С церковно-славянского языка слово страсть переводится как «страдание» (отсюда, например, слово страстотерпец, т.е. терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей ни болезни, ничто другое, как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению их греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им, «всякий, делающий грех, есть раб греха». Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.
Зло, приобретенное через нарушение гармонии и есть страсти, а противоположность в невинной природе человека, при сохранении гармонии, называлось бесстрастием
Слово страсть имеет несколько значений.
Первое Игнатий Брянчанинов " Грех, овладевший человеком, называется страстию".
Второе. преп. Иоанн Лествичник: «страстью называют самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным её свойством» То есть страсть это большее, чемгрех – это греховная зависимость, рабство определённому пороку.
Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: чревообъядение; любодеяние; сребролюбие; гнев; печаль; уныние; тщеславие; гордость. Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей
Св. Иоанн Кассиан Римлянин подразделяетстрасти на душевные, т.е гнев, уныние, гордость. И телесные – они втеле зарождаются и тело питают (блуд, чревоугодие). Человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу,так и тело.
Итак, для вступления на путь войны против страстей нужно иметь твёрдую решимость, возненавидеть страсть всей душою и ополчиться на неё. Второе, что нужно сделать – это покаяться в грехах, прибегнуть к таинству исповеди, но не просто исповедовать грехи, а принять решение бороться с ними и после исповеди не оглядываться назад, сжечь все мосты, связывающие нас с прошлой страстной греховной жизнью и идти вперёд, побеждая страсти. И третье условие, с помощью которого можно одержать победу над страстями, – это осознание своей
немощи. Без помощи Божией, только своими силами, страсти победить невозможно Борясь со страстями без смирения можно впасть в гордость, которая является худшей из страстей. На этом основано такое явление как прелесть. Святому Антонию Великому была показана земля, как бы опутанная сетью, и он воскликнул: «Кто же может избежать сих сетей?» И был ему ответ: «Смирение!»
Совесть. Святые отцы о совести.
Совесть
Психологически – совесть есть сознательная оценка свободных нравственных деяний как добрых или злых и самочувствие, приятное или неприятное, сопровождающее эту оценку.
Совесть является с одной стороны нравственно-законодательной силой (она одобряет или порицает)(голос Божий, говорящий в нас, в нашем нравственном чувстве), а с другой – судьей и мздовоздаятельной силой (награждает или наказывает). Будучи достоянием всех людей, совесть, не у всех одинакова; даже у одного и того же человека совесть не всегда бывает одинакова. Совесть может быть от природы очень чуткой, а может быть развита и воспитанием
Совесть есть одно из самых наивысших благ наших, дарованных нам Богом. Совесть есть как бы духовная пуповинка, связывающая человеческую душу с природой Самого Бога. Самое правильное воспитание совести может дать только истинная богооткровенная христианская религия через Церковь с ее Таинствами, Богослужениями и молитвами.
Святые отцы о совести
В святоотеческой традиции мы не находим особых, больших сочинений о совести.
Иоанн Дамаскин совесть есть внутренний закон нашего ума
Иоанн Златоуст У нас есть достаточное руководство – совесть, и невозможно чтобы кто-нибудь лишен был ее помощи"
прп. Марк Подвижник, "Ища врачевания, заботься о совести, и что она тебе говорит, делай и получишь пользу"
прп. Ефрем Сирин "Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению"
совесть не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в деньСуда"