении приведем ссылку на мнение одного из основателей российской культурологической школы С.Н Иконниковой. В философской традиции Х1Х века выделялось два типа знаний: знания о природе и знания о культуре. Знания о природе – естествознание, медицина, технические науки, статистика, экономика определялись как собственно научные знания (science). Они опирались на опыт и точные факты, устанавливали объективные законы. Знания о культуре в широком смысле слова не всегда получали статус наук, их называли гуманистикой (humanities). Знания этого типа непосредственно связаны с человеком, с его субъективными предпочтениями и мнениями. Они тоже описывают конкретные факты, но предназначены для постижения смысла и значения событий, памятников, произведений искусства и литературы. Гуманистика оперирует не строгими понятиями и категориями, а ценностями, символами, знаками. Ее главные задачи: воздействие на духовный мир личности, раскрытие добрых идей, побуждение к творчеству, сотрудничеству, взаимопониманию. (Культурология. Учебник. Под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.,2005, с.27).

Именно такую высшую задачу ставим мы в нашем курсе Культурологии.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура – это зона толерантности и мира. | Психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 189 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.