На протяжении трех лет, которые потребовались для введения Конституции, успели окончательно сформироваться две наиболее влиятельные политические группировки: «партии» федералистов и анти-федералистов-демократов. Сторонники централизации, сплотившиеся вокруг популярной фигуры Дж. Вашингтона, возглавлявшего в ходе Войны за независимость армию колонистов, а затем и Конвент по выработке конституции, добились его избрания президентом США на два первых срока – в 1789 г. и 1797 г. Пребывание партии федералистов у власти в ответственный период создания базовых государственных институтов в существенной мере предопределило последующий ход политической борьбы, заложило политическую традицию. Несмотря на то, что число сторонников Конституции составляло лишь несколько процентов населения, заложенные в ней принципы политического устройства все более прочно утверждались в стране с каждыми новыми выборами.
Значительную роль в формировании политических принципов партии федералистов сыграл возглавивший ее в 1789 г. Александр Гамильтон, назначенный на ключевой пост министра финансов (1789–1795). Централизаторские устремления федералистов привели под их знамена приверженцев монархического устройства, что не могло импонировать президенту Вашингтону, создавшему себе имидж непримиримого борца с лоялистами в ходе недавней войны, и остановило его от выдвижения своей кандидатуры на третий срок президентства. Это породило важный политический прецедент.
Решая задачу сплочения народа перед лицом сохранявшейся внешней угрозы, Вашингтон пытался примирить обе партии. В 1890–1893 гг. он назначил на ответственный пост государственного секретаря, отвечавшего за внешнеполитический курс молодого государства, своего главного политического соперника из стана демократов Т. Джефферсона. В расчет, помимо популярности внутри страны, были взяты его обширные зарубежные связи, знание ситуации в Европе, что приобрело особое значение после начала революции во Франции. Эти же соображения побудили следующего президента-федералиста, Джона Адамса пригласить Т. Джефферсона на пост вице-президента в 1797–1801 гг. Между тем, сам лидер демократов извлек урок из сложности своего положения в окружении идейных противников и необходимости разделять ответственность за политику, которую считал ошибочной. Став третьим президентом США (два срока в 1801–1809 гг.), Томас Джефферсон заложил новую политическую традицию формировать кабинет министров только из однопартийцев (этот принцип сохранялся почти до середины XX в.). Этим он значительно укрепил позиции своей партии, принявшей в 1794 г. название Республиканской. Лишив соперников-федералистов возможностей политического влияния почти на десятилетие, Джефферсон способствовал распаду их партии. На протяжении двух президентских сроков в качестве государственного секретаря с Джефферсоном работал виргинский плантатор и один из авторов Конституции Джеймс Мэдисон, перешедший от федералистов в стан умеренных республиканцев. Он сменил Джефферсона в президентском кресле (1809–1817) и под давлением торгово-промышленных кругов северных штатов, поддерживавших республиканцев, стал последовательным выразителем их интересов. После распада партии федералистов в 1816 г. наступила «эра доброго согласия», когда партия республиканцев не имела политических соперников и действовала на политической арене в одиночестве. Она сумела стать выразителем интересов основных социальных групп всех трех экономических регионов страны – Севера, Юга, Запада, поскольку развитие каждого из них в этот короткий период взаимо-обусловливало тенденции развития двух других.
Вместе с тем, политическое развитие США характеризовалось постепенным ростом влияния на государственную политику плантаторов южных штатов, сконцентрировавших в своих руках значительные доходы от экспортной торговли сельхозпродукции. Ситуация осложнялась и тем обстоятельством, что в рядах бессменно выдвигавшей своих президентов Республиканской партии началось размежевание. В годы пребывания у власти Джеймса Монро (1817–1825) и особенно Джона Куинси Адамса (1825–1829), лидера радикального крыла в республиканской партии – «национальных республиканцев», выражавшего интересы крупного бизнеса северных и северо-восточных штатов, резко обозначились внутрипартийные разногласия, а также соперничество промышленников и плантаторов.
Это привело к неминуемому распаду прежних политических объединений, перегруппировке сил и образованию новых партий в годы президентства Эндрю Джексона (1829–1837). Джексон имел чин генерала, был знаменит как победитель битвы с англичанами при Новом Орлеане в ходе войны 18121814 гг. Будучи выходцем из бедной фермерской семьи, он смог стать крупным рабовладельцем. Джексон победил на выборах, представляя Демократическую партию, созданную в 1828 г. из группы «демократических республиканцев», выражавших интересы плантаторов, фермеров, мелких и средних предпринимателей, страдавших от притеснений крупного бизнеса, а также части наемных рабочих. Политика, которую стал проводить Джексон, урезала привилегии промышленников и крупных торговцев.
В ответ они создали в 1832–1834 гг. самостоятельное политическое объединение, назвав себя «вигами» и сумев привлечь на свою сторону часть крупных фермеров. В этот же период на политическую арену вышло множество мелких рабочих, фермерских, мелкобуржуазных партий. Накал внутриполитической борьбы постепенно усиливался. Э. Джексону удалось удерживать ситуацию под контролем, не допустить гражданской войны только благодаря политике компромиссов, сопровождавшейся понуждением сторон к взаимным уступкам, что, однако, не могло разрешить коренных противоречий. Соратник Джексона демократ Мартин Ван-Бурен не был столь успешным. Разразившийся в годы его президентства (1837–1841) экономический кризис усилил социальный протест народных низов, породил всплеск аболиционистского движения против рабства, активизировал профсоюзы, рабочие и фермерские организации, заставил правительство обратиться за помощью к крупным торгово-финансовым кругам и пойти на уступки промышленникам.
На выборах 1840 г. победу одержали «виги». Их лидеру – генералу Уильяму Генри Гаррисону суждено было пробыть у власти совсем недолго (4 марта – 4 апреля 1841 г.). После его внезапной кончины вице-президент Джон Тайлер (1841–1845), лишь формально называвший себя «вигом», обеспечил политические преимущества сторонникам рабовладения. В результате, на выборах вновь победили демократы – президентом стал Джеймс Нокс Полк (1845–1849). Кратковременный реванш «вигов» на выборах 1848 г. и приход к власти Закари Тейлора (1849–1850), а после его смерти – вице-президента Милларда Филмора (1850–1853) ничего не изменил, поскольку оба они выступали за примирение Севера и Юга, не являлись сторонниками радикальных реформ и легко уступили инициативу демократам. К власти пришел Джеймс Бьюкенен (18571861), при котором позиции рабовладельческого Юга значительно упрочились.
Достигший критического уровня рост протестных настроений в различных слоях американского общества ускорил политическую консолидацию северян. В 1854 г. они назвали свою новую партию Республиканской, позаимствовав у прежних «джефферсоновских республиканцев» не только название, но и некоторые демократические лозунги. Победа на законодательных выборах в Палату представителей подняла популярность партии, открыла в 1860 г. дорогу к завоеванию политической власти для борьбы с рабством конгрессмену и адвокату, одному из создателей партии республиканцев, выходцу из небогатой семьи Аврааму Линкольну, занимавшему пост президента в самое сложное для судеб страны время кануна гражданской войны.
К началу 60-х годов XIX в. сформировались, выработали концептуальные подходы к определению основных задач государственного развития в соответствии с потребностями своего электората Республиканская и Демократическая партии. В рамках федеральной конституции сложились политические традиции США, способствовавшие общему укреплению государственной власти, в разрушении которой не была заинтересована ни одна из сторон назревавшего внутриполитического конфликта.