Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ленинский этап развития научной философии




Новый этап развития научной философии представлен в трудах Ленина и его многочисленных последователей в нашей стране и за ру­бежом. Ленинский этап принято связывать с эпохой империализма, со­циалистических революций, строительством социализма в ряде стран.

Философская теория мира и человека в этот период своего раз­вития ищет и находит свой ответ, далеко не во всем безошибочный, на требования времени, требования изменяющегося общества, научно-технического прогресса, развития естественных и социальных наук.

Основные черты марксистской философии на новом этапе раз­вития были первоначально определены прежде всего новаторскими идеями Ленина, изложенными им в трудах: “Что такое “друзья наро­да” и как они воюют против социал-демократов?” (1894), “Экономи­ческое содержание народничества и критика его в книге г. Струве” (1894-1895), “Материализм и эмпириокритицизм” (1908), “Об отноше­нии рабочей партии к религии” (1909), “Три источника и три состав­ных части марксизма” (1913), “Карл Маркс” (1914), “Философские тетради” (1914-1915), “Государство и революция” (1917), “О значении воинствующего материализма” (1922) и др.

На этом этапе перед марксистско-ленинской философией стоят четыре важнейшие задачи: дальнейшего развития философской тео­рии, обоснования и участия в дальнейшей разработке научной полити­ческой экономии и научного социализма, обобщения данных бурно развивающегося естествознания и других наук, обобщения опыта со­циалистического строительства.

Ленин и его последователи, растущее сообщество советских философов подняли марксистскую философию на новый теоретичес­кий уровень. Огромную роль в развитии марксистской философии сы­грала революция в физике на рубеже XIX-XX вв. Она началась с но­вых великих открытий (электрона, радиоактивного распада, “дефекта массы”, изменчивости массы), которые не могли быть объяснены су­ществовавшей физической теорией, имевшей своим фундаментом ме­ханику Ньютона. Революционные открытия в физике вызвали кризис старой физики, ломку ее понятий (породившую большие теоретичес­кие трудности), поиск новой физической теории.

Поскольку физики и философы-немарксисты в своем подавля­ющем большинстве были знакомы только с механистическим и мета­физическим материализмом, который отождествлял материю с недели­ мыми атомами, а ее неотъемлемыми свойствами считал механичес­ кую массу, инерцию и непроницаемость, новые открытия в физике по-своему логично (с изложенных упрощенных философских позиций) были истолкованы как свидетельство несостоятельности материализма вообще. “Материя исчезла” - таков смысл выводов, сделанных частью физиков, составивших школу “физического идеализма”. Таким обра­зом, кризис физической теории был тесно связан с кризисом фило­софских основ физики. Эти кризисы взаимно обусловливали и усили­вали друг друга. Кризис философских основ физики заключался в 1)


 

отказе от материализма и переходе к идеализму, 2) отказе от призна­ния физической теории отображением объективной реальности, в пе­реходе к агностицизму.

Начиная с 70-х гг. XIX в. в среде буржуазных ученых получает распространение махизм — новая форма позитивизма, субъективного идеализма, основанная венским физиком и философом Э. Махом и швейцарским философом Р. Авенариусом. Мах — крупный физик, не­мало сделавший для подготовки новой общей физической концепции — теории относительности. Этим во многом объясняется и известная популярность его философии. Отказываясь от материализма, школа “физического идеализма” переходит на позиции Маха и Авенариуса. Она истолковывает новые открытия в физике в качестве свидетельства в пользу понимания мира как совокупности элементов опыта, элемен­тов мира. Мах заявил об открытии им “подлинных элементов мира”, которые не являются ни материей, ни духом Махизм, как теория “эле­ментов мира”, согласно Маху, преодолевает устаревшее противопо­ставление материализма и идеализма, становится выше партий в философии.

После поражения первой русской революции 1905-1907 гг. воз­никает кризис революционного движения, делаются попытки ревизо­вать марксизм “слева” и “справа”. Этот кризис вызвал распростране­ние махизма и в среде социал-демократии, как среди меньшевиков, так и среди большевиков. В среде социал-демократии махизм (А. А. Богданов, В. А. Базаров, А. В Луначарский и другие) выступал как ре­визия философии марксизма и философская основа ревизии марксиз­ма в целом, его теории и практики.

В новых исторических условиях необходимо было творчески развить марксистскую философию, поднять ее на качественно новый уровень на основе обобщения данных революции в естествознании, подвергнуть критике попытки ревизии марксистской философии, мар­ксистской теории в целом. Эти задачи были решены Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” (1908)

В своем главном философском труде Ленин подверг критике махизм, на основе убедительной аргументации показал несостоятель­ность махизма, субъективного идеализма вообще, разработал диалектико-материалистическое объяснение новых открытий в физике. Ле­нин выяснил причины кризиса физики и ее философских основ, наме­тил пути выхода физики из кризиса, дал глубокую трактовку марксистского понятия материи, сформулировал его научное определение

Книга “Материализм и эмпириокритицизм”, содержащая то ос­новное, что мы связываем с ленинским вкладом в развитие диалекти­ческого и исторического материализма, требует специального глубо­кого изучения и.конспектирования. В пособии мы ограничимся поэтому, после данной выше краткой характеристики ее содержания, еще несколькими замечаниями об узловых положениях книги.

Центральное место в ленинских теоретических разработках, представленных в “Материализме и эмпириокритицизме”, занимает анализ понятия материи, который дан в таком виде впервые в фило­софской науке. К этому анализу мы еще вернемся в последующих раз­делах пособия.

Весьма важно, далее, выяснить основные аргументы, выдвига­емые Лениным против махизма, в обоснование материализма. Эти ар­гументы можно условно разделить на “негативные” — анализ ряда со­физмов, с помощью которых строится махизм, субъективный иде­ализм вообще, и “позитивные”—анализ прямых доводов в пользу ма­териалистической философии. Позитивные аргументы Ленин вводит с помощью “чрезвычайно ядовитых” для махизма, по его выражению, вопросов: “Существовала ли природа до человека?”, “Мыслит ли че­ловек при помощи мозга?” и “Существует ли объективная истина?”. Используемые Лениным позитивные аргументы представляют собой совокупные данные естественных наук, общественно-исторической практики

Замечательной чертой ленинского анализа открытий в физике является глубокое проникновение в сущность физической теории и физических открытий, на основе чего Ленин дал гениальную оценку происходящей в естествознании революции, предсказал пути выхода из кризиса, сформулировал глубокое заключение о неисчерпаемости электрона. При этом Ленин, прекрасно схватив суть физических от­крытий и теоретических последствий, не вторгался в решение специ­фических вопросов физической теории как таковой

“Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконеч­на”1, — писал Ленин. В наше время ряд крупных физиков мира писа­ли о том, что гениальное предсказание Ленина о неисчерпаемости электрона целиком подтвердилось современной физикой. Мысль о не­исчерпаемости электрона — еще одно из проявлений огромного твор­ческого объяснительного потенциала марксистской философии, ее способности эффективно влиять на развитие науки и практики.

Ленин показал, что суть событий в физике заключается в обна­ружении новых форм объективной реальности. “Материя исчезает” — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже... Разрушимость атома, изменчивость всех форм материи и ее движения всегда были опорой диалектическо­го материализма”[8].

В результате ленинской критики махизм вскоре практически ис­чезает в среде социал-демократии и в буржуазной философии.

В последние десятилетия, ознаменовавшиеся крупными успеха­ми в изучении строения элементарных частиц, книга “Материализм и эмпириокритицизм” была высоко оценена ведущими физиками совре­менности, заявившими, что предвидение Лениным неисчерпаемости электрона было поистине гениальным. По словам великого физика со­временности А. Эйнштейна, он был потрясен силой диалектического мышления Ленина.

Лауреат Нобелевской премии С.Ф. Пауэлл, которому принадле­жит открытие ряда элементарных частиц, в опубликованной в 1969 г работе писал: “Недавно я вспомнил поразительное замечание, сделан­ное Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, когда электрон был единственной известной элементарной частицей В то время как весь научный мир считал, что существуют лишь неизменя­емые частицы, Ленин сказал, что электрон неисчерпаем”.

Большой вклад в развитие научной философии Ленин внес в со­вокупности конспектов и набросков, опубликованных в его сочинени­ях под общим названием “Философские тетради”.

Статья “О значении воинствующего материализма” является по существу философским завещанием Ленина, в котором он подчерки­вал необходимость глубокой разработки материализма и диалектики, обобщения данных естествознания (включая открытия на рубеже XIX-XX вв., теорию относительности А. Эйнштейна - одного из “вели­ких преобразователей естествознания”), использования всего фило­софского наследия прошлого (в частности диалектики Гегеля), фило­софского обоснования естествознания (без которого никакая наука не может выдержать “натиска буржуазных идей и восстановления буржу­азного миросозерцания”'), борьбы с идеализмом и метафизикой, бур­жуазным мировоззрением.

После смерти Ленина марксистская философия развивалась растущим сообществом советских и зарубежных философов. Научная философия стремилась к творческому решению новых проблем об­щественного развития, естественных и социальных наук. Однако с приходом к руководству партией и страной И.В. Сталина и его группы постепенно ленинская концепция социализма, включавшая в качестве весьма важного компонента стратегию Нэп, ленинская модель соци­ализма подменяются сталинской моделью “огосударствленного соци­ализма”. Главным недостатком этой модели была существенная недо­оценка товарного производства (“рынка”) и его законов.

Маркс в “Капитале” и других трудах убедительно обосновал идею закономерного и необходимого перехода капитализма в более высокое, коммунистическое общество. Этот переход должен был про­изойти вследствие развития человеческого труда, производительных сил, постепенного вырождения и исчезновения товарного производс­тва (“рынка”). Ленин открыл возможность неклассического (в отличие от описанного Марксом “классического”) пути перехода к новому об­ществу, когда еще не полностью сложились экономические предпо­сылки перехода к социализму. Для этого, по мысли Ленина, необходи­мо было дать возможность товарному производству и, следовательно, частной собственности, капиталистическому сектору “доразвиться” в условиях советской власти, исчерпать свой потенциал развития. Эту цель и преследовала введенная Лениным политика Нэп, Ленин отме­чал, что политика Нэп - “всерьез и надолго”. Однако Сталин и его группа свернули Нэп преждевременно, не позволив товарному произ­водству и частной собственности полностью реализовать свой потенциал.

Сталинская модель социализма включала также чрезмерную централизацию управления жизнью общества, что неизбежно породи­ло рост бюрократизма. Чрезмерная централизация, трудности разви­тия страны подготовили возникновение культа Сталина, нарушения со­циалистической законности, выразившиеся в необоснованных репрессиях.

Культ личности, враждебный самому духу марксизма, оказал отрицательное воздействие на развитие отечественной философской мысли, привел к существенным наслоениям догматизма. Последний явился одной из причин ошибочкой критики, якобы с позиций науч­ной философии, современной генетики, кибернетики, даже теории от­носительности (вопреки высокой оценке взглядов Эйнштейна Лени­ным). Разумеется, влияние культа личности на могло подавить творче­ского духа научной философии. После осуждения культа личности и его последствий XX съездом КПСС (1956) советская философская на­ука быстро освобождается от догматических наслоений и добивается весьма существенного прогресса в обобщении данных современной науки и общественного развития. Крупные теоретические результаты были получены в осмыслении философских проблем современной ма­тематики, физики, химии, биологии, космологии, генетики, кибернети­ки, психофизиологии и психологии, синергетики и других наук. Важ­ным достижением советской философской мысли был переход к раз­работке развернутой системы категорий научной философии, анало­гичной системе категорий Гегеля, но построенной на принципах науч­ной философии.


К. Поппер:

XX век -

Век Маркса и Фрейда

Достижения советской философской науки получили признание в мировой философс­кой науке. Так, известный американский философ профессор Массачусетского Тех­нологического института Л. Грэхэм пишет: “Современный советский диалектический материализм является впечатляющим интеллектуаль­ным достижением....По универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли. В самом деле необходимо было бы вернуться на несколько веков назад, к аристотелевской схеме мирово­го порядка или к картезианской механической философии, для того чтобы найти такую систему, основанную на самой природе, которая могла бы соперничать с диалектическим материализмом по степени развития или целостности строения....Наиболее характерная функция диалектического материализма в Советском Союзе вытекает из все­объемлющего характера его концепции и тесной его взаимосвязи с со­временной научной теорией”[9].

Вместе с тем в развитии отечественной философской мысли имелись существенные недостатки. Значительно слабее, чем диалекти­ческий материализм, развивалась социальная философия. Одним из коренных ее пороков было весьма слабое использование политико-экономической теории. С нашей точки зрения, отечественная фило­софская мысль медленно осуществляла переход к новой форме науч­ной философии, современной форме диалектического материализма, что связано с определенной недооценкой фундаментального уровня философской теории.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.