Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел III. Типология культуры

В культурологии много критериев классификации культур. Во время решения проблемы классификации культур неизбежно возникает вопрос: существует ли единая мировая культура или вся история человечества состоит из локальных цивилизаций? Исследователи отвечают на этот вопрос по-разному:

1. история состоит из сменяющих друг друга культур, каждая из которых обособленна от предыдущей (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.);

2. всемирная история универсальна и едина (Вольтер, Кант, В. Соловьев, К. Ясперс и др.).

В своей теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский выделяет 10 типов (или цивилизаций) в хронологическом порядке. Каждый из типов в своем развитии проходит стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Как правило культурно-исторические типы выступают, с точки зрения автора, положительными деятелями. Но "...есть еще временно появляющиеся феномен, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые..., совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество." [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 89.]

Каждый самобытный культурно-исторический тип в своем развитии движется от этнографического состояния к государственному, а от него - к цивилизации. По мнению Данилевского, цивилизация не передается от одного типа к другому. Это не исключает некоторой преемственности, но такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача накопленного опыта. Под периодом цивилизации автор понимал "...время, в течение которого народы, составляющие тип... проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе..." [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 89.]

Для культурной типологии Данилевский выделял следующее основание - направления культурной деятельности человека, которая подразделяется на четыре категории:

§ религиозная (отношение человека к Богу);

§ культурная в узком смысле, заключающая отношение человека к миру (эстетическая, теоретическая, научная, техническая, промышленная);

§ политическая;

§ общественно-экономическая.

В соответствии с приведенными категориями Данилевский выделял четыре типа культур:

1. первичные (или подготовительные) культуры, в задачу которых входила выработка тех условий, при которых возможна организованная общественная жизнь, эти культуры не проявили себя ни в какой из категорий достаточно полно (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры);

2. одноосновные культуры, следовали за первичными и ярко проявили себя в одной из категорий социокультурной деятельности (еврейская, создавшая первую монотеистическую религию; греческая, проявившаяся в культурной деятельности - архитектура, пластика, драматургия; римская, создавшая действенную политико-правовую систему);

3. двухосновная культура, политико-культурный тип, так как эти два направления были доминирующими к творческой деятельности (германо-романская культура); в экономике преуспели гораздо меньше;

4. четырехосновная культура - возникающий, формирующийся культурный тип, имеющий возможность реализовать истинную веру, политическую свободу и справедливость, собственную культуру, гармоничный общественно-экономический строй; таким типом может стать славянский культурно-исторический тип - "удел России - удел счастливый:... не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать". [Указ. соч. С. 508.]

Данилевский считал, что культуры, создаваемые народами, самобытны и самодостаточны.

Идеи Данилевского были развиты О. Шпенглером, который считал, что поступательного развития культуры не существует, а есть лишь круговорот локальных культур. Культуры подобны живым организмам, жизненный цикл каждой завершается неминуемой смертью. Выделил восемь типов культур, достигших своего завершения (см. выше). Под культурой Шпенглер понимал стремление души народа к самовыражению. Каждой культуре присущ "первосимвол", из которого она проистекает. "Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит". [Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Т.1. С. 255.]

Историко-культурный тип замкнут в себе, ничего не воспринимает от других культур, живя в собственном ритме. Никакой диалог между ними невозможен.

В отличие от Данилевского и Шпенглера, утверждавших дискретность исторического развития, К. Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Ясперс ввел понятие осевое время. "Ось мировой истории... может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей... Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть... Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день". [Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 55.]

Осевое время характеризуется тем, что в это время происходит много необычного (философские школы Китая, Индии, Греции, драматургия, жизнь Будды, Конфуция, пророков и т.д.). Новое сводится тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя. Во всех направлениях совершался переход к универсальности, были разработаны многие категории, которыми мы пользуемся до сих пор. Отталкиваясь от осевого времени, Ясперс выводит следующую структуру мировой истории:

1. осевое время знаменует исчезновение великих культур древности, которые продолжают существовать лишь в элементах, вошедших в осевое время, воспринятых новым началом;

2. тем, что свершилось и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего времени; в каждом своем порыве люди обращаются к осевому времени;

3. осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически стало всеохватывающим.

Т.о., осевое время определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. В основе культуры лежит духовная составляющая. В мировой истории Ясперс выделяет четыре периода: "прометеевская" эпоха, эпоха "великих культур древности", эпоха "духовной основы человеческого бытия" (осевое время), эпоха "развития техники". Описывая и прогнозируя историко-культурный процесс, Ясперс представляет его в виде "двух дыханий": "... первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования, которые окажутся аналогичными организациями и свершениями великих культур древности, к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению Человека". [Указ. соч. С. 53.]

В качестве основания для типологизации может выступать также характер мировосприятия и методов познания. Именно этот критерий положен в основу концепций П. Сорокина и Ф. Нортропа.

С точки зрения Питирима Сорокина, в основе каждой культурной эпохи лежит мировоззрение. На основе ведущий представлений о мире и методах его описания Сорокин выделяет чувственный, идеациональный и идеалистический типы культуры. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделял три типа социокультурных суперсистем: чувственный (мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира), умозрительный (основан на интуиции), идеалистический (объединяющий чувства и интуицию). К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.

Каждой мировоззренческой системе соответствует определенный тип культуры.

В идеациональной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта. Питирим Сорокин писал: " Архитектура и скульптура Средних веков были "Библией в камне". Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер... Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовных и светских сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией... Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом, как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям". [Сорокин П. Кризис нашего времени// Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430.] Идеациональная культура характеризуется условностью, символичностью, каноничностью

Для чувственного типа культуры характерна чувственность - внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость. Именно то, что объективная реальность "... провозглашается нашей современной культурой во всех ее основных компонентах: в науке и искусстве, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей". [Указ. соч. С. 431.]

Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (эпоха античности и Возрождения).

Американский ученый Ф.Нортроп в качестве основания для культурной типологизации выдвигает метод познавательной деятельности. Нортроп выделяет восточный и западный типы культур. Основу конфликта составляет различие философских позиций. Для восточной культуры характерно интуитивное, иррациональное мировосприятие, а для западной - научное и рациональное познание.

Помимо приведенных выше типологий, следует назвать еще одну, основывающуюся на "технологическом" основании. Это концепция Х. Ортеги-и-Гассета. Основным принципом выделения периодов технической эволюции он считал взаимосвязь между человеком и технологией, т.е. функцию техники как таковой. Этот вопрос рассматривается в книге "Человек - Техник", где обосновывается три основных периода технологической эволюции:

1. "технология случая", это время примитивной технологии "дикого" человека, который не осознавал существование технологии как таковой, использовал достижения по воле случая;

2. "технология мастерового" - это технология Греции, доимперского Рима и Средневековья; набор технических действий значительно возрос, но человек все же полагался на природу, а не на собственные достижения;

3. "технология техника", в этот период на первый план выходит машина, человек обслуживает ее; машина дает понять, что машина - это функция, зависимая от человека.

Технология заключает в себе два момента. Первый состоит в создании плана действий, метода, второй - реализация этого плана. [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1405].

Западный и восточный типы культуры П.С. Гуревич описывает следующим образом. Процесс осмысления западноевропейской культурой сложного и многослойного социально культурного комплекса, традиционно определяемого как Восток (в отличие от Запада), насчитывает уже двухтысячелетнюю историю. На протяжении тысячелетий европейцы по-разному видели далекие континенты. Неодинаковыми были и побудительные мотивы, порождающие желание вглядеться в очертания иных миров. Различной была и степень погруженности в очертания неведомой культуры. Отсюда - известная размытость границ самого понятия Востока, которое претерпевало многочисленные, нередко радикальные трансформации, включалось в самые разнородные системы абстрактно теоретических взглядов и образно чувственных представлений.

Говоря о Востоке, нередко имеют в виду прежде всего страны Азии и отчасти Африки, Латинской Америки, то есть ту историко-географическую и культурно цивилизационную "данность", которая издавна была объектом изучения в ориенталистике, а также - применительно к нашему времени – всю совокупность государств, составляющих так называемые развивающиеся страны.

В силу социально исторических, природно-географических, религиозно этических и иных предпосылок образ Востока при всех своих многочисленных трансформациях издавна олицетворял для европейцев иной тип мироустройства, чем тот, к которому принадлежал он сам. В этом качестве представления о Востоке послужили той универсальной схемой, которая, сохраняясь, могла вместе с тем в разное время и в разных обстоятельствах наполняться совершенно различным содержанием.

И потому интерес к Востоку, равно как и отсутствие такового, в контексте тех или иных культурно мировоззренческих движений зачастую оказывался "перевернутой формулой" постижения и оценки собственной своей действительности через нечто такое, что этой действительности противостоит. Например, такие значительные течения европейской культуры, как Просвещение и романтизм, новейшая (начиная с Шопенгауэра) западная философия, искусство модернизма, молодежная контркультура, самым интенсивным образом вобрали в себя ориентальные элементы, стремясь соотнести, соизмерить себя с Востоком.

Еще раз подчеркнем, что речь идет не об уровне конкретных знаний о Востоке в Европе того или иного периода, не о миграции культурных ценностей Востока и ассимиляции их элементов европейской культурой, а о Востоке как об одном из "архетипов", который участвует в оформлении мировоззренческих представлений европейца нового времени. И здесь попытаемся выделить два, на наш взгляд, преобладающих принципа отношения к Востоку, Две основные линии понимания Востока на Западе.

Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии и другим землям, находившимся восточнее греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим, в него вкладывался более широкий смысл. Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, "цивилизованности" и "дикости".

Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Подобный взгляд со временем оформился в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. И это закономерно. Ведь Греция явилась отправной точкой развития европейской культуры Нового времени.

Индийские религиозно философские воззрения не были близки духу греческой мысли, которая тяготела к натурализму и гуманистической этике. Тем не менее в древних индийской и греческой культурах можно обнаружить общие идеи. Чем это можно объяснить? Наверное, следствием некоего универсального духовного опыта, приведшего в конечном счете к соприкосновению философских и религиозно этических представлений. Не менее вероятен и факт культурного влияния Востока на античных мыслителей.

Возьмем, к примеру, осмысление идеи метемпсихоза, то есть представление о переселении душ умерших в тела других людей, животных или даже растений, минералов. Переодушевление описывалось в индийской философии. Но и в Древней Греции эта концепция была известна орфикам, Ферекиду, Пифагору, Эмпедоклу. Весьма положительно к этой идее отнесся и Платон. Причем речь идет не только о самом признании многократности телесных воплощений. Общим оказалось и представление о том, что в этическом плане судьбы одной души взаимосвязаны, то есть духовный потенциал человека зависит от его предшествующих персонификаций.

Учение о метемпсихозе получило особое развитие в брахманизме, индуизме, буддизме. Душа в двух первых названных религиях рассматривается как частица высшего божества - Брахмы. После многочисленных перерождений она может слиться с ним и обрести спасение. Несколько иначе освещает этот вопрос буддизм. Он отмечает, что духовная сущность состоит из множества мельчайших, неделимых частиц дхарм, которые в акте смерти того или иного существа разлетаются, а затем вновь сплетаются, чтобы образовать другое дитя природы, воплощающее в себе иллюзорность мира страданий.

Отметим, что религии, в том числе монотеистические (иудаизм, христианство), а затем дуалистические (зороастризм) исключают идею метемпсихоза, поскольку переселение душ, трактуемое как всеобщий закон природы, не согласуется с концепцией всемогущего Бога. Индийские мыслители, как и греческие, полагали, что это воззрение позволяет объяснить, почему в мире существует добро и зло. Оно оправдывало, по существу, все социальные пороки - неравенство, эксплуатацию, жестокость.

Отдельные ученые, в частности американский проф. Дж. Седлар, посвятивший специальную работу взаимовлиянию культур, считают, что вера в странствия души имеет вообще более давнее происхождение. Она бытовала у многих древних народов. Греки и индийцы лишь заимствовали эту идею, придав ей нравственную окраску.

Прослеживая общие компоненты в греческой и индийской культурах, исследователи допускают возможность самостоятельного, иногда одномоментного возникновения некоторых из них. Они ссылаются, например, на то, что воззрение, согласно которому чувственность рассматривается как зло, а аскетизм - как святость, сложилось на Западе без всякого восточного влияния. Именно поэтому, мол, и йоги, и платоники независимо друг от друга видели в эросе средство неоправданного "затемнения" мистики.

Разумеется, источником многих "религиозно мистических" совпадений может служить общая практика древней жизни. Не исключено, что различные виды религиозных представлений складывались независимо друг от друга. Однако нельзя не считаться с тем фактом, что индийский поход Александра Македонского значительно расширил связи Индии с Западом. Гностики, скажем, были, безусловно, знакомы с индийской религиозной философией. Она наложила свой отпечаток на теорию и практику их постижения действительности.

Упомянутый нами Седлар отмечает, что индийский аскетизм оказал огромное воздействие на греческое сознание. До гностиков идея отказа от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний и побуждений, само поведение индийских аскетов не вызвали в Греции обостренного интереса. Но в условиях всеобщего упадка античной цивилизации классическое мировоззрение стало вытесняться массовым увлечением мистикой, потусторонним. Это обусловило и внимание к проповеди аскетизма. Брахманов наделяли не только умом, восхваляли также и их нравственные достоинства. Манихейцы (поборники религии, возникшей в III в. в Персии), а позже ранние христиане отдавали должное этой проповеди.

Несмотря на эти факты, которые свидетельствуют о культурных контактах, древние греки воспринимали ориентальный мир как ареал духовного богатства. Они были склонны оценивать Запад как более значимый регион. И в последующие века европейцы отмечали, что на Востоке сложились такие неевропейские модели творчества, которые не уступают западным. "Индийские "раги", азербайджанские "мугамы", ашугское творчество Армении, барабанные ансамбли в странах тропической Африки, индонезийский "гамелан", музыка японского театра "Кабуки", бразильский "шорос" и т.д. и т. п.- все это живые современные творческие виды, подчас отмеченные высоким профессионализмом особого, неевропейского склада и отражающие строй мышления данного народа".

В рамках национальных культур складывались такие формы творчества, которые отличались от европейского искусства и в то же время достигали высокой эталонности. "Индийская рага, - подчеркивает B.C. Виноградов, - оригинальное и глубоко национальное художественное явление. Она теснейшим образом срослась со всей духовной культурой Индии. Однако, определяя самобытные черты искусства раги, равно как и макома, мугама, дестгяха, макама и других подобных жанров, следует постоянно помнить о том, что все они -ветви единого дерева музыки Востока"".

Противопоставление Востоку предполагало постижение образа Европы. Тип европейского человека в глубочайшей степени создан христианством. По мнению Р. Гвардини, христианского происхождения также глубина и сложность западной души. "Дух и душа человека христианской культуры в сравнении с его античными собратьями богаче на одно измерение; его способность чувствовать, творчество сердца и энергия страдания - не от природной одаренности, а от общения с Христом".

Р. Гвардини утверждает, что если спросить средневекового человека, что такое Европа, то тот укажет на пространство, где обитает человек. Это прежний "круг земель", возрожденный духом Христовым и объединенный могучим союзом скипетра и Церкви. За пределами этого пространства лежит чуждый и враждебный мир - гунны, сарацины. Однако Европа - это не только географический комплекс, не только конгломерат народов, но живая энтелехия, живой духовный лик. Он, по мнению Гвардини, раскрывается в истории, насчитывающей уже более четырех тысячелетий, истории, с которой доныне не может сравниться никакая другая история...

Истоки другой тенденции, тяготеющей к Востоку, лежат в культуре Древнего Рима, для которой характерно острое ощущение собственной "вторичности", постоянная ориентация на греческую традицию как на образец. Объединяя под своей властью почти все известные тогда страны, римляне нашли на Востоке мир, приобщенный к эллинской культуре, и стали смотреть на него как на целое, равноправное в культурном отношении. Сама структура Римской империи, сам характер связи метрополии с провинцией послужили для осмысления проблемы Востока если не в плюралистическом, то во всяком случае не в европоцентрическом духе.

Эти две тенденции - возвеличивание Запада или признание равенства с Востоком - прослеживаются в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, приведшие к великим географическим открытиям, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны - все это в конечном счете воплощенные в реальных исторических деяниях проявления европоцентрической точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность, противостоящую "неправильности" и "неразвитости" восточного мира. [П.С. Гуревич. Философия культуры // http://society.polbu.ru/gurevich_culturephilo].

 

Культурология. Словарь терминов
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1415

Аккультурация (от лат. образование, развитие) процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого, рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Альтруизм нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.

Анимизм (от лат. дух, душа) верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, одна из примитивных форм религии.

Антропогенез процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Артефакт (от лат. искусственно сделанное) процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Архетип (греч. начало + образ) первоначальный образ, прообраз. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.

Вера особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий,идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.

Гармония (греч. соответствие, согласие, созвучие) эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.

Гедонизм (греч. наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

Гуманизм (лат. человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия эпохи Возрождения, противостоящая религиозной схоластике средних веков.

Дегуманизация искусства процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентированно на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега-и-Гассет.

Детерминизм (лат. определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; 2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.

Диффузия культурная взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Доминанта культурная в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры.

Знак материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Идеал совершенство, совершенный образ чего-либо, высшая конечная цель стремлений, деятельности.

Инкультурация процесс обретения культурных навыков человеком, вхождение в культуру.

Инновация выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.

Искусство процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке.

Историзм принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития.

Катарсис (греч. очищение) духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Канон в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Китч (кич) явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных эстетических ценностей, одной из наиболее агрессивных тенденций примитивизации в популярном искусстве.

Код культуры совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Контекст (лат. тесная связь, соединение, согласование) общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура уровень культуры, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества.

Конфрмизм социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей.

Креационизм религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культ (лат. почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличивание (культ святых, культ личности).

Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурогенез учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Магия совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры.

Маргинальность качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т.п.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное сознание, психологический дискомфорт и т.п.

Ментальность, менталитет мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Мимезис способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов; основа натурализма в искусстве.

Наука сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука это абстрактное, теоретическое моделирование действительности.

Ноосфера (греч. -- ум, разум + сфера, область) сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития; новое эволюционное состояние биосферы. Понятие ноосферы как облекающей земной шар идеально мыслящей оболочки ввели в научный оборот П.Тейяр де Шарден, Э.Леруа, В.И.Вернадский.

Образ художественный язык искусства, обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.

Обычай воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное знание согласно рационализму достижимо только посредством разума.

Секуляризация 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.

Семиотика дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных.

Символ 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы; 2) предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Синкретизм качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Стагнация одна из форм проявления регресса, характеризующаяся застоем в экономике, политике, торговле, культуре и других сферах человеческой жизнедеятельности.

Субкультура 1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм и т.п., принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.); 2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры.

Техника совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Тотемизм древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Универсалии культуры исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.

Фетишизм одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Ценности общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов.

Этнос исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем эти от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Язык система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

 


 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел II. Культура как объект исследования культурологии | Темы для подготовки рефератов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 174 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.