Культурология – система наук о культуре, изучающих ценностно детерминированные основания социальной консолидации людей и способы осуществления коллективного характера их жизнедеятельности, социокультурную необходимость познания и упорядочения окружающего материального и информационного мира, а также методы воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности. Культурология не рассматривает технико-технологические процессы, происходящие в человеческих коллективах. [Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2002]
А.Я. Флиер рассматривает предмет культурологии как нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные и социально-воспроизводственные механизмы и средства, обеспечивающие коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта.
Использование и закрепление термина «культурология» для науки, изучающей культуру, связано с деятельностью Л. Уайта, применившего в статье «Проблема терминологии родства» (1939 г.) это понятие для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным ценностное и символическое значение. Обоснованию культурологии Л. Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Существуют различные подходы к определению структуры культурологии. Иконникова С.Н. считает, что в состав культурологии входит пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры, 2) история культурологических учений, 3) социология культуры, 4) культурная антропология, 5) прикладная культурология. Флиер А.Я. выделяет три основных отрасли культурологии: 1) фундаментальную культурологию, антропологию, 3) прикладную культурологию.
Главное направление прикладной культурологии состоит в разработке культурной политики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реализации культурных программ, а также диагностике и прогнозировании культурных процессов, социальном проектировании, менеджменте в сферах культуры. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
История культуры занимается изучением культуры различных эпох, стран и народов; она тесно связана со всеобщей историей, этнологией и этнографией, с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства и т.д. История культуры дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, изучает взаимовлияние культур. Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры с позиций не исторических, а культурологических методов и методологии познания. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции мирового развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. Важным направлением в социологии культуры является изучение культурного содержания таких процессов, как демократизация общества и пр. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Культурная антропология занимается изучением процесса социализации личности в условиях различных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Философия открывает путь к познанию и объяснению культуры в наиболее обобщенном представлении. Философское знание о культуре позволяет выявить сущность и структуру культуры. С философских позиций можно осмыслить культуру в целостности, во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее фундаментальные основания культуры. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
В культурологии нашли применение методы, разработанные в антропологии, истории и других гуманитарных дисциплинах. Например, сравнительно-исторический метод широко применяется в истории культуры, структурно-функциональный метод используется в культурной антропологии. Одним из основных методов культурологического исследования является семиотический. Культурология не использует социологические методы исследования, так как это не соответствует ее предмету и задачам. [Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшая школа, 2005]
Мир природы можно постичь с помощью объяснения, мир культуры – только с помощью понимания. В современной культурологии используется метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности - герменевтика. Основу такого подхода к герменевтике заложили В. Дильтей и Г. Гадамер. С их точки зрения, носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык. [Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов. Учебное пособие для высших учебных заведений/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин – М.: Центр, 2001]
Применительно к культуре и другим сложным системам с учетом их динамики, разрушения и возникновения новых системных образований под действием свойственных им внутренних причин из естественно-научного знания был заимствован разработанный И.Р. Пригожиным синергетический подход. Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика предполагает картину мира, состоящую из совокупности нелинейных процессов. Динамический хаос рассматривается как некая сверхсложная упорядоченность.