Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уровни интеллектуальной активности. 17 страница




При тренинге можно использовать следующие игры: "Кто есть кто". Участники группы записывают на бумаге ответы на несколько вопросов, касающихся причин их психического состояния, переживаний и поведения, вопросы ("Что бы я сделал с крупным выигрышем по лотерее?", "Какие вещи взял бы с собой на необитаемый остров?" и т. п.). За каждый правильный ответ, правильную расшифровку автору ответа засчитывается очко "Интуиция". Игра ориентирована на нового или малознакомого члена группы, который записывает свои ответы на однозначные вопросы. (Я оптимист – пессимист, люблю легкую – серьезную музыку и т.д.), а члены группы пытаются отгадать его ответы.

"Таможня". Каждый член группы пять раз подряд входит в помещение, причем только однажды прячет под одеждой какой-то предмет, остальные по его поведению и высказываниям пытаются отгадать, когда этот предмет был внесен в комнату.

"Кто ты?". Все члены группы отвечают на вопрос "Кто я?", причем ответ пишется на бумаге. В игре не начисляются очки, т. к. она воздействует как предпосылка для самокритики.

"Язык тела". При помощи рук, лица, контактируя с выбранным членом группы, показывают те или иные эмоциональные состояния. Очки начисляются как за правильный показ эмоций, так и за верное исполнение роли наблюдателя.

"Катастрофа". Игра моделирует экстремальные ситуации, при которых погибают люди и требуется мгновенное решение. Оставшиеся в живых между собой распределяют ролевые функции по социальному статусу, "Рондо". Так называется игра, когда вначале все высказываются по очереди на определенную тему, затем выясняется состояние робких членов группы (" рондо" обратной связи и его варианты: выражение чувств, мыслей о соседе справа, карикатурное изображение соседа, передача эстафеты).

"Плюсы и минусы". За активное поведение в группе члены получают плюсы, за пассивное – минусы. Составляется таблица лидерства, что способствует стимуляции и персональных взаимодействий к пробуждению активного членства в группе.

"За спиной". Слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится их обсуждение и "проработка".

"Стрессовые ситуации". Педагог дает 15 секунд для общения членов группы по кругу, Необходимость успеть что-то сказать за столь краткое время мешает возможности фиксироваться на трудностях в ответе: некоторые "выпаливают" первое, что приходит в голову, чем избавляются от страха в общении. Иногда молчание самого педагога заставляет членов группы задуматься и вводит их в стрессовое состояние, которое может стать целебным, то есть стимулирующим ученика к дисциплинированности в выполнении педагогических указаний.

"Бессловесное выражение чувств". В определенных ситуациях бывает полезно предложить членам группы выразить свои чувства к товарищу через прикосновение, кивком головы, поднятием руки и т.п.

"Двигательная социограмма". При обсуждении отношений между отдельным членом группы и всей группой все свободно размещаются в пространстве. Например, члены группы встают вокруг своего товарища, который находится в центре. Мизансцена и дистанция являются достаточными для диагностики отношения группы к испытуемому. Становясь в центре площадки, сам испытуемый жестами как бы приближает к себе тех или иных членов группы, кого-то удаляет. Потребность в индивидуальной дистанции между испытуемым и всей группой проверяется при помощи "делового круга",  который может устанавливаться на любом расстоянии. При исследовании ситуации в группе либо каждый участник ставит и поворачивает стул ближе (как ему кажется) к центру группы, либо все члены группы рассаживаются в зависимости от собственных симпатий на различные расстояния и представляют собой живую социограмму, которую можно дальше корректировать педагогическими средствами. При разборе социограммы важно учитывать следующие интерперсональные ситуации: доминирующее положение одного из участников группы; кто кому пытается доставить радость, кто кому симпатизирует, на кого направлено общение; чьего внимания добивается член группы, от кого зависит, кем восхищается; с кем советуется, у кого ищет поддержку; с кем не уверен в общении; как оценивается превосходство другого, стремится ли обогнать его в чём-либо; предубеждение к кому либо из членов группы, нанесение обиды, кто является источником обид; дистанция и «непереносимость» кого-либо из членов группы; агрессия – обвинения критика, в чей адрес они направлены. Те же позиции разбираются и в отношении воспринимающего интерперсональные акции.

Психогимнастические приёмы хорошо сочетаются с ролевыми этюдами. К таким упражнениям относятся, например, следующие игры; чередование пантомимических выражений чувств человека, стоящего напротив или в центре круга, пантомимическое выражение стремления проникнуть внутрь круга или выйти за его пределы, деление на доминирующих и подчинённых, пародирование ролей отдельных членов группы, игры в «кораблекрушение», «жизнь на необитаемом острове». Во время этих игр легко обнаруживаются важные для последующей коррекции психодинамические особенности. Полезен бывает и розыгрыш фантастических этюдов.

Тренинговые упражнения и игры рекомендуется сопровождать музыкой, которая вызывает установку на воображение ситуации или используется как функциональный фон (например, первая часть сюиты из музыки «Пер Гюнт» Э. Грига, скрипичные концерты Вивальди).

Эксплоративная музыка – в основном грустно-лирическая, направленная на вскрытие (эксплорацию) задержанных эмоций, например, Л. Бетховен (Концерт для скрипки с оркестром, симфонии), Шуберт ("'Неоконченная симфония").

Лирико-медитативная музыка для размышлений и сосредоточения. Например, Л. Бетховен (Первый, Пятый фортепьянные концерты и II часть Четвертой симфонии), Ф. Шопен (центральные часты фортепианных концертов и ноктюрнов) С. Прокофьев (Седьмая симфония, 1 и III части).

Коммуникативная музыка – это групповое прослушивание музыкальных произведений направленных на поддержку взаимных контактов, взаимопонимание и доверие в группе. Совместное прослушивание и публичные переживания могут быть источником обмена эмоциональными впечатлениями, преодоления недоверия, раскованности эмоций и снятия напряженности.

Психорегулирующая музыка чаще используется при релаксации или для сопровождения аутогенной тренировки. Музыка подбирается лирико-романтическая, спокойная (например, прелюдии и хоралы Баха, "Маленькая ночная серенада" Моцарта, экспромты и прелюдии Ф.Шопена и др.), темп умеренный.

После "встречных" игр пантомимические упражнения усложняются за счет введения физических нагрузок: силовые игры на "пережимание" руки противника, элементы каратэ с нанесением фиктивных ударов. Психологическое усложнение задач идет и по линии усложнения "предлагаемых обстоятельств", проводятся упражнения типа "диалог рук" – общение только мимикой и пантомимой, жестами, касаниями.

Упражнение "Беспомощный" – один партнер изображает расстроенного человека, а другой успокаивает его.

Упражнение "Доверие" – один падает назад с закрытыми глазами, другой сзади в самую последнюю минуту ловит его.

Упражнение "Поводырь" – один ведет другого с закрытыми глазами, и тот всецело подчиняется первому.

Для тренировки памяти и фантазии можно использовать следующие упражнения:

1. С короткой "выдержкой" – в 5 секунд «сфотографируйте» внутренним зрением все предметы, лежащие на столе.

2. На счет "пять" запомните, как упали брошенные со стола спички. Затем время запоминания укорачивается до счета "три".

3. Запомните, как стоят стулья, и с закрытыми глазами пройдите этот "лабиринт".

4. Биография по портрету.

5. Составьте биографию по походке или взгляду человека.

Трудновоспитуемость детей и подростков обусловливается рядом причин. Кним относятся: кризисные периоды развития, характерологические и личностные особенности детей и подростков (упрямство, безответственность, несговорчивость, честолюбие, тщеславие, своеволие, непослушание), педагогическая запущенность (невоспитанность, неприлежность, неисполнительность, недобросовестность, неорганизованность, лень), состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт как следствие систематических неуспехов в учении и связанных с ними неприятностей в школе и дома, развивающиеся на этой основе конфликтность, агрессивность и т. д. Все эти факторы и обстоятельства могут выступать самостоятельно и в сочетании друг с другом. Трудновоспитуемость в этом случае проявляется по-разному: либо в виде невосприимчивости к воспитательным воздействиям, открытого или демонстративного сопротивления им, либо просто в низкой эффективности, безрезультативности воспитательного воздействия. В таких случаях говорят, что ребенок (подросток) не поддается воспитательным влияниям, сопротивляется им, что воспитательные приемы неэффективны, не приносят ожидаемых результатов, что ребенок трудновоспитуемый.

Трудновоспитуемость, сопротивление воспитательным действиям могут быть вызвать другими причинами: педагогической бестактностью, грубостью, нечуткостью родителей и педагогов, непосильной противоречивостью и несправедливостью их требований; неблагополучием или конфликтностью взаимоотношений родителей, родителей и детей, неблагоприятными условиями жизни, конфликтными взаимоотношениями между ребенком и учителями, коллективом класса, социально значимой средой и т. д. В этом случае она может носить временный, ситуативный характер, С устранением неблагоприятных условий она исчезает сама по себе, и ребенок выравнивается. Т. может также возникать в условиях гиперопеки, включающей в себя вседозволенность.

Если Т. вызвана педагогической запущенностью, невоспитанностью ребенка, неумением вести себя правильно или его испорченностью неправильным воспитанием и отрицательным влиянием, то тогда для ее преодоления требуется длительное и настойчивое воспитательно-коррекционное воздействие или перевоспитание в специальных учреждениях, Если Т. обусловлена нездоровьем ребенка (психологическими заболеваниями или пограничными состояниями}, то необходима консультативная помощь врача-психоневролога, амбулаторное, стационарное лечение, специальные воздействия. Временная Г. может быть вызвана возрастными кризисами развития, В этом случае требуется индивидуальный подход, такт и особая деликатность в отношениях с детьми, скорректированная система воспитательных воздействий, терпение и время. Во всех случаях для преодоления Т. детей и подростков необходимо устранение причин, ее вызвавших, и постепенное снятие её последствий.

У беждение и принуждение – 1) разные стороны управления как обособившегося вида деятельности в тех обществах, где низшие классы, социальные слои и группы отчуждены от основных средств производства и власти, а высшие являются собственниками этих средств и вершат власть от своего имени или прикрываясь именем народа.

2) разностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств

Умение – эффективное выполнение действий в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умением могут быть действия как практические, так и теоретические. Оно предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний; без последних нет умений. Знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Приобретаемые человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но и могут стать свидетельством уровня общего умственного развития. Лёгкость и быстрота овладения умением говорит о высоком уровне способностей данного человека.

Управление культурой – система управленческих мероприятий по развитию культуры как специфической хозяйственной отрасли.

Уровни интеллектуальной активности.

Высший уровень интеллектуальной активности – креативность, то есть способность выходить за пределы данной конкретной ситуации. Открытие закономерности «эвристом» – эмпирическое, а не теоретическое, но человек, находящийся на данном уровне, после нахождения какой-либо закономерности не останавливается на достигнутом, а пытается определить: «А что за этим стоит?»

Первый уровень – стимульно-продуктивный, или пассивный. Это деятельность, определяемая каждый раз каким-то влечением, стимулом, безынициативное принятие того, что задано извне.

Второй уровень – эвристический. Этот уровень характеризуется проявлением той или иной степени интеллектуальной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни объективной оценкой деятельности. Решение задачи является продуктом логического анализа, который позволяет углубиться в объект, почерпнуть из него новое знание.

Уровни педагогического творчества. Первый уровень. Наиболее масштабные и новаторские педагогические открытия, позволяющие увидеть новые возможности совершенствования как самой деятельности, так и включённого в неё человека. О. Связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Таковы, например, формы соединения обучения с трудом у Р. Оуэна, высоко оцененные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, воспитательная система В. А. Сухомлинского.

Второй уровень. Преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями.

Создание «сводных» отрядов, «технология» параллельного педагогического воздействия, метод «взрыва» у А. С. Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытия мыслей у В.А. Шаталова, поурочный балл, введённый липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой – все это примеры педагогических изобретений. И все эти открытия и изобретения относятся к педагогическому новаторству.

Третий уровень. Усовершенствование, т.е. чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Таковы, например, карточки «светофор», которыми учащиеся сообщают учителю начальных классов Яснозоренской школы Белгородской области В.Г. Рынзиной о своём отношении к ответу товарищей, о выполнении заданий (зелёный свет – согласен, красный – не согласен, жёлтый – хочу возразить или добавить, голубой –  задание выполнено и т.д.). Этот рационализаторский уровень творчества – результат и проявление педагогического мастерства учителя (В.И. Загвязинский).

Уровни проявления креативного процесса: большая креативность, вносящая изменения или дополнения в существующее знание; малая креативность (например, умение украшать комнату цветами или умение подбирать цветовую гамму в интерьере).

Учреждения искусств – театрально-зрелищные предприятия, специализирующиеся на создании и пропаганде духовных ценностей в рамках определенного вида или жанра профессионального искусства.

Учреждения культуры – 1) совокупность культурно-досуговых центров и учреждений искусств, профессиональная деятельность которых направлена на создание, освоение, сохранение и распространение культурных ценностей, удовлетворение духовных интересов, запросов, потребностей личности и социума; 2) организации, предприятия непроизводственной сферы, специализирующиеся на общественной организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения, популяризации конкретных видов и жанров самодеятельного и профессионального искусства.

Учреждения образования – социальные институты, осуществляющие общеобразовательную подготовку, выпуск специалистов средней и высшей квалификации для различных производственных отраслей.

Фазы выдвижения идеи: фаза подготовки идеи; фаза созревания идеи; фаза озарения; фаза проверки идеи (Г. Уоллес, 1924).

Фактор риска – различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.

Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

Фестиваль (лат. – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, самодеятельного творчества.

Форма культурно-досуговой деятельности – внутренняя культура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

Формирование творческой личности. Основой для Ф.Т.Л. является возраст 6-12 лет, когда проявляется созерцательная способность, умение задерживать внимание на восприятии или оценке результатов творчества. Соотношение педагогического воздействия и развития творческих способностей детей, позволяющих «художественно обрабатывать окружающую жизнь», – основная задача, которую призвано разрешить искусство сегодня; не каждый подросток или юноша станет художником, но «он должен стать творцом в области избранного дела, чтобы воспринимать и переживать художественное оформление жизни, бороться с антихудожественностью».

Характер (греч. – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.

Характеристика творческого потенциала. Многоуровневость содержания (отражением является полисемантичность понятия «Т.П. личности»). Характеризуются уровнями:

- широкий: данное потенциальное образование рассматривается как всеобщее свойство развивающихся психических сил;

- промежуточный: за основу берётся максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой стороны – конкретным состоянием развития общества, принятой в нём нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;

- узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации.

Диалогичность. Реализация Т.П. есть диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. Диалог – это субъект  – субъектное взаимодействие различных смысловых позиций. Он составляет решающий интеллектуальный центр саморегуляции личности, обеспечивая формирование и развитие индивидуальной и авторской позиции личности.

Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизиологических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение с возрастом внутренней жизненной, обогащение когнитивной сферы, потребностно-мотивационной сферы, развития сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности, наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человек, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, придавая им искажённую форму.

Системность. Т.П. имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремлённым, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации), и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы её подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович).

Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером иливлечением к нему, а также от потреб­ности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние – целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представле­нии исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсозна­ния исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по-крайней мере, вызовет к нему уважение. Вот некоторые характеристики харизматических личностей: 1) обмен энергией – Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей. 2) внушитель­ ная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится. 3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других. 4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению. 5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие. И 6) достойная и   уверенная манера держаться. Они выглядит собранными и владеющими ситуацией.

Хобби (англ. hobby) – увлечение, любимое занятие для себя на досуге.

Целеполагание – 1) способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целям путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем)

2) поиск основ целостного становления личности, оказывающий влияние на саму личность и ориентирующий ее на деятельность. Начинается этот процесс с обора определенных действий, операций, алгоритмов, то есть внешних форм деятельности. Затем начинаются промежуточные и конечные цели. При этом принципиально важно учесть процесс «трансформации» целей, который непосредственно связан с их иерархией. С учетом этих особенностей основные цели превращаются последовательно в конечные (прогнозируемые) цели деятельности.

Так, можно составить («вырастить») «дерево целей» – ориентировочный логический граф, в котором осуществляется последовательная декомпозиция главной цели до требуемого уровня детализации.

В начале выделяется ключевая цель, затем проводится ее декомпозиция на проблемы, стадии, предметные действия. Дерево целей «растет» до необходимого и достаточного уровня.

Целеполагание включает, как правило, три структурных элемента: выдвижение цели, определение путей ее достижения и ожидаемый результат.

Дерево целей – образ генеральной линии движения к цели в предполагаемых действиях субъектов.

Выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем; формулирование учениками собственных целей из известных ранее; формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности; формулирование тактических и стратегических целей. Возможны следующие группы целей учеников:

Личностные – осмысление целей образования, приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности, реализация конкретных индивидуальных способностей;

Креативные – составление сборника задач, сочинение естественнонаучного трактата, конструирование технической модели, рисование картины и т.д.;

Когнитивные – познание субъектов окружающей действительности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками, постановка эксперимента, проведение опытов;

Методологические – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умение ставить перед собой цель и планировать, развитие навыков работы в группах, освоение техники введения дискуссий;

Предметные – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; решение типовых и творческих задач по теме.

Целеполагание педагогическое – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

Целесообразность педагогическая – мера педагогического вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику.

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов Ц. п. п., функционирующих в нем.

Цель воспитания – теоретическое общение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её существу, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношения к жизни.

Цель образования – образовательный идеал, задаваемый соц. заказом, реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц.о. – передача как можно более полного объёма накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель – подготовки учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие. Интенсивная модель – подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определённых знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Ценности – предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определённого обществ или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также цели и побуждения в качестве нормы, цели, идеала: свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, добродетель; идеалы, обращённые в нравственные ориентиры воспитания и обучения.

Ценность – одно из ключевых научных понятий используется для обозначения феноменов, воплощающих в себе общественные и личные идеалы, выступает как эталон должного. Это понятие применяется философией, психологией, педагогикой, социологией и другими науками для обозначения свойств объектов, явлений, теорий, идей, служащих идеалом в соответствии с социально-обусловленными приоритетами культуры. Ценность характеризуется такими признаками: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. Понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (групп лиц, коллектива) и её поступков или нравственные характеристики общественных институтов, во-вторых, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы Ц. (в т.ч. моральных, экономических и др.) изучает аксиология.

Ценность (психологическая) – это цель, удовлетворяющая потребность. Ц. бывают индивидуальные и групповые, которые в Ц. коллективных сливаются с Ц. общественными.

Ценностная ориентация личности – содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями. Производными понятиями являются престиж, уровень притязаний, ЦОЕ, эстетический вкус.

Ценностно-ориентированное единство (ЦОЕ) – термин и его аббревиатура введены в психологию А.В. Петровским как массовое явление, производное от ценностной ориентации личности данного коллектива и являющееся основным критерием наличия коллектива и уровней его сплочённости и активности, страт. Отсюда – метод стратометрии для оценки ЦОЕ.

Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом.

Ценностные ориентации личности – идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2327 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.