ВВЕДЕНИЕ.
Наша дисциплина называется Культурология, и для начала нам предстоит выяснить, что включает в себя это понятие и определить задачи нашего учебного курса.
План лекции:
1.Основные понятия культурологии: культура, цивилизация,
2.Морфология культуры.
3.Динамика культуры
4.Функции культуры.
5. Структура и состав современного культурологического знания. Цели и задачи учебного курса Культурология.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация
Термин Культурология содержит два латинских корня «культура» и «логос» - разум, знание. Таким образом, Культурология в формальном переводе, знание культуры. Этим термином в ХХ веке обозначили новый самостоятельный раздел гуманитарных наук, предметом изучения которого стала культура в самом общем понимании этого слова.
Обратимся к понятию культура – главному предмету научного изучения в культурологии.
Термин «культура» пришел к нам из латыни. В Древнем Риме его изначально употребляли как производственный термин, обозначая возделывание или обрабатывание. Однако вскоре данное понятие распространили и на сферу становления человеческих отношений, становления личности. Уже в античном мире культуру часто определяли как «вторую природу», то есть природа – это всё, что не сотворено руками человека, а культура – это мир человеческого творчества. В таком подходе был замечен определённый изъян, так как человек в своём творчестве внедряется в мир природы и эти миры пересекаются, взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга.
В европейском средневековье понятие «культура» было вытеснено, заменено понятиями христианских добродетелей, определявших ценностные ориентиры человека средневековья.
В конце средних веков, в период, когда завершилась эпоха великих географических открытий, и европейцы начали активную колонизаторскую деятельность, термин «культура» постепенно возвращается в лексикон европейцев, однако, с несколько другим наполнением. Термином «культура» стали обозначать характерные, отличительные этнические черты, традиции народов, зачастую подчеркивая именно разность культур. В это же время пробуждается и интерес европейцев, страдавших эгоцентризмом, к изучению других культур. Преследуя зачастую не столько научные, сколько политико-экономические цели, европейцы, тем не менее, именно в XVII– ХVIII веках закладывают основы нового научного направления, которое только к началу ХХ века получит название КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Собственно сам термин «культура» вновь запускается в лингвистический оборот в Европе с конца ХVIII века, когда в 1782 г. немецкий просветитель И.Адегунга выпускает книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».
В русском языке слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова (1845г.), однако широкого распространения оно в середине Х1Х века не получило. Вместо него употреблялись такие понятия как «образованность», «просвещение», «воспитанность», «разум». Только в 60-е годы Х1Х века новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы утверждается в научной литературе.
В наши дни дать точное, безоговорочное определение понятия культура достаточно трудно.
Попробуем это сделать. Определение понятию культура зависит от того, что вы видите ядром, центром культуры.
– деятельный подход (в основе определения лежит творческая деятельность человека)
- ценностный подход (в основе определения лежит стремление человека к достижению ряда ценностных задач)
- знаковый (семиотика – наука о знаках. В основе определения лежит понимание культуры как набора понятий, обозначаемых различные сферы человеческого творчества.)
Подходов к определению культуры великое множество. Единого академического определения культуры на существует.
Причины отсутствия единственно правильного определения:
1.- гуманитарная область знаний, в отличие от естественнонаучных дисциплин, с трудом признаёт «последнюю точку над i», так как мир человека творящего с трудом укладывается в жесткое лоно правил и определений.
2. - мир культуры чересчур большой, разнообразный, с возможно разными подходами к оценке явлений
3. - относительная молодость науки Культурологии и незавершенность отработки научного аппарата затрудняют работу над жестким определением.
Определение российского философа А.Ф. Лосева – одно из удачных.
Культура есть предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, технических, ремесленных, научных, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых) – см. Лосев А.Ф. «Дерзание духа», М.1988, с.218-219.
Смысл - Предельная общность творчества человека во всех областях и проявлениях на протяжении исторического времени. ( в подходах данного определения доминируют деятельный и исторический принципы0
Понятие Цивилизация тесно связано с понятием Культура – такие же трудности определения.
1.синонимы (обыденность)
2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ скачок - кардинальная ломка, революционный прорыв в эволюции культуры.
3.Кризисный, завершающий этап развития культуры на определённом уровне исторического развития.
2. Морфология культуры
Морфология ( гр. Morphё -форма+ logos – знание) – наука о строении чего-либо. Морфология культуры – учение о внутренней структуре культуры.
Мир культуры чрезвычайно большой, необъятный. Для эффективного изучения культуры удобно расчленить, организовать этот мир в некую систему, понятную структуру. Структурные подразделения культуры демонстрируют нам сложност ь э той многоуровневой системы, и одновременно дидактическое удобство обращения с частями этой системы.
Структурные подразделения культуры:
1. Доминирующая культура и субкультуры. Контркультура.
-Доминирующая культура – Доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которые признаются большинством общества. В литературе можно встретить синоним доминирующей культуры – главенствующая культура.
-Субкультура - культура отдельной социальной группы.
-Антигуманную, активно противопоставляющую себя гуманизму культуру называют контркультурой.
2.Материальная,духовная,художественная.
-Материальная культура – вещественный, физически реальный мир, творимый человеком. Следует иметь в виду, что всё материальное – реализация духовного, а это духовное невозможно без материальной базы. Таким образом, существует неразрывное единство материального и духовного.
-Духовная культура – или нематериальная область культуры, отражающая внутренний, нравственный мир человека. Включает сферы духовного производства и его результат – религию, философию, мораль, искусство, науку.
Художественная культура – вид деятельности и её результат, отображающий действительность в художественных образах. В нашем учебном курсе мы будем много внимания уделять этой части человеческого творчества, поэтому обратите внимание на то, что в этом разделе культурологии существуют такие понятия как искусство и виды искусства
3.Социальные характеристики культуры
4.Элитарная, массовая, народная культуры.
-Народная культура – один из древнейших видов культуры. Творится самим народом. Чаще всего народная культура безымянна, растворяет имена создателей в пластах исторической памяти.
-Массовая культура – совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни. Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности.
-Элитарная (высокая) культура - культура немногих, иногда избранной части общества. Элитарную культуру отличает творческое начало. Она не боится создания новых культурно-эстетических норм, поэтому её часто называют лабораторией культуры.
5.Исторические типы культуры
-Исторические типы культуры – культура, соответствующая определенному историческому периоду, эпохи, отличающаяся наиболее общими признаками и свойствами. С эпохи Возрождения в научный оборот вводилась периодизация, делящая всемирную историю на древность (античность), средние века и новое время. Этот принцип подхода к мировому историческому процессу сохраняется и в настоящее время, дополняя предложенную структуру новейшим временем. Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры рассматриваются: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура Нового времени, культура Новейшей истории.
К этой системе можно отнести как естественные знаки, например язык, письменные тексты, фольклор, традиции, так и функциональные – дорожные знаки, научная терминология.
6.Региональные (локальные), этнические культуры
- Локальная культура – культура конкретного исторически определенного общества.
К п.6 можно отнести и так называемые срединные культуры. В современной культурологии этот термин, как и некоторые другие культурологические термины, вызывает дискуссию.
-Серединная культура (срединная культура)-этот термин в современной культурологии употребляется в нескольких смыслах. 1) так обозначают культуру, например, византийскую, которая занимает середину между европейской и азиатской культурами, являясь интересным и ярким симбиозом этих культур. 2)ярковыраженную культуру переходного периода некоторые исследователи также называют серединной, например, культуру эпохи Возрождения, европейскую культуру 17 века, русскую культуру петровского времени. Усвоив эти вышеперечисленные понятия, постарайтесь в дальнейшем изучении нашей дисциплины органично использовать их. 3. Динамика культуры Как Вы помните из школьного курса, динамика – это наука о движении. Культура находится в постоянном развитии, в динамике. Таким образом, в этой части лекции мы будем говорить о законах и условиях развития культурыЗакон единства и разнообразия культуры. Он утверждает, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.
Например, 1. достижения в освоении космоса. Безусловные лидеры – Россия и США. Изучение космического пространства – характерная составляющая культуры именно этих стан в отличие от Португалии или Кении. В этом смысле культуры разнообразны. Однако, навигаторами сегодня пользуется весь мир и эти космические технологии по своему объединили мир.
2. Культура первых классовых государств Средиземноморья была письменной культурой, то есть письменность существовала во всех этих странах. Но графика письма, язык, который передавала письменность, были различны (клинопись – иероглифы).
Закон преемственности в развитии культуры. Этот закон исходит из положения о том, что культура – это, прежде всего, унаследованный опыт поколений, иначе бы человечество не развивалось, а каждое новое поколение начинало изобретать язык, примитивные орудия труда, учится строить и т. д.
Здесь уместно дать определение традиции как основы развития культуры. Традиция (лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычай, норма поведения, вкусы и т.д.
Например. Традиционно в европейской культуре детей начинали обучать в 6-7 лет. Так было в античности, так продолжается и сегодня.
Другой пример. В строительстве зрелищных сооружений используется рациональный прием древних греков – последовательное повышение зрительских рядов для удобства публики.
Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Культура – сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой исторический тип культуры. Смена эпох приводит к смене исторического типа культуры – так проявляется прерывистость в развитии культуры. Яркий пример – Октябрьская революция в России 1917 года, в основе преобразований которой лежал тезис разрушения «до основания, затем…».
Однако смена экономического и политического строя не означает полного разрыва цепи развития мировой культуры. Наследование достижений предшествующих эпох и включение их в новую систему общественных отношений превращает процесс в непрерывный. Традиции русской культуры, несмотря на декларации разрушения в 1917 году, во многом сохранились.
Таким образом, прерывность культуры носит относительный характер, а непрерывность – абсолютный. Несмотря на потери, иногда и провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.
Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоположных культур – важная объективная закономерность, изучаемая культурологией.
Какие факторы влияют на развитие культуры? (что влияет на развитие творчества?)
1.наличие материальных условий (деньги, дом, пища, одежда и.т.д)
2. внутренняя свобода творчества, талант, желание творить, действовать
3.политическая свобода
4 .знание традиции
5.коммуникативные связи (оценка творчества со стороны общества,близких людей, профессионалов)
6. Профессиональные навыки, образование
7.наличие свободного времени
8.семья и близкое окружение и т.д.
В культурологии существует понятие мертвая культура. Культура называется мертвой, когда прекращается живая передача традиции от поколения к поколению. Так произошло, например, с культурой Древнего Египта, где после завоевания Египта арабами в начале средневековья, под давлением новой арабской культуры были вытеснены и постепенно забыты язык, религия, обычаи, история Древнего Египта. Культура омертвела, стала непонятна даже жителям самой Нильской долины. Таким образом, вслед за признанием роли свободы в развитии культуры следует отметить и такое важнейшее условие сохранения живой культуры как передача, сохранение, понимание традиций собственного народа.
Функции культуры.
Функции культуры (лат. function –исполнение).
Культура выполняет следующие функции:
- трансляционную, передавая опыт человечества
- познавательную или гносеологическую,
- воспитательную, (часто воспитание идет через познание);
- нормативную или регулятивную (освоение нормы ведет к гармонии и личности и общества);
адаптивную (знание нормы ведет к толерантности);
аксиологическую или ценностную (освоение культуры влияет на формирование шкалы ценностей индивида);
-семиотическую (организуя бескрайний мир культуры в некую знаковую систему).
КУЛЬТУРА – ЭТО ЗОНА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МИРА.