22. Ложное откладывание диалога на неудобную тему: Я не хочу сейчас говорить на эту тему.
23.Ложное обвинение в отсутствии доказательств: Вы нечестно ведете спор, нарочно путаете.
24.Ложный перенос темы на личность: Все, что вы сказали, направлено против меня?
25. Ложное утверждение о невозможности продолжения спора: Я вас понял, дальнейшее обсуждение бессмысленно.
Занятие 8. Риторическая конференция:
· Круглый стол «Язык – речь – слово в современном обществе»
· Ораторский конкурс «Прощу слова!»
Заключительное занятие курса предлагаем провести в виде Круглого стола для того, чтобы обсудить вопросы развития и состояния современного русского языка (русской речи, русского слова). Вопросы, которые публикуются ниже, были предложены участникам Круглого стола «Беседы любителей русского слова», который был проведен в октябре 2005 года в Санкт-Петербургском университете Российским обществом преподавателей русского языка и литературы.
Сначала публикуется список вопросов Круглого стола, работу с которыми вы можете построить следующим образом:
1. Ответьте на вопросы самостоятельно;
2. Затем прочитайте и обсудите ответы, которые сделаны автором пособия и студентами (их ответы выделены курсивом) на практическом семинаре по риторике в Академии труда и социальных отношений.
Отнеситесь к ответам творчески и критически, попробовав изложить собственную точку зрения.
Вопросы
1. Связано ли наименование с сущностью вещи, или эта связь условна?
2. Можно ли говорить об утрате словом в современной жизни своей духовной сущности? Существуют ли критерии, позволяющие оценить истинность и искренность слова?
3. Какое значение, по Вашему мнению, имеет красота речи? Может ли словесная красота быть злом, обольщать, или красота слова уже сама по себе есть добро? Почему пророк Моисей был «гугнив и косноязычен», а к народу обращался через Аарона, не наделенного пророческим даром?
4. Как соотносятся речь и молчание? Может ли молчание быть особой формой речи?
5. Что для вас значит собеседник?
6. Как Вы оцениваете современный уровень культуры речи? Какие тенденции языкового развития кажутся Вам положительными, а какие отрицательными?
7. Какие причины имеет распространение обсценной (нецензурной) лексики в разговорной речи? Каков духовный смысл ее широкого использования в языке современной художественной литературы?
8. Как Вы понимаете формулу «русский язык как национальная идея многонациональной страны»? Что такое, по вашему мнению, национальная идея?
1. Связано ли наименование с сущностью вещи, или эта связь условна?
Несомненно. Это основной вопрос филологии. Впервые в европейской традиции эта проблема поставлена в диалоге Платона «Кратил», в китайской традиции – Конфуцием, а ответ идентичен: если имя дано верно, то действие с вещью, как и само дело будет верным и правильным. И наоборот: если имя дано неверно, т.е. не отражает свойств вещи, то действия будут неверными и неудачными. Имя же магически задает и свойства вещи. На теоретическом уровне можно говорить об условности отношений имени и вещи, но практически в жизни общества мы наблюдаем тяжелые последствия от непонимания теории и практики именования (см. труды А.Ф.Лосева и Ю.В.Рождественского). Мы не находим точного и верного определения многим «вещам» (философским, этическим, политическим, бытовым) – и от этих неверных языковых, словесных деяний человека общество несет тяжелые потери.
Примеры: что есть любовь (Бог есть любовь) и какие еще «вещи» и поступки именуются «любовью» и синонимами данному слову? как назвать человека, занимающегося делом: деловой человек, предприниматель, бизнесмен (слово будет задавать понимание и стиль деяний)? Как назвать человека: имидж или образ (образ Божий)? Не потому ли проигрывалась война в Чечне, что «бандиты и террористы» именовались то «сепаратистами», то «борцами за независимость» – как только были именованы «верно» (по Платону, Конфуцию) бандитами, дела стали налаживаться…
Так что имя отражает сущность вещи.
2. Можно ли говорить об утрате словом в современной жизни своей духовной сущности?
Нет, нельзя. Можно и нужно говорить не об утрате, а о частичной потере словом духовной сущности, что является следствием поступков пораженного грехом человека. Грехи же человека, как правило, «словесные» (см. Молитвослов), но можно и должно стремиться к совершенству, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Наш Небесный». И культура, и духовная сущность слова сохраняются, а их потери связаны с частным вандализмом, с конкретными человеческими деяниями, прежде всего с отсутствием грамотной языковой, точнее, словесной политики в обществе. Общество не понимает роли и значения языка, Слова, не понимает (а филологи не находят слов), чтобы объяснить: речь есть инструмент управления обществом. Без эффективной, целесообразной речи невозможно построение ни экономики, ни культуры, ни идеологии.
Существуют ли критерии, позволяющие оценить истинность и искренность слова?
Существуют. Критерий – человеческое сердце (такого термина в современной лингвистике нет). Впрочем, и сердце поражено грехом, но его лучшая часть проверяет «истинность и искренность» как чужих, так и своих слов. Верующий человек проверяет истинность Богом, ибо Он есть «истина и путь». Современный человек нуждается в словесном образовании и воспитании, которое состоит в познании словесных наук, овладении искусствами речи, где даны советы, в том числе, и по поводу истинности и искренности суждений.
3. Какое значение, по Вашему мнению, имеет красота речи?
Огромное, но не основное. Термин красноречие, между прочим, ввел в нашу науку ее основоположник М.В.Ломоносов. До него более частотны и популярны были благоречие и добрословие (см. данные Словаря 11-17 веков, см. мою статью «Красноречие» и исследование данных слов). В русских риториках и теориях словесности дан ясно ответ на ваш вопрос: существуют истинное и мнимое (ложное) красноречие. Учитель Пушкина Н.Ф.Кошанский писал в «Общей реторике» 1829 г. (такой малоизвестный современному филологу словесник достоин по красоте его речи быть процитированным пространно): «Есть люди, которые полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать риторическими украшениями … иные думают: быть красноречивым – значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется глубокомысленнее и, следственно, красноречивее. …Сие заблуждение показывает ложный вкус и превратное понятие о красноречии и случается с мнимофилософствующими писателями».
Далее ясное определение: «Красноречие имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом, последний существенно отличает истинное красноречие.
Сила чувств — красноречие сердца — есть такое живое ощущение истины, такое сильное участие оратора в предлагаемом деле, что он, сам увлекаясь, увлекает и слушателей за собою.
Убедительность — красноречие ума — есть такая неотразимая сила и приятность убеждений, что мы против чаяний, против воли, совсем неожиданно соглашаемся с мыслями автора. Если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противится.
Желание общего блага. Красноречие добродетели есть тот существенный признак, по которому узнается истинное красноречие и отличается от мнимого. Пламенное желание добра, стремление к сей цели — вот благородный предмет истинного красноречия, достойный добродетели!..
Красноречие ума и сердца могут заблуждаться; но красноречие добродетели — как самая добродетель, как прекрасное (само по себе), остается истинным, неизменным для всех веков и народов. Кто умножил хотя одною полезною истиною счастие людей, приблизил их хотя на один шаг к добродетели, тот истинно красноречив. Заметим, что мнимое красноречие желает казаться истинным, и, представляя вредное, хочет доказать, будто оно полезно. Так порок иногда принимает на себя вид добродетели…
Истинно красноречивым может назваться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели.» (См. более подробно: История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд, М., 2002).
О ложном красноречии писал еще Софроний Лихуд, критикуя тех писателей, которые обольщаются словесными красотами и «будто дети, цвеченые камыки при брезе собирают». Поиском таких цвечёных камушков занимается в настоящее время большинство популярных газет (один МК имеет целые отделы, занимающиеся словесной игрой, поиском каламбуров; все «кривые зеркала» только и построены на игре слов; вся реклама только и занимается, что изобретением удивляющих словесных красот (игра со словом и рисунком, замена букв) – и видно, насколько всё это далеко от истины и вкуса…)
Может ли словесная красота быть злом, обольщать, или красота слова уже сама по себе есть добро?
Несомненно может. И обольщает тех, кто не имеет словесного образования и воспитания, кто не имеет защиты («слово есть стена и ограда…» – Пчела 12 века). Осознание двойственности красоты ясно присутствует в сочинениях как духовных писателей, так и классических риторов, особенно отечественных. С одной стороны, мирская словесная красота обольстительна, с другой стороны, мир Божий наполнен красотой («велий еси, Господи, и чудны дела Твоя, никак же разум человеческий не может исповедати чудес и доброт твоих, устроенных на сем свете… - В.Мономах). Обратим внимание на то, что в Древней Руси говорится о добротах и о чудесах, но о красоте говорится гораздо меньше, что подтверждает и сама история слов с корнем «крас-». До 17 века нечасто встречается «красословие», и только в 17 веке первым употребил это слово хулитель «красноречия» протопоп Аввакум, призывавший «в простоте Богу угождати», говоривший: «не брегу о красноречии, ибо не словес красных Бог хощет»).
Тем не менее, размышлять и рассуждать о красноречии должно, ибо существует очень много популярных суждений о том, что такое искусство убедительной речи. Так что коннотации слова красноречие чрезвычайно широки. Их, конечно, должно соотнести с философией и этикой.
* Слово – это удивительный дар, свойственный человеку. Слово обладает удивительными свойствами, оно, на мой взгляд обладает энергией,которую можно направить и во зло, и на добрые помыслы. Это очень спорный вопрос – является ли словесная красота злом. Все зависит от того, ради каких целей употребляется красивая речь. С одной стороны, она может обольстить, обмануть, сбить человека с истинного пути, красивые речи могут побудить человека к разным действиям, в том числе и отрицательным, которые могут принести вред. Издавна красота не только словесная, но и внешняя считалась даром дъявола, не зря в средневековье всех красивых женщин сжигали на кострах, считая их наложницами дъявола. Но с другой стороны как приятно слушать красивую речь! Слушать как человек правильно говорит, владеет своими мыслями и легоко выражает то что он чувствует посредством слова.
Бакулина Соня
* Конечно же, словесная красота может быть и злом. Например, тогда, когда слова направлены во вред. Примером могут служить речи Алена Даллеса. В своих, безусловно красивых и правильных (с его точки зрения) речах, он говорил о необходимости разложения русской культуры, об уничтожении русских как нации, о необходимости привить русской молодежи западные ценности, устои и традиции. Так что, как видим, красота слова не всегда есть добро!
Колосова Анна
Почему пророк Моисей был «гугнив и косноязычен», а к народу обращался через Аарона, не наделенного пророческим даром?
Истина и пророчество действительно не во внешней красоте речи. Гугнивость и косноязычие Моисея преодолены безмолвным словесным собеседованием с Богом. Аарон - ретранслятор, передатчик «добромыслия» Моисея. Моисей «гугнив», но не безмыслен, «косноязычен», но не бессловесен. Видимо, каждому человеку Господь посылает свой словесный дар, вкладывая определенный речевой талант, и один собеседует с Богом в сердце (может быть, и не найдя «способа выражения»), другому Господь отверзает уста, как и открывает врата мысленные – и тогда появляются Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский…
Если говорить о нашей речевой реальности, то крайне редко можно встретить человека, который не желал бы развить свой дар речи, слова. Особенно педагогически полезно развивать стойкость сердца в публичном общении (это показывает опыт преподавания риторики молодым людям), ища общности, единения.
Современный человек не защищен от внешнего красноречия как «дара потрясать души» (М.М.Сперанский. Правила высшего красноречия), которое поражает его прежде всего в новых видах словесности развитого информационного общества: СМИ, рекламе, глянцевой прессе, рождающих красноречием и «краснозрением» «похоть очей и ушес».
Тезис «красота спасет мир» необходимо корректно растолковать: «что есть красота и почему ее обожествляют люди?..»
4. Как соотносятся речь и молчание?
Прямо. Церковь рекомендует безмолвие и молчание (это рекомендуется и фольклором: «слово – серебро, молчание – золото»). Анализ слов безмолвие и молчание в русской философской и духовной традиции показывает, что положительно оцениваются молчание, безмолвие, безглаголание, и отрицательно - бессловесие, безъязычие, безгласие (см. соотв. статью). Но необходимо хорошо понимать, что человеку рекомендовано развитие дара общения и общительности как реализации второй заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Вот почему рекомендуется при большем молчании не быть молчаливым, ибо иной раз «молчанием предается Бог». Вот почему при запрете на празднословие нельзя забывать, что человек есть «творение словесное», а не «тварь бессловесная». Есть множество суждений на этот счет: «Да не будет слово твое праздным! Да не будет молчание твое бессловесным!» (митрополит Филарет Дроздов).
Может ли молчание быть особой формой речи? Несомненно:молчание - особая форма внутренней речи. Наше общение есть смена говорения и молчания. Молчание знаково («молчание тоже ответ»), поэтому можно найти много сочинений, суждений (в том, числе в современной паралингвистике) о знаковости мимики и жестов при внешнем молчании. Человеку же рекомендовано всегда не быть бессловесным, как сказано, например: ежеминутно твори молитву Иисусову. Это и есть не-бессловесие, не-молчание.
5. Что для вас значит собеседник?
Многое. Убеждение зависит, по Аристотелю, от трех факторов: образа оратора, настроения (характера) аудитории (собеседника) и самой речи (именно эта схема повторена Ф. Де Соссюром). Основные заповеди христианства настраивают на общение с собеседником, не говоря прямо о речи: сначала говорится о любви, о праведности, о честности, затем следует переход собственно к речевым советам. Если проанализировать Книги притчей Соломоновых, некоторые сочинения отцов церкви (см. «Беседу о смиренномудрии» Василия Великого) сочинения святых отцов, то увидим, что сначала говорится о добродетелях, а затем следуют советы к построению речи. Ср. у Василия Великого: «будь добр с другом (собеседником – А.В.), кроток со слугою, непамятозлобив на дерзких… приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом и т.д.»
* Собеседник – это человек, умеющий не только слышать, но и слушать. Важно, чтобы твой собеседник находился с тобой на «одной волне», понимал тебя почти с полуслова, мог предугадать дальнейшее развитие беседы. Важно умение понимать ситуацию, давать нужные и уместные советы, если требуется. Необходимо, чтобы собеседник мог отстоять свою позицию, в случае ее несовпадения с вашей, а также уважал вашу точку зрения. Необходим примерно одинаковый уровень развития, культуры. Собеседник – это человек, приятный тебе во всех отношениях.
Колосова Анна
* Собеседник - это тот, кто
1) слушает вас
2) понимает вас
3) выражает свою точку зрения и аргументирует ее
4) заинтересован в предмете беседы
Не так то просто найти нужного собеседника – того, с кем вам было бы легко и приятно разговаривать. Вы открываетесь своему собеседнику, делитесь с ним своими мыслями и эмоциями и, конечно же, ждете ответной реакции.
Нужно испытывать к собеседнику симпатию - а собеседник в свою очередь должен быть настроен на разговор с вами, только в этом случае может получится интересная, содержательная беседа.
Бакулина Соня