Культура (от лат. - возделывание) – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. В отличие от биологических свойств и потребностей человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения, и потому вопрос об уровне культуры в обществе сводится к проблеме эффективности механизмов социализации и инкультурации личности. [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Социализация – результат целенаправленного формирования личности посредством воспитания и обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.
Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре.
Характеризуя основные параметры культуры, следует учитывать то, что человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообразных специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, постепенному формированию целостных системных комплексов подобных форм, своеобразие которых отличает одно сообщество от другого. [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей. Интеграция выражает наличие согласованности и взаимозависимости между элементами системы, обеспечивающее внутреннее единство системы, ее сохранение, гармоничное функционирование, устойчивость и стабильность.
Организация людей в их совместной деятельности осуществляется посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производственные, военные, учебные и прочие коллективы, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, конфессии).
Культура осуществляет регуляцию процессов взаимодействия между людьми посредством нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта.
Адаптация сообщества к природным и историческим условиям его обитания реализуется в правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем и т.д.), обеспечении коллективной и индивидуальной безопасности сообщества.
Культура способствует познанию окружающего мира и формированию мировоззрения, накоплению социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, игровые формы поведения).
Коммуникация и обмен информацией и социальным опытом происходят посредством культуры. Например, символизация объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (устных и письменных, вербальных и невербальных, естественных и искусственных и т.д.). [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном плане их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов. [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое, микродинамическое (в пределах жизни трех поколений), историческое, структурно-функциональное, технологическое.
Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:
1. три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением:
1.1. специализированный,
1.2. трансляционный,
1.3. обыденный;
2. три функциональных блока специализированной деятельности:
2.1. культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);
2.2. культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право);
2.3. культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);
3. обыденные аналоги специализированных модальностей культуры:
3.1. социальная организация – домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль;
3.2. социально значимое знание – обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки;
3.3. трансляция культурного опыта – игры, слухи, беседы, советы и т.п. [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Ю.М. Лотман рассматривал культуру как мир социальной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых средств. Содержание культуры находит выражение в языке, системе знаков, используемой людьми в информационно-коммуникативных целях. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Язык культуры – совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). Изучением языка культуры занимаются семиотика (анализ знаковой представленности языка культуры), лингвистика (анализ естественных языков), семантика (изучение языка культуры как средства выражения смысла). [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Разработка теории знака в семиотике привела к разграничению: а) семантики – отношения знака к миру внезнаковой реальности, б) синтагматики – отношения знака к другому знаку, в) прагматики – отношения знака к использующему его коллективу.
Языки культуры можно дифференцировать:
· по отнесенности к определенной области действительности или человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики);
· по принадлежности определенной субкультуре (этнической, профессиональной, возрастной и т.д.), языковому сообществу (английский язык, язык хиппи);
· по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графический, образный и т.д.) и видам (определенным культурным порядкам – язык причесок, язык костюма);
· по специфике смысловой выразительности (информационно содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на определенные способы восприятия (рациональное познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение, эстетическое вчувствование, традиционное отнесение);
· по специфике внутренних грамматических, синтаксических и семантических правил (семантически открытые и замкнутые языки, языки с полным и неполным синтаксисом и т.д.);
· по ориентации на определенные коммуникативные и трансляционные ситуации (язык политических речей, язык официальных документов).
Следует различать:
§ естественные языки, т.е. исторически сложившиеся языки;
§ искусственные языки (языки команд и программ в системе «человек - машина»);
§ метаязыки – языки, используемые для описания естественных и искусственных языков, к ним относятся языки науки;
§ вторичные языки – разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естественных языков (символические системы мифа, ритуала, искусств и т.д.).
[Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997].
Понятие «код» обозначает систему трансформационных механизмов, свойственных определенным областям культуры или типовым ситуациям социального взаимодействия, благодаря которым специфическим для них образом выделяются, организуются, приобретают надлежащую форму, транслируются ключевые знаки и символы. В ходе культурного развития были выработаны три основных типа знаков: знак-обозначение, знак-модель, знак-символ. В дописьменных культурах доминантным культурным кодом был мифологический. Миф – это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания как в предметных, так и в знаковых формах. Коды письменных культур в различных локальных культурах имеют исторически конкретные и разнообразные формы. Сакральное знание в данном культурном коде фиксировалось в священных текстах, в культурный код включается история. В ХХ веке начинают формироваться коды экранной культуры. Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и чувственного моделирования. [Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов. Учебное пособие для высших учебных заведений/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин – М.: Центр, 2001]
Картина мира – условный термин, претендующий на объединенную характеристику всей системы миропредставлений, свойственных обществу, включающих совокупность как рациональных знаний, так и религиозных верований, мифов, нравов, ментальностей, морали, ценностных установок и пр. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Динамика культуры – раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность. Направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.
Процессы динамики культуры следует интерпретировать как проявление способности сложных социальных систем к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. В гуманитарном знании выдвигаются такие полюсы противоречий динамики культуры, как «аполлоническое и дионисийское начало» (Ницше), творческий порыв (школа философии жизни), жизнь, порождающая новые культурные формы, которые окостеневают и тормозят развитие самой жизни (Зиммель). В теории действия Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. [Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997]
Механизмы адаптации людей к природному окружению (биологические и культурные) изучаются в рамках эволюционизма. Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Идее существования в одно и то же время различных состояний культур как разных стадий единого общечеловеческого развития, движущегося к одной цели, противопоставляется идея цикла – обобщенного представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения концепции цикличности развития культур, проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу. [Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов. Учебное пособие для высших учебных заведений/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин – М.: Центр, 2001]
Ценность – свойство того или иного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы, общества). Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде культурной нормы.
Нормой в культурологии считается стандарт культурной деятельности, устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а чаще даже кодифицировано, т.е. облечено в устную или письменную форму, составляющую часть морального кодекса. Исторически первыми культурными нормами были нормы обычаев – правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. С обычаем тесно связаны традиции.
Традиции – это исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. [Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов. Учебное пособие для высших учебных заведений/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин – М.: Центр, 2001]
Культурная политика – направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Культурная политика должна быть связана с основными направлениями общесоциальной политики государства, представляя одну из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики – пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]