Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовная жизнь в разные периоды детства.

До последнего времени учение о духовной жизни в детстве совершенно отсутствовало.

Т.к у человека есть духовное начало значит есть ступеней его раскрытия в реальной жизни, значит есть ступени и формы духовной жизни у ребенка. В «Психологии детства» (1922 г.) В.В. Зеньковский развивал учение о том, что самое деление детства на различные периоды связано с различной духовной установкой в душе ребенка.

В.В. Зеньковский - священник, русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант.

Возрастная периодизация В.В. Зеньковского ступеней и форм духовной жизни ребенка в разные периоды:

1) грудной период до 5,5 лет

2) раннее детство до 7 лет

3) второе детство до 11,5-13 лет (у девочек несколько раньше, чем у мальчиков)

4) отрочество до 15-16,5

5) юность от 15-16,5 до наступления зрелости.

(по мнению В.В. Зеньковского детство в самом широком смысле этого понятия длится до 23-25 лет)

 

Грудной период развития, в это время духовная и эмпирическая сферы ребенка развиваются параллельно, не мешая, не конкурируя друг с другом. Он называл этот период периодом наивной целостности детской души.

Р аннее детство, В «парадоксальную картину сочетания духовного богатства и медленно возрастающей силы эмпирической психики…но не можетвлиять на внутренний мир ребенка

«Дитя, наивно в добре и зле, моральное сознание еще не связывает путей добра и зла с волей, с свободным решением, но вкус ко злу (уже сознаваемому как недолжное,) уже есть налицо. Дитя поймет наказание за дурной поступок, но не могло бы понять идеи наказания за дурную мысль, за влечение ко злу.»

В торое детство, Духовная жизнь начинает следовать заэмпирической «намечается отход от прежней духовной установки, намечается духовный поворот к миру, стремление войти в мир, слиться с ним и овладеть им». Характерными чертами этого возрастного периода мыслитель считает стремление приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни. Это время увлечений сказочными и историческими героями, подражания старшим и их идеалам, освоения социальных «моделей».

О трочество – идет половоесозревание подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине». Происходящие телесные и психологические изменения находят отражение в духовной сфере это время мечтательного эгоцентризма и субъективизма. С периода отрочества начинается настоящее самосознание. «отрочество религиозно пусто, хотя очень мистично – но мистикой земной, даже подземной, но отнюдь не небесной».

Юность, завершение «диалектики духовного и психофизического развития», «равновесия между эмпирическим и духовным составом человека».синтетическое соединение в это время всех предыдущих периодов развития.

«Основной темой» юности: «как найти себя в Боге, уже будучи в Нем» – тему спасения. Способ преодоления «фатального обособления» личности, «неверного ее погружения в себя» В.В.Зеньковский видит в «оцерковлении личности», ставя это как основную педагогическую проблему. «В Церкви постепенно, через процесс внутренней жизни и через благодатное срастание с Церковью в таинствах, в молитве, мы начинаем понемногу опытно опознавать изначальное единосущие, которое ныне лишь в Церкви может быть реализовано. […] И мы, взрослые, не можем дать этого юности – ни через беседы, ни через прямые приказания – а лишь через тот неуловимый процесс оцерковления, в котором вся суть педагогического процесса».

 

Зеньковский: главной задачей школы является понимание, что школа не просто должна помочь детям стать самостоятельными, крепкими, здоровыми людьми, готовыми эффективно функционировать в обществе. Главное упущение в школе – это то, что организация внутреннего мира остаётся без всякого внимания. Должен быть восстановлен идеал целостности воспитания, чтобы оно охватило всю личность ребенка, а это невозможно без развития педагогической религиозной антропологии.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическая характеристика различных видов темперамента. | Страсти. Борьба со страстями.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2114 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.