Б1.В.ОД.3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
Учебный словарь
(на правах рукописи)
Абакан
2017
Учебный словарь разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины Б1.В.ОД.3 Культурология 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль Начальное образование
2. Разработчик (и)
Ибрагимова Виктория Германовна, доцент кафедры философии и культурологии
3. ПРИНЯТ на заседании кафедры философии и культурологии
25.08.2017 протокол № 1
Зав. кафедрой философии и культурологии Чистанов М.Н.
Содержание
Предисловие ………………………………………………………………………...5
Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания …………................6
Тема 2. Основные понятия культурологии …………………………..................7
2.1.Культура как объект исследования в культурологии…………………...10
2.2.Функции культуры………………………………………………………..15
Тема 3. Структура культуры ……………………………………………………16
3.1.Религиозная культура……………………………………………………..17
3.2.Нравственная культура……………………………………………………19
3.3.Художественная культура………………………………………………...20
3.4.Технологическая культура………………………………………………..22
Тема 4. Типология культур… ……………………………………………………22
4.1.Элитарная и массовая культуры………………………………………….22
4.2.Этническая и региональная типология культур………………………...24
4.3.Восточный и западный типы культуры…………………………………26
Тема 5. Становление и развитие культуры: культурогенез и динамика культуры ……………………………………………………………………...27
5.1. Динамика культуры………………………………………………………31
Тема 6. Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры ………………………………………………………………...........37
Тема 7. Место и роль России в мировой культуре ……………………………40
Тема 8. Человек в природном и культурном пространстве …………………43
8.1.Культура и природа……………………………………………………….43
8.2.Культура социальной сферы……………………………………...............44
Тема 9. Культура личности ……………………………………………………...46
Тема 10. Культура в современном мире ……………………………………….48
10.1.Основные тенденции развития современной культуры………………48
10.2.Культура и глобальные проблемы современности……………………51
10.3.Постмодерн как феномен культуры ХХ в……………………………...53
Источники ………………………………………………………………………….56
Алфавитный указатель понятий и терминов …………………………………57
Предисловие
Словарь адресован в первую очередь студентам, изучающим курс «Культурология». Понятия и термины, входящие в него, согласованы с содержанием учебно-методического комплекса, утвержденного на кафедре культурологии ЦСПГО ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Словарь предназначен для употребления студентами в качестве дополнительного справочного материала по указанной дисциплине: для усвоения лекционного курса, для подготовки к семинарам, контрольным мероприятиям, зачетам; для работы над исследовательскими заданиями.
Структура словаря соответствует рабочей программе по «Культурологии», включает основные понятия и термины. Понятия и термины в нем расположены не в алфавитном порядке (в конце словаря имеется алфавитный указатель всех словарных статей), а распределены по основным темам рабочей программы, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это дает возможность понять смысловой контекст их использования.
Так как дисциплину изучают преимущественно на первом курсе, при характеристике некоторых понятий, там, где это возможно, язык словаря адаптирован.
Предлагаемый словарь является одновременно толковым словарем и учебным пособием. То есть, для части терминов дается краткая расшифровка и толкование, а другая часть раскрыта в учебно-познавательном ключе.
В ходе работы над словарем были изучены, проработаны современные источники по культурологии. Они указаны в конце книги в рубрике «Источники».
Словарь рассчитан на то, чтобы облегчить подготовку студентов к компьютерному тестированию и зачету по культурологии.
Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания
Задачи культурологи и: разрешение проблем социокультурной динамики, анализ культуры как системы феноменов, исследование культурных кодов и коммуникаций, исследование типологии культур, разработка теорий и моделей культуры.
Исторические причины формирования культурологи как науки – становление мультикультурной (мульти – множественность, многократность) постиндустриальной цивилизации.
Историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она «более теоретична», чем история культуры.
История культуры изучает – « каждую отдельную культуру как оригинальное и уникальное явление».
Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, изучающего человека как субъекта культуры; постоянное изучение культуры начинается с XVII в., название науки появилось у немецкого химика В.Оствальда, отражает европейскую традицию в исследовании культурных процессов. Обоснование науки, которая открывает принципиально новый путь изучения культуры разработано в 40-50-е г.г. ХХ в. английским антропологом Лесли Уайтом в работе «Наука о культуре».
Целью культурологии является изучение знаково-коммуникативного, ценностно-смыслового, нормативно-регулятивного аспектов человеческой деятельности; определение места и роли человека в культурных процессах, глубокое, целостное объяснение культуры, разработка методов и средств изучения культуры,
Культурная антропология – область научного познания, аналитическая наука, исследующая реальные факты культуры путем теоретического обобщения эмпирического материала, исторический процесс взаимоотношения человека и культуры, адаптацию человека к окружающей среде, становление духовного мира человека. Термин характерен для американской науки. Представители: Ф.Боас, Бенедикт Р.Ф.
Этапы развития культурной антропологии определяются преобладающей методологией:
· этнографический (1800-1860),
· эволюционистский (1860-1890) Э.Тайлор, Г.Спенсер, Дж.Фрезер, Л.Морган,
· исторический (1890-1920),
· психологический (1920-1950) З.Фрейд, Э.Фромм, Адлер, Маслоу, исследование естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний, механизмов творчества,
· структурно-функциональный (1930-1950),
· неоэволюционистский (1950-1980),
· постструктуралистский.
«Американская антропологическая школа акцентировала внимание на сборе и описании различных явлений взаимодействия культур» (Б.Малиновский «Динамика культурных изменений»).
Методология культурологии – термин употребляется для обозначения учения о принципах построения, формах, методах и способах познания культуры.
Методы культурологии – совокупность приемов и операций познания культуры. Наиболее распространенными являются сравнительно-исторический (сравниваются разные периоды культуры), типологический (из многообразия культур выделяются типы и сравниваются между собой), биографический (культура изучается через жизненный путь конкретных личностей), семиотический (культура изучается как система знаков), психологический (культура изучается через анализ мотивов поведения), метод моделирования (применяется для создания модели определенного периода в развитии культуры, необходимой дл выявления ее наиболее характерных, существенных черт) и др.
Прикладная культурология – область культурологического знания, исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских объединений по интересам, методику проведения массовых мероприятий, главное направление – разработка культурной политики, обеспечение и реализация культурных программ.
Социальная антропология (этнология) – область научного познания, изучающая содержание совместной жизнедеятельности людей, артефакты. Предметом являются примитивные и традиционные культуры (в США называется культурной антропологией).
Социология культуры – область культурологического и социологического знания, изучающая строение и функционирование культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп.
Структура современного культурологического знания включает:
· социологию культуры,
· культурную антропологию,
· историческую и прикладную культурологию.
Философия культуры – область культурологического знания, возникшая на рубеже XVII-XVIII вв. занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу культуры. «Рассматривает культуру с обобщенной точки зрения».
Феноменология – одно из направлений в философии и культуре ХХ в. Исследует духовные сущности как независимые от реального существования и чувственного опыта, «изучает основания культуры».
Тема 2. Основные понятия культурологии
Артефакт – факт материальной культуры, включающий в себя физические объекты, созданные человеческими руками, материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение.
Герменевтика – (греч. – искусство истолкования) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов.
Диалог – в культурологии понимается как парадигма взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемных ситуации и возможностей выхода из нее.
Диалог культур – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» составляет основу их развития, он позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность.
Дискурс (лат. речь, выступление, беседа) – понятие, выдвинутое структуралистами, для анализа социальной обусловленности высказываний; концепция, непосредственно обращенная к читателю, слушателю; означает единство мысли и слова, значения и знака возникающее лишь в процессе человеческого общения.
Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие: для обозначения другого предмета, свойства или отношения; для переработки и передачи информации. Культура как мир знаков – вещи, предметы как носители смысла становятся знаками,система знаков составляет коды. Явления культуры – знаки, совокупность знаков – тексты, в которых закодирована социальная информация.
Знаковые системы:
1) естественные знаки – вещи и явления природы, являющиеся свойством, частью целого (знаки-признаки, пример дым – знак огня);
2) функциональные знаки – знаки-признаки, указывающие на объект по функциям, имеют прагматическое значение (пример, оружие в могиле указывает на воина);
3) иконические – знаки-образы, отличительной чертой является сходство, подобие обозначаемому;
4) конвенциональные – искусственно созданные знаки, имеющие мало общего с тем, на что указывают, служат обозначением объекта по условию (пример, школьный звонок);
5) вербальные – естественные языки, полиструктурные, многоуровневые системы (фонетика, лексика, грамматика, стилистика…);
6) знаковые системы записи – письмо, системы записи естественных языков, нотная запись, танца…
Контекст — (лат. — тесная связь, соединение, согласование) — смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.
Ментальность, менталитет – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания, формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.
Метаязык — язык, используемый для описания естественных и искусственных языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования.
Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов,типичные формы и структуры культуры.
Норма – понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей, правила поведения, складывающиеся на уровне обыденного сознания.
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, выражающий религиозные представления или бытовые традиции, относящиеся ко всем слоям населения.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на привычках, относящийся к коллективным формам действия.
Онтология (бытие) культуры – этофундаментальные принципы и концепции бытия (существования) культуры.
Преемственность – особенность культуры, способность передаваться во времени, приобретая новые качества.
Парадигма (образец, модель) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющая конкретное научное исследование и являющаяся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.
Ритуал – стилизованный, регламентированный набор жестов или слов, выполняемый избранником или специально подготовленными людьми, имеющий символическое значение.
Семантика – наука, изучающая знаковые системы как средства выражения смысла.
Символ – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею. В культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Через символы нашему сознанию открывается смыслы, живущие в культуре и бессознательных глубинах души, связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.
Текст — (лат. — ткань, соединение) — последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю.Лотману):
1) сообщение, направленное от носителя информации к cубъекту;
2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних aспектов информации и к временному или полному забвению других;
3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны;
4) текст становится собеседником;
5) общение между текстом и культурным подтекстом.
В семиотике текст представляет собой последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст. Всемиотическом смысле – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Традиция – понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени.
Универсалии культурные (лат. общий) – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от места, времени и социального устройства общества, способствующие удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.. Выделяют более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др.
Ценностная ориентация — устойчивая направленность человека, отношение личности к определенным элементам культуры (это могут быть и культурно значимые предметы, и вещи, и символические структуры — идеалы, знания и т.д.).
Ценность – фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку, материальный или идеальный предмет которому приписывают важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость.
Цивилизация (от лат. civilis гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу) характеризуемая наличием письма и городской жизни.
Язык — система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует. Выделяют:
1) естественные разговорные – система знаков или код, с помощью которого люди общаются;
2) любая система знаков.