Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Приложение 4. Правила речи в духовной литературе




Если фольклор фиксирует правила речи как феномен народной морали, то духовная литература показывает, какими должны быть человек и его речь с позиций духовной, религиозной морали. Священное Писание – основной культурно значимый текст европейской цивилизации, где содержится множество мыслей и суждений, касающихся правил речи, действий человека с языком. Эти правила и рекомендации создают особый раздел духовной этики речи, где вместе с нравственными основами поведения, качествами человека (добродетелями) выстраиваются модели речевого поведения, различные ситуации общения.

Так, «Книги притчей Соломоновых» содержат изречения и наставления, даваемые царем Соломоном своему сыну. При чтении «притч» извлекаются не только советы-пословицы, где сказано о «языке», «слове», «устах», но и правила речевого общения, касающиеся подготовки речи, правил слушания, отношения к «истине» и «лжи», «раздорам» и «милосердию», создаваемым в общении с помощью «языка».

 

Задание 50.

Найдите в тексте Библии раздел «Книги притчей Соломоновых», выпишете и прокомментируйте притчи (пословицы), имеющие в своем составе советы, касающиеся языка, слова, речи, уст. Вы увидите, что каждая вторая притча относится к владению речью. Например:

Какие качества человека выводятся из состава притч?

Какие положительные и отрицательные эпитеты-прилагательные даются языку, устам, слову?

Какие качества речи рекомендуются?

     

См. ответ-комментарий на с. 165.

Задание 51.

Проанализируйте содержание и стиль притчей Соломоновых. Прокомментируйте данные выражения и покажите, как их содержание соотносится с современным речевым поведением.

Какие качества человека или его речи обсуждаются в этих притчах?

Какие необычные книжные слова отмечают стиль, характерный для притчей?

 

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (глава 21, стих 23).

Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума (10, 21).

От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяния человеку – по делам рук его (13, 15).

В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их (14, 3).

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (10, 19).

Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество (10, 20).

Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение (13, 22).

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует (13, 19).

Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст (14, 7)

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (15, 1).

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа (15, 4).

Тоска нас сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его (12, 25).

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя (15, 23).

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло (15, 28).

Сердце мудрого делает язык его мудрым и уничтожает знание в устах его (16, 23)

Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (16, 27)

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий (16, 27).

На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов (17, 13)

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен (17, 27)

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток (18, 4).

Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (18, 24).

Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его (18, 7).

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (18, 14).

Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом, глупый (19, 1).

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться впоследствии мудрым (19, 20).

Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко открывает рот, с тем не сообщайся (20, 19).

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (20, 20).

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше сребра и злата (22, 1).

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота (3, 13-14).

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что от него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (4, 23-24).

Ответ к заданию 50 на с. 163:

Среди положительных эпитетов к словам слово – язык - речь - уста находим следующие:

мудрый, разумный, умный, непорочный, праведный, правдивый, вдохновенный, добрый, верный, сказанный прилично, кроткий, мягкий, сладкий, приятный, важный, и т.д.

Среди отрицательных эпитетов:

глупый, нечестивый, лживый, лукавый, льстивый, коварный, беззаконный, законопреступный, злой, оскорбительный, зловредный, тайный, пагубный, пламенный, и т.д.

Отсюда выводятся предельно простые рекомендации, которым люди, как можно наблюдать в современной реальной практике, либо следуют, либо же допускают ошибки – и тогда их речь (вместе с личностью данного человека) подвергается критике. Как бы ни были просты эти вечные истины, практическая речь должна быть мудрой, а не глупой; правдивой, а не лживой; полезной, а не зловредной; кроткой, а не гордой и необузданной. Эти рекомендации даются не как догма, а как размышление и направление творческих усилий говорящего.

Фундаментальные советы относительно свойств языка, характеризующих человека в целом, будут следующими:

¨ Речь должна основываться на честности и праведности.

¨ Мудрость и знания также основа речи.

¨ Стилевыми качествами хорошей речи являются кротость, мягкость, открытость, сладость и т.д. Все эти качества проявляются и в содержании, и в отборе слов, и в характере произношения.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 167 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2198 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.