Половое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания, активная, социально ориентированная помощь личности в ее психосексуальном развитии и формировании психосексуального здоровья. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика (мужчины) и девочки (женщины), способных понимать психологические и физиологические особенности полов в связи с социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать, поддерживать и совершенствовать партнерские и социальные отношения, подготовиться к ответственному супружеству и родительству.
Половое воспитание – не кратковременная кампания, не педагогическая атака, а планомерная и систематическая работа.
Потенциал – (от латинского – сила) – в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели. Педагогическая функция П. Реализуется в направляющей роли творческой личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности.
П. соотносится с той работой, которая ещё не выполнена, но может быть сделана. Личностный П. человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать. Человеческий П. является некоторой прогнозной характеристикой возможностей реализовывать интересы, достигнуть своих целей.
Потенциальное – термин, характеризующий скрытое психическое явление, которое при определённых условиях может проявиться как актуальное.
П. – это свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определённых условиях. С другой стороны, П. выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития.
Права ребёнка (определены Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году в Конвенции о правах ребёнка): на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности, право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение с ними, право на воссоединение с семьёй; права на: выражение своих взглядов, своего мнения на свободу мысли, совести и религии, участие в ассоциациях и мирных собраниях; право доступа к сбору и распространению информации; право на медицинскую, социальную помощь, на образование, в т.ч. получение бесплатного и обязательного начального; на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка; получение образования соответствующего содержания; права пользоваться этнической, религиозной или языковой культурой меньшинства; право на отдых и досуг, пользование достижениями цивилизации; права на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от похищения и торговли детьми, право на охрану во время вооружённых конфликтов и войн. Статьи 12-17 фиксируют, что родители несут основную, общую и одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребёнка, а государство оказывает им надлежащую помощь. Изложены также требования к принятию законодательных, административных социальных и иных мер с целью защиты ребёнка от всех форм насилия, оскорбления, жестокого обращения любым лицом, включая родителей. Статьи 20-26 излагают перечень прав детей особо депривированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишённым родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном и физическом отношении. (Конвенция ООН о правах ребёнка). Итак, интересы ребёнка во всех отношениях признаются приоритетными: права человека абсолютны, интересы государства относительны, свобода и независимость личности – условие безопасности и процветания общества.
Правила организации творчества детей:
1. В «творческой комнате» могут заниматься все, вне зависимости от успеваемости.
2. Нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если они не успевают по другим предметам.
3. Не следует навязывать ученику своего мнения по поводу самостоятельной творческой работы.
4. При проверке уже готовой самостоятельной работы или при руководстве её выполнением у учителя должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность.
Праздник – 1) комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных или идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища.
2) массовая общественно-политическая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней и представляющая собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми темами и проблемами.
П. стали поистине неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальные и культурные функции. Способствуя сохранению достижений отечественной культуры, они передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей – нравственные, эстетические, культурно-бытовые, но прежде всего – потребность в общении, а также отдыхе и развлечениях.
Велика роль П. в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Они способствуют также физическому воспитанию, правовому, экологическому.
Практика социально-культурной деятельности – определяемый объективными и субъективными факторами опыт организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения.
Представление – система массовых действий, выстроенных по законам драматургии, с использованием средств театральной выразительности; своеобразный спектакль на сцене или иной площадке, имеющий четкую композиционную структуру. П. может выступать как автономное комплексное мероприятие и как один из элементов более масштабной социокультурной акции – олимпиады, праздника, массового гуляния и т. п. В основе П. – сценарий, состоящий из пролога, экспозиции, завязки, ряда взаимосвязанных событий – эпизодов, кульминации и завершающей части (финала). Каждый из названных композиционных элементов выполняет в создаваемом П. свою роль. Пролог – это своеобразный эпиграф ко всему предстоящему мероприятию, в нем содержится тема и идея П., которые раскрываются уже по ходу действия. Экспозиция знакомит зрителей и участников с программой и содержанием П., приглашенными для участия в нем артистическими силами, психологически готовит присутствующих к началу основной части П. Завязка – начало основного действия, первый его фрагмент или эпизод. Далее следуют одно за другим события, развивающие начатое повествование. Одно из таких событий – центральное, кульминационное. Здесь во всей полноте обнажается главная идея П. Наконец, цепь эпизодов логически завершается финальным событием, в котором постановщики стремятся расставить все акценты. Силы, олицетворяющие добро, одерживают победу над регрессивными и злыми силами. Финал – это торжество добра, справедливости, света, правды.
В основе П. – крупная политическая или социальная проблема, высокая по своему звучанию идея. Чаще всего П. посвящаются борьбе за мир, солидарности с народами других стран, утверждению здорового образа жизни, прославлению трудовых подвигов народа. Для воплощения столь высоких идей отбирается соответствующий документальный материал. Одновременно изучается литературно-художественный материал, созвучный по своей идейной основе характеру и содержанию будущего П. Уже на стадии сценарной разработки П. достигается органическое слияние документа и образа, создается оригинальное драматургическое произведение, над которым далее начинает работу режиссерская группа. На основе сценария режиссер разрабатывает постановочный план, музыкальную и световую партитуры, продумывает элементы декоративно- художественного оформления, «привязывает» сценарий для выбранной для П. площадке (сцена в клубе, приклубный участок, рабочая площадка в парке культуры, стадион, площадь города и т. п.) Исключительно многообразна палитра средств идейно-эмоционального воздействия на зрителей. Это фрагменты из уже поставленных кем-либо спектаклей, самый разнообразный киноматериал, произведения изобразительного искусства, аудиовизуальная техника, пиротехнические устройства, транспорт и, конечно же, музыка во всех ее жанрах и способах воспроизведения. Для участия в П. приглашаются профессиональные артисты, исполнители из художественной самодеятельности, выступающие как в образе, так и от себя.
Добротно разработанные драматургические и умело воплощенные режиссерски П. способно оказать огромное эмоциональное воздействие на массовую аудиторию. Достаточно вспомнить театрализованные П., посвященные открытию и закрытию знаменитой Московской олимпиады 1980 года, другие равные по масштабам и значимости театрализованные мероприятия.
Презентация – торжественное официальное представление (в значении – знакомство) собранию общественности вновь созданного учреждения, объединения иди организации. В культурно-досуговой деятельности П. еще только предстоит занять подобающее ей место. Здесь делаются лишь первые и не всегда удачные попытки. Между тем потребность в официальных П. вновь создаваемых фирм, объединений, коммерческих банков, кооперативов, культурно-досуговых объединений, периодических изданий и радиостанций возрастает. Это характерная примета времени.
Принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, которые позволяют каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся.
Принципы культурно-досуговой деятельности (лат. – основа, начало) – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные устойчивые связи и отношения социально-культурной деятельности и определяют направленность, характер и условия ее организации.
Природосообразность – принцип воспитания человека сообразно его природе. Разработан в 17 веке Я. А. Коменским. П. в воспитании и обучении заключается в организации воспитательного процесса в соответствии с законами природы (её ритмами, циклами, «вовремя» и по «силам»). Обучение должно проводиться в «зоне ближайшего развития», не выходя за пределы возрастных периодов.
Прогнозирование – явление высшей формы опережающего отражения в процессе мышления как предвидение ожидаемого будущего на основе учета динамики прогнозируемого явления.
Программа – документ, определяющий направления и характер целенаправленного развития чего-либо.
Программирование в социально-культурной сфере – метод и механизм управления социокультурной сферой, предполагающий установление стратегических целей ее развития, ключевых направлений, методов и сроков достижения поставленных целей, а также оценку необходимых ресурсных затрат.
Продуктивно-творческий уровень деятельности – по своему содержанию и формам характеризуется целенаправленностью, актуальностью, инновационностью, научностью, рефлективностью.
Продюсер (англ., лат. – производить, создавать) – предприниматель, директор-распорядитель, организующий творческо-производственную деятельность в шоу-бизнесе, осуществляющий финансовый контроль над ней.
Продюсерский центр – товарищество, общество, частная предпринимательская фирма или организация, занимающаяся созданием и продвижением творческих, коммерческих проектов с целью получения прибыли.
Продюсирование – вид предпринимательской деятельности в сфере шоу-бизнеса, основанный на создании и реализации творческой продукции, проектов.
Проектирование – процесс, основанный на диагностике и самодиагностике уровня творческого потенциала, изучение коррекционной зависимости основных показателей взаимодействия процессов. Учащийся строит свой профиль творческих качеств личности и определяет, к какому типу творческой личности он относится (по наивысшему уровню развития соответствующего качества), определяет уровень развития творческого потенциала, степень взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала, выявляет противоречия, их причины и пути исправления.
Пропедевтическая функция непрерывного образования – важнейший момент в его направленности на развитие творческого потенциала учащегося. Она выражается в:
- стимулировании осознания уровня творческого потенциала, процесса его развития и самореализации;
- ориентации на творческое осмысление содержания, форм и методов непрерывного образования;
- научно-методическом обеспечении процесса развития творческого потенциала. Непрерывное образование может быть как стихийным, так и специально организованным. Состав знаний, стимулирующих развитие творческого потенциала человека, может трактоваться по-разному. В частности, наряду с достаточными для выполнения конкретной профессиональной деятельности знаниями и умениями к категории необходимых следует отнести знания и умения, которые обеспечивали бы:
- возможность профессионального роста по вертикали (переход со второй категории на первую, с первой на высшую);
- возможность перемещения по горизонтали (переход с одной творческой группы в другую);
- возможность смены техники и педагогической или образовательной технологии;
- создание возможностей для творческого проявления себя в педагогической деятельности (создание авторских программ, учебных пособий, технологий, моделей планирования учебного процесса и др.);
- наличие запаса знаний и умений для принятия оптимальных решений в экспериментальных педагогических ситуациях;
- возможность рефлексии своей профессиональной деятельности и деятельности учащихся.
Процесс воспитания – процесс пед. взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Радость творчества и муки творчества – высшее проявление эмоций удовольствия и неудовольствия как обязательных компонентов творчества и труда. Имеют две формы: в процессе труда и творчества; в их результатах.
Развитие – 1)объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Обучение и воспитание есть формы развития, которые проявляются как прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, физиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию человека.
2) изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.
Психическое и физическое развитие Р. человека совершается по общим законам Р. Р. аномальных детей совершается по общим законам детского развития, вместе с тем в зависимости от дефекта ребенка Р. Имеет свои особенности. Существенное значение в Р. Аномальных детей имеют воспитание и обучение, направленные на возможно более полную компенсацию и коррекцию отклонений в Р., возникающих как следствие имеющихся у детей аномалий.
Развитие личности – наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счёт освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей, за счёт этого происходит превращение развития в саморазвитии, самостроительство личности.
Районный дом культуры – государственное клубное учреждение, обслуживающее население территориально-административного района и являющееся в нем методическом центром.
Реабилитационная педагогика – 1. комплексная дисциплина, базирующаяся на медицинских, психологических, дефектологических знаниях; 2. Педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка и подростка с целью коррегирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Если коррекция может осуществляться в индивидуальном порядке, то для реабилитации желателен коллектив. В настоящее время существует 8 видов специальных (коррекционных) учреждений.
Реабилитация (от лат. rehabilitation re – приставка, обозначающая «вновь, снова», hahilitas – пригодность, способность) – в медицине комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Ребёнок – ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.
Ревю – театрализованное сценическое представление, составленное из отдельных номеров или эпизодов, объединенных сюжетным ходом, темой или проблемой выступления. Среди номеров, используемых для Р., – песня, эстрадный танец, интермедия, фельетон, куплеты, инструментальная пьеса и т. п. Связующим звеном между отдельными номерами или их блоками выступает, как правило, конферансье – ведущий представление. В цирке эту роль выполняет клоунада. Даже не очень сильные в идейно-художественном отношении концертные номера могут, что называется, смотреться и слушаться, если они удачно вплетены в общий контекст программы Р. Для эстрадных и цирковых Р. характерны броские костюмы участников выступлений, оригинальное декоративно-художественное оформление отдельных номеров и программы в целом, контрастное по характеру номеров построение программы, эксцентричность и динамичность в стиле исполнения. Постановка Р. возможна как на профессиональной, так и на любительской сцене. И в том, и в другом случае необходимы надежная драматургическая основа – сценарий и добротная режиссерская работа.
Регресс (в дефектологии) – деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития. Может носить как временный (вызванный, например, соматическим заболеванием в раннем возрасте), так и стойкий характер (связанный с серьезным повреждением функции, например, возврат к автономной речи при РДА или к детским формам поведения при гебефрении). Р. Подвержены мене зрелые функции. Его следует отличать от распада, т. е. грубой дезорганизации функции.
Реклама (лат. – выкрикивать) – 1) информация о предстоящих мероприятиях, предлагаемых видах культурных услуг с целью оповещения населения и создания на них социального спроса; 2) распространение сведений о чем-либо с целью создания популярности.
Рекреационный (рекреативный) – предназначенный для отдыха, восстановления сил (рекреационное время, мероприятие, рекреативная функция парка культуры и отдыха и т. п.)
Рекреация (лат. – восстановление) – психофизиологический процесс восстановления сил человека, предполагающий смену и чередование видов деятельности.
Репертуар (лат. – список, опись) – совокупность произведений, исполняемых на сцене, концертной эстраде или изучаемых в процессе репетиционных занятий.
Рефлексия (позднелат. – обращение назад) –
1) Размышление, самонаблюдение, самопознание.
2) (филос.) Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это процесс самопознания человеком внутренних психологических актов и состояний.
Ритуал (лат. – обрядовый) – совокупность установленных действий, которые в символической упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества с наиболее значимыми для них явлениями.
Салон – специально отведенное, оборудованное и оснащенное в соответствии с его назначением помещение, в котором ведется культурно-просветительная работа, осуществляется разнообразная культурно-досуговая деятельность. Вообще-то С. – понятие не однозначное. В аристократическом доме так называли гостиную, в российском дворянском обществе С. называли политический или литературно-художественный кружок, собиравшийся в частном доме. С. называют также зал для демонстрации произведений литературы и искусства, а во Франции и сегодня С. – это выставка произведений искусства. Применительно к культурно-просветительной работе понятие С. как бы вбирает в себя все приведенные значения.
Самовоспитание – 1)осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств. Первые попытки С. обнаруживаются у ребенка уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда он еще не связывает свое поведение со своими личностными качествами, однако понимает, какие его действия могут вызвать одобрение окружающих, а какие – порицание. Приспосабливаясь к внешним требованиям, стараясь поступать как старшие, подражая героям детских книжек и фильмов, ребенок проявляет желание стать лучше. Интерес к себе, к познанию сильных и слабых сторон своей личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, недовольство своими недостатками – важнейшие побудительные мотивы самовоспитания подростков, Однако небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор, неустойчивость идеалов и увлечений, склонность к отождествлению отдельного поступка с личностным качеством часто приводят к возникновению противоречия между потребностью в С. и неумением реализовать ее без содействия со стороны взрослых.
2) целенаправленные действия самого воспитанника по формированию качества личности и индивидуальности
3) осуществляемое субъектом управление деятельностью, направленной на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самодеятельное искусство – досуговое движение широких слоев населения, занимающихся добровольно, по своей инициативе каким-либо жанром искусства, видом творчества (самодеятельное музыкальное, театральное искусство; самодеятельное техническое, прикладное искусство и т. д.)
Самодеятельность – 1)согласно определению Смирновой Е.И., – это деятельность, человеческая активность, которая диктуется внешними причинами и побуждениями, но определяется внутренними потребностями. Самодеятельность, которая предполагает все вместе взятое – естественный и необходимый способ бытия и развития человека.
2) добровольная, нерегламентированная, непрофессиональная деятельность по реализации способностей, интересов и потребностей личности и социума.
Признаки самодеятельности:
1. Добровольная деятельность субъекта т. е. действие на основе собственной воли.
2. Духовная мотивация.
3. Собственная внутренняя активность, инициативность субъекта.
4. Изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов, потребностей, способностей, в сторону его целостности и универсальности.
Особенности самодеятельности в учреждениях сферы досуга:
1. Самодеятельность осуществляется в сфере свободного времени;
2. Самодеятельность носит социально-значимый характер;
3. Принципиально организованная включённость самодеятельности в систему социально-культурной сферы.
Самоконтроль – сознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний на основе личностно значимых мотивов и установок, предполагающих сличение, анализ и коррекцию отношений между целями, средствами и последствиями действий. С. включает в себя наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Способность личности к систематическому С. является одним из показателей развитости ее волевой сферы
Самообразование – овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объёма и источников познания; установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов.
Самооценка – 1)оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важнейшим регулятором поведения человека. Она во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неуд очам. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка.
2) оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. со степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой
Самооценка может быть общей и частной (или конкретной). Общая самооценка отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. Отрицательная общая самооценка приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности.
Самооценка отражается и на оценке возможностей и результатов деятельности других людей. При завышенной самооценке человек принижает достижения других, а при заниженной, напротив, чрезмерно превышает их.
На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая самооценка, которая проявляется в его положительном самоощущении и доверчивом отношении к другим людям. Это общая самооценка становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общей положительной самооценки, что приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности., озлобленности и т.п. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды. После двух лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная самооценка ребенка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной, ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник не может еще отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел, поэтому частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывает должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду или отказ от неуспешной деятельности. По мере того как развивается и дифференцируется представление ребенка о се6е, частная самооценка отделяется от общей. К концу дошкольного возраста ребенок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу его конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, что он может не уметь чего-то, оставаясь при этом хорошим и любимым. Отделение общей самооценки от частной является ведущей предпосылкой готовности ребенка к обучению в коллективе.
В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер Становление мировоззрения, осознание своих достоинств и недостатков позволяют сделать программу по С. содержательной, всесторонней и реалистичной, а насущная потребность в жизненном и профессиональном самоопределении стимулирует стремление юношей и девушек к реализации этой программы. Основное внимание они уделяют С. воли, интеллекта, нравственных качеств, физическому самосовершенствованию. В этот период педагогическое воздействие на процесс С. призвано способствовать повышению уровня его осознанности, конкретизации идеала, развитию навыков самостоятельного планирования самоконтроля. Учить ребенка умению воспитывать себя в течение всей своей сознательной жизни – одна из важнейших задач родителей.
Важную роль в формировании адекватной самооценки играет общение ребенка со сверстниками. Сравнивая свои достижения в конкретных видах деятельности с результатами других детей того же возраста, ребёнок начинает все более правильно и точно оценивать свои возможности и способности. Родители, воспитатели должны помочь ребенку правильно оценивать его достижения, подсказать, что он умеет делать лучине других, что хуже и что ему еще предстоит освоить. Но при этом нельзя подвергать сомнению общую ценность его личности и положительную оценку ребенка в целом.
Частная самооценка формируется на основании опенок взрослых и на основании собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценивать свои успехи И неудачи.