Но установить с помощью только эмпирического познания простые и точные законы пространственно-временного перемещения с помощью эмпирических понятий-свойств невозможно, так как этому мешает принципиально неоднородная структура реальных свойств объекта познания. Существуют два способа ее исключения: 1) искусственное сведение к нулю воздействия других тел, например, в законе инерции или 2) искусственное сведение к нулю количественной определенности эмпирических понятий. В науке большее распространение получил второй способ, идеализация.
Идеализация представляет собой процедуру сведения до количественного нуля одного из эмпирических понятий-свойств. В нашем примере таким эмпирическим понятием-свойством будет понятие «пространственные размеры» механического тела. Делается это следующим образом. Г. Галилей изучал в эксперименте изменения в движении шарика по наклонной и следующей за ней горизонтальной поверхности, последовательно уменьшая силы трения. Результатом эксперимента было заключение об эмпирической обратно пропорциональной зависимости между уменьшением сил трения и расстоянием пробега шарика по горизонтальной поверхности. Г. Галилей дополняет эксперимент мысленным экспериментом, в котором доводит до нуля действие сил трения и получает закон инерции для горизонтального движения механического тела. Позднее И. Ньютон обобщит галилеевский закон инерции, введя понятие «инертная масса», и сформулирует свои законы, а Л. Эйлер – введет теоретическое понятие-объект «материальная точка», к которой, собственно, и относятся второй и третий законы механики И. Ньютона. Произведем с помощью идеализации такое же изменение количественной структуры эмпирических понятий, воспроизводящих свойства механических тел, и получим соответствующие им теоретические понятия, параметры, создадим теоретическую реальность механического знания. С онтологической точки зрения мы сконструировали аналоги реальных вещей и свойств, соответственно, в искусственно однородных идеализированных объектах и их «свойствах», параметрах.
Поэтому теоретические законы классической механики, как и другой математизированной науки, непосредственно воспроизводят не законы движения реальных вещей, а законы движения идеализированного объекта. Поэтому практическое применение знания теоретических законов нуждается: во-первых, в деидеализации; во-вторых, в дезабстрагировании.
Деидеализация представляет собой переход от идеализированных теоретических объектов и теоретических параметров к эмпирическим понятиям-предметам и понятиям-свойствам с учетом практически устанавливаемых коэффициентов усредненной неоднородности реальных свойств и взаимодействия реальных вещей. Например, коэффициентов трения, скольжения и т.д. и т.п.
Дезабстрагирование есть переход от эмпирических понятий-предметов и понятий-свойств к объективно существующим вещам и их свойствам, данным нам в чувственно-предметной практической деятельности. Поэтому необходимо четко различать эмпирическое и теоретическое знание для проведения обязательных процедур дезабстрагирования или деидеализации, чтобы не получить отрицательных результатов практической деятельности.
Таким образом, теоретические объекты и понятия образует процедуры реально-мысленного эксперимента и его сути, идеализации, т.е. процесса реально-мысленного сведения количественной степени того или иного свойства эмпирического объекта к нулю, например, механического тела – к материальной точке. При этом сами свойства тоже идеализируются, обретая числовую, «точечную структуру», и становятся параметрами. Это и дает возможность сформулировать математически точные законы, так как материальная точка однозначно двигается по точечной структуре параметров, например в законах механики Ньютона.
Структура теории: первичные теоретические понятия, основные положения, правила вывода и доказательства, совокупность выведенных из основных положений знаний.