Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. Но в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются чистые типы темперамента, но преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека: · холерический, · сангвинический, · флегматичный, · меланхолический.
Холерик – это человек с преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность. Увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость.
Сангвиник – обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель. Но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик – человек с инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты меланхолика по сравнению с привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные интеллектуальные способности.
Христианское учение о добродетелях.
Что такое добродетель
Добродетели – это подражание божественным совершенствам. Добродетельная жизнь единит с Богом.
В общении с Богом, удаляясь от греха, христианин не имеет предела на пути религиозно-нравственного развития, ибо у «добродетели один предел совершенства – не иметь предела». Добродетели естественны для человеческой природы (человек ведь создан по Образу Божьему)
Добродетель - «проявления человеческой воли, согласной с нравственным законом или божественною волею и проистекающие из любви к Богу и ближним»
Так как добродетели христианина исходят из нравственного закона, человек вступает в своей жизни в троякие отношения: к верху – к Богу; ко вне – к ближним и ко внутрь – к самому себе.
Виды добродетелей
Св. Игнатий Брянчанинов выделяет следующие добродетели:
воздержание – обуздание плоти умеренным потреблением пищи, от которого ослабевает самолюбие;
целомудрие: начало целомудрия – неколеблющийся от блудных помыслов ум, и совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога;
нестяжание – удовлетворение себя лишь необходимым;
кротость – мир сердечный, незлобие, тишина ума;
блаженный плач – болезненное сокрушение сердца, нищета душевная;
трезвение – наблюдение за всеми своими делами и помышлениями, крайняя недоверчивость себе;
смирение – страх Божий, познание своего ничтожества, укорение себя;
любовь – влечение любовью к Господу, зрение в ближнем Образа Божия, духовная радость.
св. Ефрем Сирин - Разделение добродетелей на душевные и телесные. К душевным - мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, простота, правдолюбие, свобода, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение. Телесные добродетели – это воздержание, пост, бдение и другие аскетические подвиги.