Ребро вывихнула.
Клопы подымали –
Живот надорвали.
Рождество Богородицы, или Осенины (8/21 сентября), в ряде мест как день встречи осени отмечался особым обрядом, который проводили у воды. Женщины подходили к берегу реки или озера, старшая из них держала овсяный хлеб в руках, а остальные выстраивались около нее и пели песни. На Осенины приходится осеннее равноденствие, поэтому, как и в весеннее равноденствие, в этот день иногда обновляли огонь. Праздновали получение нового урожая, ходили в гости, молодожены принимали родню, сами вместе с родителями мужа шли к родителям жены.
Воздвиженье (14/27 сентября) установлено церковью в память о поднятии (воздвижении) над толпой найденного в IV в. во время раскопок на Голгофе креста, на котором был распят Иисус Христос. Но в народном сознании этот праздник связывался с движением. И действительно, в это время все движется: летят на юг птицы, мигрируют звери (а в народе объяснялось, что это лешие делают смотр своему богатству), собираются в одно место гады (поэтому на Воздвиженье ходить в лес запрещалось). Не оставался в стороне от всеобщего движения и человек: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется». Предписывалось в этот день не начинать никаких работ, а заниматься богоугодным делом - воздвигать часовни и кресты.
На Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября) было принято кормить пирогами из новой муки странников и нищих: «Придет Иван Богослов – нищему пирог готов», что было, видимо, благодарностью высшим силам за новый урожай.
Обряды начала зимнего периода. Первозимье – так определялся в народном календаре начальный период зимнего времени, продолжавшийся до Святок.
Покров (1/14 октября) считался началом зимы. По народным представлениям в этот день обязательно должен пойти снег и «покрыть» землю, чем и объяснялось название праздника. На самом деле он установлен в честь явления в X в. в константинопольском храме Святой Софии Богородицы, распростершей над молящимися в знак защиты православных свое покрывало. К Покрову завершались полевые работы, во многих местах заканчивался выпаса скота, которому в этот день скармливали «пожи(на)льный» сноп. Начиналось утепление жилых и хозяйственных построек к предстоящей зиме. С этого дня отправлялись в путь отходники, одни - домой в деревню, возвращаясь с сельскохозяйственных работ, другие - из дома, завершив свои крестьянские дела, в город на заводы и фабрики, в извоз, по другим населенным пунктам шить шубы, бить шерсть и т.д. Начинались молодежные посиделки, а вместе с ними и свадебный период: «Придет Покрова - заревет девка как корова». В некоторых местах девушки ткали «обыденную» пелену, которую несли в дар церкви с молитвой о хорошем женихе.
Параскева Пятница, льняница (14/27 октября) была женским праздником, так как эта святая считалась покровительницей женщин и их труда. Начинали мять и трепать лен, что было важным женским занятием, первые пряди льна несли освящать в церковь. День считался «бабьим» праздником.
Казанская зимняя, осенняя (22 октября/4 ноября) в ряде мест считалась днем переходным от осени к зиме. Поэтому с утра должен идти дождь, а после обеда - снег: «Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади». К этому времени заканчивался строительный сезон и принято было расплачиваться с мастерами – каменщиками, землекопами, плотниками, штукатурами и др.
Дмитриев день (26 октября/8 ноября) установлен в память о великомученике Дмитрии Солунском, умерщвленном в IV в.н.э. по приказу императора Максимиана. Но больше почиталась суббота накануне этого праздника - как одна из «родительских». Она была установлена Дмитрием Донским в связи с поминовением воинов, убитых на Куликовом поле в 1380 г. На могилах в этот день служили панихиды, устраивали трапезы.
Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники (1/14 ноября) - покровители ремесла: у мужчин - кузнечного, а у женщин – всех. Заканчивался обмолот зерновых, и овиннику (духу овина) приносили в жертву петуха. Устраивалась деревенская братчина с варением пива. На Кузьму-Демьяна приходился «куриный праздник», во время которого производились обряды, направленные на сохранность кур: в курятниках служили молебны и кропили стены и насесты святой водой, там вешали «куриного бога» в виде камня с естественным отверстием, либо горлышка глиняного сосуда.
В основном «куриный праздник» был м о л о д е ж н ы м, поскольку продолжался свадебный период, а курица и яйцо всегда были брачными атрибутами. Снималась изба, парни ближе к ночи отправлялись воровать кур, а хозяевам предписывалось относиться к этому снисходительно. Принесенных птиц готовили девушки, потом следовала совместная трапеза. В этот праздник девушки устраивали «похороны Кузьмы-Демьяна». Из соломы делалось чучело, его обряжали в мужскую одежду, усаживали в избе, «женили» на одной из участниц увеселения, потом Козьма-Демьян «умирал», его несли на носилках по улице, имитируя похороны, на задах деревни или в лесу раздирали чучело на части и плясали на останках, которые затем сжигали.
Филиппов день (14/27 ноября) играл важную роль в календаре, потому что с него начинался рождественский пост. Завершался свадебный период, длившийся с Покрова, но молодежь ждала Филиппова заговенья с нетерпением, потому что завершалась кудельница, т. е. подготовка льна для прядения. А это значит, что девушки сядут за прялки, а парни будут иметь возможность приходить к ним для общения. В южных районах к этому дню приурочивали завершение выпаса скота.
Введение (21 ноября/4 декабря) в качестве христианского праздника было установлено в память о приводе (введении) родителями в храм трехлетней Богородицы для получения здесь воспитания, но в народной среде название праздника осмыслялось как «ввод» зимы в свои права. Окончательно устанавливался санный путь, и в зажиточных семьях демонстративно, «с шиком», устраивался первый зимний выезд - на расписных санях, с бубенцами под дугой, в праздничной одежде. К этому дню приурочивались ярмарки и торги.
Егорий холодный (26 ноября/9 декабря) – праздник, название которого фигурирует в широко известной на Руси пословице «Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день». Узаконенный по Судебнику 1497 г. как день традиционного расчета крестьян с владельцами земли, когда после уплаты «пожилого» они могли уходить в другое место, Юрьев день в этом качестве был фактически отменен в конце XVI в., что означало окончательное оформление крепостного права. К Кузьме-Демьяну и Егорию зимнему приурочивались осенние торги, а поскольку торговое дело не всегда честное, в русском языке возникли эвфемические обозначения обмана – подкузьмить и объегорить.
В народном сознании св. Егорий считался пастырем волков – главных врагов крестьянской скотины, поэтому на Егория пекли из теста изображения коней, которые относили в поле и зарывали в снег с просьбой о защите домашней скотины. Ходили слушать воду в колодцах, если в них было тихо, т. е. вода не волновалась, зима будет теплая. Нельзя было ходить в лес, чтобы не тревожить змей – считалось, что в этот день они были именинницы.
Никола зимний, холодный (6/19 декабря) – день самого почитаемого на Руси святого, заступника человека перед Богом, покровителя земледелия и скотоводства, хозяина земных вод, защитника путешествующих, особенно по воде. В этот день праздновали никольщину, для чего в складчину варили пиво и готовили другое угощение. К Николе приурочивали продажу излишков хлеба. Начиналась подготовка к святочным празднествам, а значит, и к новому календарному циклу.






