Демократическое «похамение» (вседозволенность и ложное понимание свободы), забвение законов культуры, которые состоят в запрете на недолжные поступки. Слова знай, но не произноси! Или произнеси только в том случае, когда они уместны (кажется, и святые рекомендуют гнать беса «последними» словами). К сожалению, филологи в 90-е годы много способствовали распространению обсценной лексики. Восторги от изданий Баркова, «эротической» классики и попросту от того, что «теперь можно употреблять все слова, раз они есть в языке», а мы только «наблюдатели» и «фиксаторы» в этом мире, оборачивается тем, что язык, отражающий мысли и слова, «развязывается» от расслабленности человека, а сказано: «обуздай язык, если хочешь быть благополучен». А расслабленного человека в Древней Руси считали вообще больным, следовательно, необходимо настроить и личный дух, и народную волю в обуздании «обсценности».
Филолог не просто наблюдает, а направляет движение языка. Между тем, для современной филологии характерен первый взгляд: мы – наблюдатели, фиксаторы того, что происходит. Пора, наконец, занять активную позицию и управлять движением планет, иначе мы проиграем и русский язык, и молодежь, и будущее.
* Масштабное распространение нецензурной лексики в разговорной речи современного общества, как среди старшего поколения, так, в особенности, и среди молодежи свидетельствует в первую очередь о критическом упадке духовного уровня людей. В наше время уже мало кто задумывается о нравственной оценке своих действий. В ежедневной суете и погоне за ложными ценностями мы перестали внимать голосу своей совести, стали забывать о том, что такое добро и красота и как согласно общепринятым нормам должен вести себя человек.
Фактическое отсутствие государственной идеологии, национальной идеи в нашей стране играет немаловажную роль в этой проблеме. У нас нет ориентира и идеала, к которому можно и нужно стремиться. Население напоминает корабль без штурвала, ведомого сиюминутными порывами ветра и рискующего разбиться о скалы жизни. Родную, знакомую, а главное – правильную и чистую исконную русскую культуру заменили фальшивые и скоропроходящие ценности западного мира. Все мы осознаем, что в современном образе жизни нет чего-то возвышенного, светлого, что такая форма бытия не может быть истинной и рано или поздно приведет нас к гибели. Глубоко в душе, на тонком мысленном уровне мы, так или иначе осознаем это, что угнетает нас и в конце концов делает озлобленными. Внутреннее состояние, естественно, просит выхода наружу – так рождается нецензурная лексика.
Самая же главная причина распространения сквернословия кроется не в условиях мира, не в государственном строе и не в соседе по парте. Вся проблема - в нас самих. Две тысячи лет назад было сказано, что добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое и из сердца человека исходит зло. Вот оказывается в чем корень! Нам не хватает любви. Любви не в том смысле, который ей придают сегодня. Нет, не плотской любви. Мы разучились быть сердечными, милостивыми друг к другу. Бранные слова есть лишь выражение того, что кроется в наших душах и поэтому в первую очередь необходимо начать исправление самих себя.
Что касается употребления нецензурной лексики в литературной речи - этого ни в коем случае нельзя допускать. Литературная речь должна оставаться эталоном чистоты и благородства, необходимой планкой, относительно которой всегда будет оцениваться пристойность той или иной лексики. Сознательное занижение этого уровня приведет к уничтожению и так уже размытых границ допустимой нравственной нормы языка.
Дианов Владислав.
* Я считаю, что эта тема даже не подлежит обсуждению! Разрешить использование грязных слов в русской литературной речи - значит «наплевать» на нашу великую русскую литературу, перечеркнуть то, чем мы всегда гордились – произведениями русских писателей, служащих эталоном во всем мире! Литература всегда несла в себе духовный смысл, ее целью считалось образование подрастающего поколения, передачи им моральных ценностей. Употребляя нецензурную речь в литературе мы разрушаем все эти задачи литературы, она просто-напросто обесценивается. Один раз я решила пойти на поводу у рекламы и приобрести новый бестселлер одной популярной нынче молодой писательницы. Честно,скажу я не смогла прочитать эту книгу до конца, так как она просто пестрела матерными выражениями!! Мне жаль, что такие книги издаются и их тщательно рекламируют, я считаю, что это просто неуважение к людям и русской культуре. Обсценная лексика – удел необразованных масс, но никак не литературы.
Бакулина Соня