Техника и природа
Вернемся к фундаментальным особенностям господствующего абстрактно – общего типа научного знания, которое создается с помощью абстрагирования и идеализации. Действительно, для того, чтобы получить надежные, быстрые и эффективный результат, мы должны отвлечься от побочных целей и свести имеющиеся параметры, подлежащие изменению реальности к количественно точному просчитываемому мнению. Если мы так сформулируем основную идею, то технический путь человека через каменные, бронзовые и металлические орудия труда в условиях, побуждающих к максимальному напряжению сил, системы отношений вечной зависимости при капитализме оказывается наилучшим. Именно на этом пути возникло массовое стандартизированное производство, обеспечившее высокий уровень материального благосостояния сотни миллионов людей, к которому стремится остальное население Земли.
Казалось бы, все хорошо. Но хорошо «на входе», «на выходе» же замаячил призрак истощения природных ресурсов. Нефти при нынешней добыче хватит на 45 лет, газа – на 60, в рудных ископаемых резко падает содержание полезной составляющей. Существует и глобальная продовольственная проблема. Голодает или не доедает четверть населения Земли. С другой стороны, образовалась проблема переедания в развитых странах. Только в США переедает каждый третий человек.
Но главная глобальная проблема – экологическая. Здесь именно техника выступает в качестве ее причины. Так как массовая техника, развитая до планетарных масштабов, загрязняет нашу планету и нарушает экологическое равновесие глобальных природных процессов на планете Земля. Глобальная экологическая проблема многомерна.
Рассмотрим глобальное изменение климата, связанное с потеплением, вызванным чрезмерным выбросом углекислого газа в атмосферу (парниковый эффект). Глобальное потепление вызывает таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, затопление прибрежных территорий огромных портовых городов и эвакуацию населения (появятся сотни миллионов экологических беженцев). Исчезновение ледового щита в Антарктиде и Гренландии может спровоцировать антропогенные (вызваны человеком) тектонические движения, которые выразятся в землетрясениях. Таяние вечной мерзлоты освобождает в больших масштабах заключенный в ней парниковый газ - метан и усилит потепление. А просадка, оттаивающего грунта повреждает находящиеся на нем сооружения. Глобальное потепление повышает количество энергии атмосферных процессов и увеличивает число и мощь стихийных бедствий: ураганов, засух и наводнений. Но самое главное следствие заключается в том, что вся природная среда может прийти в неустойчивое состояние, чреватое глобальным переходом в состояние, исключающее существование человечества.
Экологи открыли закон, который говорит о том, что любое повышение эффективности природных технических систем оборачивается увеличением затрат на поддержание их существования. Следовательно, имеется предел роста их эффективности. В настоящее время мы потребляем 12% чистой энергетической продукции суши. Изъятие нами более 30% энергетической продукции приведет к уменьшению сопротивляемости природных систем и повысит их неустойчивость. Стало быть, экологический «запас» в этом направлении движения составляет всего 18%.
Другой экологический закон, работающий на устойчивость биосферы, касается положительной ценности достаточно большого разнообразия биологических видов. Его уменьшение снижает эффективность отрицательной обратной связи, возвращающий биосферу из опасно неустойчивого состояния в устойчивое. Третий закон гласит: живая природа увеличивает валовую продукцию, а человек – чистую, т.е. продукцию для себя. Например, повышение урожайности зерновых культур сопровождается понижением прочности стеблей, делает зерновые культуры более восприимчивыми к насекомым-вредителям и болезням, вызывает снижение сопротивляемости растений.
Таким образом, налицо разная направленность движений экосистемы и человека. Экосистема движется к состоянию максимальной стабильности и надежности. Человек – к максимальному количеству чистой продукции, следовательно, к нарушению равновесия глобальных природных процессов и глобальной экологической катастрофе. Другими словами, равновесные природные процессы связаны с круговоротом вещества и энергии, круговым движением, а человек поступательно наращивает производство материальных благ и неизбежно сталкивается с границами глобального равновесия природных процессов.
Следовательно, необходимо стремиться не к максимальной эффективности экологических систем или к максимальным результатам человеческой деятельности, а к оптимальным результатам, позволяющим сохранить устойчивость системы «общество-природа». Мы должны отказаться от идеи безграничного прогресса и заменить ее идеей экологически ограниченного прогресса, перейти с экстенсивного пути развития человечества на интенсивный путь развития. Но этому мешают интересы людей, свыкшихся с идеей неограниченного увеличения своего жизненного уровня, огромные расходы, которые могут вызвать замораживание или даже снижение жизненного уровня ради экологической модернизации техники и промышленности. Если, однако, двигаясь к глобальной экологической катастрофе, мы пройдем точку невозврата, то избежать экологической катастрофы будет невозможно. Можно будет лишь отдалить во времени ее наступление.
Техника и общество. Техницизм и антитехницизм
Техника имеет огромное значение в современном обществе. Без современной техники обществу нельзя не только развиваться, но и существовать, нельзя даже прокормить имеющееся количество нашей планеты.
С другой стороны, поступательное развитие техники должно находиться в границах глобального экологического равновесия в системе «общество-природа», так как за ними находится экологическая катастрофа.
Техницизм и антитехницизм
Техницизм – это концепция технологического детерминизма, согласно которой техника оказывает определяющее воздействие на существование развития общества. Т.Веблен в книге «Теория праздного класса» обрушивается на капиталистов. Он обвиняет их: 1) во владении всеми средствами производства; 2) внеучастии в процессе производства; 3) праздном образе жизни; 4) стяжательстве; 5) расточительстве. И предлагает произвести социальную технократическую революцию, установить власть научно-технической интеллигенции (технократии).
Д. Белл создает концепцию постиндустриального общества, создает периодизацию общества: традиционное (доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное. Критерии отнесения к постиндустриальному обществу высокий размер валового продукта на душу населения. Переход к постиндустриальному обществу связан: 1) с появлением электронных средств передачи информации; 2) миниатюризацией; 3) динамизацией; 4) программным обеспечением. В постиндустриальном обществе преобладает сфера услуг.
Э. Тоффлер сформулировал концепцию трех волн. Первая волна – аграрный этап. Вторая – индустриальный этап, дегуманизированное массовое производство и потребление. Третий – преодоление дегуманизации и креативный труд за счет ликвидации заводов и фабрик и участия в производстве компьютерной техники и интернета.
Антитехницизм
Франкфуртская школа. Т. Адорно: Человек – активное творческое свободное существо в условиях индустриального общества решается своего «второго» измерения – духовности, теряет свою сущность, отчуждается от самого себя. Г.Маркузе: Массовое производство создает «одномерного» массового человека. Ю. Хабермас говорит о превращении человека в раба своих творений, создает концепцию коммуникативной демократии, сочетающей научно-технический прогресс с духовными ценностями.
К.Ясперс: Техника характеризуется двумя особенностями: рассудком и властью над природой. Он выдвигает тезис о морально-нравственной нейтральности техники. Л. Мэмфорд выделяет два вида техники: био- и монотехнику. Биотехника ориентирована на удовлетворение жизненных запросов, естественных потребностей человека. Монотехника – на экономическую экспансию, материальный комфорт и военное производство. Ее цель - укрепление системы личной власти, авторитарность. Она враждебна не только природе, но и человеку. Это – «мегамашина» - машина социальной организации нового типа. Ее характеризует слияние монополии власти с монополией личности. Ортега-и-Гассет считает, что благодаря технике человек выходит за рамки природы, ослабляет свою зависимость от природы. Но существование человека окружено как удобствами, так и трудностями. Человек естественно–сверхъестественное существо. По мнению Ортеги–и-Гассета, жизненная программа человека имеет не техническое, а дотехническое происхождение: животное имеет генетический жизненный «репертуар» действий, а человек – расширенный «репертуар», который реализуется в технике, поэтому вероятность появления технократии крайне низка. Человек – техник, по определению, не может управлять, быть высшей инстанцией, его роль второстепенна. Опасность техники: «работает» машина, человек при ней играет второстепенную роль, поэтому возникают кризис желаний и бездуховность.