Культура и природа
Вторая природа – созданные человеком материальные условия его существования, окультуренная природа.
Биологические аспекты человеческого существования – вода, солнечное излучение, атмосфера.
Искусственное вмешательство в природу человека – эвтаназия, аборты, генная инженерия.
Диалог с природой – форма отношения культуры к природе с позиций научного познания и технического преобразования как к объекту и с художественной позиции как к объекту, воспринимаемому как субъект (в сказке приписывается растению, зверю, вещи способность к диалогу).
Культура природопользования – распашка земель на территории Китая, план изменения русла сибирских рек в СССР, загрязнение водоемов в Европе.
Культурное преобразование природы – преобразование природных форм в искусственные объекты исторически последовательно на двух уровнях: 1. внешней по отношению к человеку природной данности (камень – рубило, лес – парк, деревья – дом); 2) собственно человеческих структур – телесной и психической (звуки – речь, крик – пение, эмоции – духовное чувство). Производственная деятельность первого уровня изменила анатомию кисти, строение позвоночника, мышечную систему, функциональную ассиметрию головного мозга и структуру психики.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В научный обиход термин введен Т. де Шарденом и Э. Леруа. В учение о ноосфере большой вклад внес В.И.Вернадский.
Педагогический аспект взаимоотношения культуры и натуры – образование – процесс передачи знаний и воспитание – процесс приобщения к ценностям.
Природа – весь мир во всем многообразии форм, философская мысль провела жесткое разграничение между природой и культурой в 18 в., культурное преобразование природы на двух уровнях – внешней по отношению к человеку природной данности и телесной и психической структуры человека.
Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках философской антропологии. Отчуждение человека от природы привело к возникновению технизированного мира.
Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Сторонники сциентизма преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем, недооценивают возможности социальных (гуманитарных) наук, не видят негативных последствий научно-технического прогресса.
«Три царства жизни» в истории культуры – при рассмотрении категории жизни – растительное, животное, человеческое.
Этология – наука о поведении животных в естественной среде. К.Лоренц считает, что отсутствует «четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей».
Экологическая культура – культура, признающая существование единой системы «человек – природа», внедрение в обществе путей сохранения и восстановления биологического равновесия, проведение анализа географического размещения научно-исследовательских центров, кадров, средств информации, бережного отношения ко всему живому.
Экология культуры – область культурологического знания, охватывающая все области жизнедеятельности человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальная жизнь человека. Термин введен академиком Д.С.Лихачевым.
Экологические ценности – система ценностей, в основе которой лежат цели мирного сосуществования человека с природой и друг другом. Различные модели этих систем ставят проблемы устранения господства человека над человеком, следование императивам природы, ограничение материального потребления, самоуправления и самоорганизации.