Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура как объект исследования в культурологии




Архетип – прообраз, первичная форма, образец, термин введен в учении о коллективном бессознательном К.Г.Юнгом.

Антропологический аспект (подход к изучению) культуры – один из аспектов, в котором культура рассматривается, какобщее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни.

Аксиологический (ценностный) аспект (подход к изучению) культуры – культура рассматривается как совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни. Выстраивается шкала ценностей, на вершине которой памятники и объекты культуры мирового значения, а внизу – все, что не имеет никакой ценности или негативную ценность (антикультура, бескультурье). Г.Риккерт одним из первых обосновал данный подход; согласно его представлениям ценности образуют идеальный, независимый от человека, вечный мир.

Аспекты культуры – в культурологииточка зрения, согласно которой рассматривается культура. Выделяют следующие основные аспекты:

· генетический – культура рассматривается как продукт общества,

· гносеологический – культура рассматривается как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей,

· аксиологический – культура рассматривается как совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни,

· нормативный – культура рассматривается как система, регулирующая социальные отношения в обществе,

· социологический – культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта.

Генетический аспект культуры –один из аспектов, в котором культура рассматривается как продукт общества. Фиксируется не только общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, но и качественное своеобразие ее исторически конкретных форм на разных этапах.

Герменевтический аспект (подход к изучению) культуры – исследуетсяразъяснение, толкование, объяснение текстов. Представители Х.Г.Гадамер, В.Дильтей.

Гносеологический (познавательный) аспект (подход к изучению) культуры – культура рассматривается как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества и выступают специфическим объектом освоения, познания. Исследуется « расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение».

Игровая концепция культуры – в основе теории доминирующая роль игры в генезисе и развитии культуры, игра старше культуры и творит ее. Представители:

· Е.Финк – игра является одной из основ человеческого бытия наряду со смертью, любовью, трудом,

· Г.Гессе – немецкий писатель, в работе «Игра в бисер» критикует современную культуру через анализ негативных аспектов «феноменологии духа», выступает за актуализацию классического культурного наследия через анализ позитивных аспектов «феноменологии духа»,

· Й.Хейзинга в работе «Homo ludens» пишет, что по мере развития общества роль игры уменьшается, творческая игра заменена понятием польза, что является своеобразным показателем кризиса культуры. Рассматривал игру, как заданную величину в культуре, существовавшую прежде нее самой.

Иррационализм — (лат. — неразумный, бессознательный) — философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания реальности.

Натуралистический подход к культуре – культура – приспособление человека как биологического организма к окружающей среде. Представители медики, психологи, биологи, которых объединяет стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры:

· З.Фрейд автор работы «Тотем и табу», посвященной проблемам культурогенеза, основоположник психоанализа, применил его в сфере социальных и культурных феноменов. Сублимация – замещение сексуальной энергии (либидо) на другие виды деятельности, творчество. Культура налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизмы охраны этих запретов, средствами религии, искусства и др. смягчает тяжесть этих запретов. Исследовал первобытную культуру и религию, психологию культуры,

· К.Г.Юнг создатель школы «аналитической психологии» считает, что в человеке помимо индивидуального бессознательного есть коллективное бессознательное – отражение опыта предшествующих поколений. Культурный архетип – врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, основа творчески-продуктивной деятельности человека.

Нормативный аспект культуры – один из аспектов, в котором культура рассматривается как система, регулирующая социальные отношения в обществе. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения между людьми.

Подходы к изучению культуры – методы,выбранные в зависимости от цели исследования или от представлений о природе культуры, исходных принципов:

· познавательный – главная задача культурологии в строгой, многосторонней, исчерпывающей фиксации культурных фактов, т.е. описание, воспроизведение упорядоченных фактов, а не объяснение их,

· феноменологический – в основе философское учение, отрицающее существование чего-либо кроме явлений и фактов, данных нам в опыте и наблюдении, законы, причины и сущности – условности,

· системный – культура это сверхсистема, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы, характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов,

· синергетический – рассматривает культуру как сложно организованную систему, учитывает ее динамику, разрушение и возникновение новых системных образований,

· целостный приоритет целого, не являющейся функцией или результатом сложения частей,

· теоретический отражает понимание культуры вне динамических характеристик, без рассмотрения этапов истории,

· диахронический – понимание культуры как закономерного перехода от относительно простых форм (первобытных) к все более сложным (древневосточным, античным…), которые являются ступенями совершенствования общечеловеческой культуры.

Прогностический аспект (подход к изучению) культуры – представление о возможных направлениях будущего развития культуры.

Просвещение о культуре – европейские мыслителиXVII-XVIII вв.:

· Дж. Вико итальянский мыслитель, заложил основы сравнительной культурной антропологии, философии истории, социологии, юриспруденции; в работе «Основание Новой науки об общей природе наций» делит действительность на мир природы, созданный Богом и мир гражданский, наций, созданный человеком; для человека истинным является только созданное им самим, необходимо познать мир, созданный человеком; мир наций это последовательная смена эпох, объединенных одним основополагающим принципом; Основанием всеобщей истории является век богов, век героев, век людей; две формы постижения мира – поэтическая и философская; первая породила мифы, образы, символы, знаки – Мир искусства, впоследствии – мир наук,

· И. Гердер «Идеи к философии человеческой истории» – основа культуры гуманность; язык – «печать нашего разума»; ценности человека – разум, гуманность, вера, справедливость,

· Ж.Ж. Руссо критиковал культурные основы человеческого общества – 1)современная цивилизация плод и источник неравенства, т.к. «науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам»; 2) общественный прогресс противоречив, развитие просвещения не означает увеличение человеческой мудрости; 3) разрыв между подлинной пользой и искаженными личными интересами людей приводят к отчуждению, деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную враждебную силу (политическое отчуждение – правитель и подданный, социально-экономическое – частная собственность, психологическое – развитие общества и одиночество); 4) нравственный кризис – на смену естественному эгоизму приходит страсть, самолюбие, тщеславие, властолюбие; 5) «возврат к истокам», к природе, естественному состоянию в котором люди равны, нет политики, нет частной собственности.

Основные идеи просветителей:

· авторитет разума,

· культура не только преобразование человеком природы, но и преобразование самого человека,

· человек должен следовать природе, которая не разумна, но создала разумного человека.

Рационализм (лат. — разумный) — система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.

Семиотика (учение о знаках)– научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учетом их использования.

Символический подход к культуре: культура – это знаковая система. У истоков культуры способность человека создавать знаки, символы, заменяя ими реальность. Представители:

· Э.Кассирер «Философия символических форм» – идея рассмотрения мифа, языка, искусства как символических форм культуры, начало культуры заключено в способности творить искусственный мир, заменяя реальность на символы языка, искусства, науки, религии, мифологии,

· Лотман Ю.М. «Семиосфера» – основоположник московско-тартусской семиотической школы, предложивший анализировать языки культуры. Культура это исторически сложившийся пучок семиотических систем языков, который может складываться в единую иерархию (сверхязык) или в симбиоз самостоятельных систем. Рассмотривал культуру как знаковую систему, сопоставимую с текстом, как память пережитого коллективом.

Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.

Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и (или) форму.

Системный подход к культуре: рассмотрение культурыкак сложного системно-целостного единства.

Социологический аспект культуры – один из аспектов, в котором культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта.

Социал-дарвинизм – « направление, использующее в объяснении социокультурных процессов такие понятия как «естественный отбор», «борьба за существование»».

Философия жизни – направление западной философской мысли XIX в. выступившее против панлогизма, абстрактного рационализма. Его представители считали, что философия должна опираться не только на естественные науки, но и на художественное видение, способное запечатлеть движение жизни. Представители:

· Ф. Ницше разработал учение о двух началах в человеке – аполлоновском и дионисийском; критиковал европейскую культуру, основанную на науке и враждебной реальной жизни; отрицал бога и христианские ценности, превратившие несвободу человека в идеал, выступал против европейской сократовской культуры; учение о сверхчеловеке,

· В.Дильтей – культура предшествует мышлению и науке. Мышление, вторичное производное духа не может понять чувств. В искусстве, религии, философии разные типы познания – объяснение и понимание. Природу можно объяснить, а человека надо понимать. Понимание достигается «вживанием», «вчувствованием» при помощи воображения и интуиции. Для постижения прошлых культур разрабатывает и описывает приемы и методы интерпретации, названные герменевтикой – искусство истолкования, разъяснения и понимания текстов различного содержания.

Этология – наука о поведении животных в естественной среде. К.Лоренц считает, что отсутствует «четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей.

 

Функции культуры

Адаптивная функция – обеспечение приспособления человека к окружающей среде.

Герменевтическая – воспроизведение культурной системы изнутри.

Гносеологическая (познавательная) – расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение.

Дескриптивн ая – описание основных культурных объектов.

Защитная – при помощи искусственно созданных приспособлений, лекарств, оружия, транспорта человек приспособился к окружающей среде.

Интегративная – объединение народов, социальных групп на основе единых взглядов, убеждений, ценностей.

Коммуникативная – формирование условий и средств человеческого общения, установление коммуникативных связей.

Нарративная – « включение объекта в контекст или общее поле культуры».

Нормативная – «исполнение нормативных актов».

Объяснительная – « сведение к понятному».

Оценочная – « сопоставление объектов явлений в контексте».

Преобразующая – освоение и изменение окружающей действительности.

Регулятивная – функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

Сигнификативная функция культуры — приписывание значений и ценностей, это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает значения, имена, знаки, язык.

Социализации – определяющая вхождение индивида в общество.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.