1. Те, кто предаются полубогам.
2. Имперсоналисты.
1. Предающиеся полубогам: те, чей разум сбит с толку иллюзией, предаются полубогам. Получая временное вознаграждение, они отправляются на планеты полубогов. Но преданные Кришны отправляются на Его вечные планеты. (20-23)
2. Имперсоналисты: Менее разумные люди думают, что Кришна имперсонален, и что Он только сейчас принял Его временную личностную форму. (24) Йогамайа покрывает этих глупых и неразумных людей, чтобы они никогда не узнали о Нем. (24, 25)
F. ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗНАНИЕ О КРИШНЕ. (7.26-30)
1. Живые существа введены в заблуждение: Однако Кришна знает все и таким образом Он отличается от этих глупых живых существ, которые рождены в иллюзии и введены в заблуждение двойственностью, проистекающей из желания и ненависти. (26, 27)
2. Освобождение: Преданные, чистые разумные, освобожденные от двойственности, проистекающей из иллюзии, могут служить Кришне с решимостью и преданностью. (28)
3. Четыре вида сакама-преданных: Такие преданные, желающие освобождения, есть Брахман(дух), и они знают все об адхйатме (дживе) и карме (действиях). (29)
4. Освобождение, благодаря знанию о Кришне в момент смерти: Те, кто принимают прибежище в Кришне, сознавая Его как адхибхуту (материальное проявление), адхидайву (полубогов) и адхийагйу (Господа жертвоприношений), могут познать Кришну даже в момент смерти. (30)
Глава восьмая ДОСТИЖЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО
А. ОТВЕТЫ КРИШНЫ НА ВОПРОСЫ АРДЖУНЫ. (8.1-4)
Арджуна задает Кришне вопросы:
1. Что есть брахман?
2. Что такое адхйатма, котролирующее божество тела?
3. Что такое карма? (Карма - это благотворная или духовная деятельность.)
4. Что такое адхибхута? (материальное проявление)
5. Что такое адхидайва? (Относится ли адхидайва к полубогам? Это вселенская форма?)
6 и 7. Кто такой адхийагйа, Господь жертвоприношений? (Это Кришна? Полубоги? И где он, кто бы он ни был, находится?)
8. Как может тот, кто занят преданным служением познать Тебя во время смерти?
Кришна коротко отвечает на первые 7 вопросов Арджуны следующим образом:
1. Брахман - это неуничтожимое живое существо.
2. Адхйатма - это природа живого существа.
3. Карма - это реакции, которые заставляют живое существо принимать материальное тело в этом мире.
4. Адхибхута - это постоянно изменяющаяся материальная природа.
5. Тот, который господствует над всеми полубогами и их планетами, есть адхидевата, Вселенская форма Господа.
6 и 7. Кришна, находящийся как Сверхдуша в сердце каждого, есть адхийагйа, Господь жертвоприношений.
В. ПОМНИТЬ КРИШНУ. (8.5-8)
Отвечая на восьмой вопрос Арджуны, Кришна говорит, что кто бы ни оставлял свое тело, помня о Нем, достигает Его. Фактически, о чем бы человек ни помнил в момент смерти, того он и достигает. Поэтому Кришна рекомендует Арджуне неуклонно медитировать на Него, посвятить свои действия Ему и так достичь Его.
С. ВОЗВРАЩЕНИЕ НАЗАД К БОГУ, БЛАГОДАРЯ ПАМЯТОВАНИЮ О КРИШНЕ. (8.9-13)
1. Как помнить Кришну: Медитируй на Кришну как на:
1) того, кто знает все;
2) старейшего;
3) контролирующего;
4) мельчайшего из самого мелкого;
5) поддерживающего;
6) того, кто вне материальных представлений;
7) личность;
8) сияющего, словно солнце;
9) того, кто за пределами материальной природы. (8.9)
2. Йога-мишра бхакти: Если человек практикует целибат, произносит омкару, отделил себя от своих чувств и думает о Верховной Личности Бога, когда оставляет тело, он достигает духовных планет. (10-13)
D. ЧИСТОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ.
1. Тот, кто неуклонно помнит о Кришне, легко достигает Господа, благодаря своей занятости в преданном служении. (14)
2. Результат: Такие чистые души не возвращаются назад в этот временный, исполненный страданиями мир повторяющихся рождений и смертей. (15,16)
Е. СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО МИРОВ. (8.17-22)
1. В этом материальном мире живые существа появляются во время каждого дня Брахмы, длящегося миллионы лет, и уничтожаются во время каждой ночи Брахмы. (17-19)
2. За пределами проявленной и непроявленной природы материального мира находится верховная духовная обитель, которая вечна, трансцендентальна и непогрешима. Однажды придя туда, существо никогда не возвращается. Хотя Господь всепронизывающий, Он находится в той обители, и Он достижим только через чистую преданность. (20-22)
F. ПРЕВОСХОДСТВО ПРЕДАННОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ВСЕВЫШНЕГО. (8.23-28)
1. Если человек уходит из этого мира днем, он достигает брахмана. Если он уходит в темноте, он возвращается обратно. (23-26)
2. Преданные, хотя им известны эти пути, остаются твердыми в преданности и достигают Верховной обители. (27,28)
Глава девятая САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ
А. СЛУШАНИЕ О КРИШНЕ - КТО СПОСОБЕН ЭТО ДЕЛАТЬ И КТО НЕ СПОСОБЕН.
Независтливость позволяет человеку слушать сокровенное знание о Кришне, а безверие вынуждает человека рождаться и умирать.
В. АЧИНТЙА БХЕДА-АБХЕДА - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРИШНЫ С МАТЕРИАЛЬНЫМ МИРОМ. (9.4-10)
Кришна поддерживает, создает и уничтожает весь космос через Его материальную энергию. Хотя Кришна - Верховный Управляющий, тем не менее, материальный мир движется независимо, и таким образом Кришна сохраняет нейтралитет и непривязанность.
С. ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ И НЕПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ. (9.11-15)
Глупцы, думающие, что Кришна - обычный человек, который обладает временной формой, становятся атеистами, и все их усилия терпят неудачу. (11,12)
С другой стороны, махатмы, знающие Кришну как Верховную Личность Бога, имеющего трансцендентальную и вечную форму, принимают прибежище в Его божественной природе и постоянно воспевают Его славу, склоняются перед Ним и служат Ему. На самом деле те, кто принимают прибежище концепции Всевышнего и поклоняются, такие как:
1. монисты, поклоняющиеся себе как единому со Всевышним;
2. поклоняющиеся полубогам - те, кто воображают и поклоняются форме полубога как Верховному;
3. поклоняющиеся материальной вселенской форме, в конечном счете все они поклоняются Кришне.
D. КРИШНА - ВЕРХОВНЫЙ ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ. (9.16-25)
1. Для поклоняющихся вселенской форме, Кришна, это жертвоприношение, ритуал, слог ОМ, Веды, вселенский отец, самый дорогой друг, дающий все необходимое для существования, цель, смерть, засуха, жар и дождь. (16-19)
2. Поклоняющиеся полубогам: Поклоняющиеся полубогам косвенно поклоняются Кришне через следование Ведам. Но все же прямое поклонение Кришне выше, а поклоняющиеся полубогам поклоняются не так, как надо. (20-25)
Е. СЛАВА ПРЯМОГО ПОКЛОНЕНИЯ КРИШНЕ. (9.26-34)
1. Кришна просит, чтобы Ему поклонялись с преданностью, используя листок, плод, цветок или немного воды. Или можно предложить Кришне свои аскезы и благотворительность. Такие предложения освобождают от всех последствий деятельности. С умом, таким образом сосредоточенным на Кришне, поклоняющиеся придут к Кришне. (26-28)
2. Преданный, даже если он совершает ужасное действие, считается святым и быстро исправляется.
Затем Кришна попросил Арджуну объявить всему миру, что Его преданный никогда не погибнет. (29-31)
3. Думая о Кришне, предлагая Ему поклоны и погружаясь в Него, человек, независимо от своего положения, возвращается назад к Богу. (32-34)
Глава десятая ВЕЛИКОЛЕПИЕ АБСОЛЮТА
А. ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ КАК НАЧАЛА ВСЕГО. (10.1-7)
1. Тот, кто знает Кришну как нерожденногно Верховного Господа и источника всех мудрецов и полубогов, не введен в заблуждение и освобождается от греха. (1-3)
2. Все качества и отношения (свобода от иллюзии, самоконтроль, наслаждение, рождение, страх, аскетизм, благотворительность, ненасилие, слава, бесславие) созданы Кришной. Даже прародители вселенной рождены из Его ума. (4-6)
3. Те, кто знают славу Кришны, посвящают себя служению Ему. (7)
В. ЧАТУР ШЛОКА. (10.8-11)
Господь объяснил чатур шлоку: "Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые - те, кто в совершенстве знают это, - занимаются преданным служением Мне и поклоняются Мне всем сердцем. Мысли моих чистых преданных сосредоточены на Мне, их жизни посвящены Мне, и им доставляет великое удовлетворение и блаженство просвящать друг друга и беседовать обо Мне.
Тем, кто постоянно с преданностью и любовью служат Мне, Я даю понимание, благодаря которому они могут прийти ко Мне. Чтобы показать им особую милость, Я вхожу в их сердца сияющей лампой знания, сжигающей невежество".
С. СОГЛАСИЕ АРДЖУНЫ И ЕГО ПРОСЬБА. (10.12-18)
1. Арджуна, обращась к предшествующим авторитетам, подтверждает, что Кришна - Верховная Личность Бога, и затем заявляет, что только Кришна может воистину знать о Своем положении. (12-15)
2. Арджуна спрашивает Кришну о Его достояниях для того, чтобы он мог постоянно думать и помнить о Кришне. (16-18)
D. ДОСТОЯНИЯ КРИШНЫ. (10.19-42)
1. В ответ на просьбу Арджуны Кришна отвечает, что Он объяснить самые выдающиеся среди Его безграничных всепронизывающих достояний. (19)
2. Кришна говорит, что Он - Сверхдуша, солнце, луна, Господь Шива, Гора Меру, океан, Ом, джапа, Гималаи, монарх, гром, Йамарадж, время, ветер, акула, смерть, весна, азартная игра, приключение, сила, молчание, мудрость, слава. (20-38)
3. Начиная подводить итог, Кришна объясняет, что Он есть изначальное семя, без которого ничто не может существовать. Кришна продолжает говорить, что все эти достоинства просто указывают на Его славу - все прекрасное, славное и могущественное исходит лишь из искры Его великолепия, т.к. Он пронизывает и поддерживает всю вселенную частицей Его полной энергии. (39-42)
Глава одиннадцатая ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА
А. ПРОСЬБА АРДЖУНЫ И ОПИСАНИЕ КРИШНОЙ ЕГО ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ. (11.1-9)
1. Арджуна, зная, что двурукая форма Кришны Высшая, просит Кришну показать ему всепронизывающую форму, о которой Кришна говорил в предыдущей 10 главе. (1-4)
2. Сначала Кришна описывает Свою Вселенскую форму богатств, полубогов и времени, которую Он вскоре явит Арджуне. Затем Кришна наделяет Арджуну божественными глазами, через которые он может увидеть эту форму. (5-8)
В. САНЬДЖАЙА ОПИСЫВАЕТ ВСЕЛЕНСКУЮ ФОРМУ. (11.9-31)
1. Саньджайа говорит о том, как Кришна даровал Арджуне необходимое зрение. Затем Арджуна созерцает эту Вселенскую форму с ее многотысячными экспансиями, расположенными в одном месте, с бесчисленными ртами и глазами, украшенную сверкающими драгоценностями, гирляндами, благоухающую ароматами и облаченную в одежды. Все это сияло как 1000 солнц. (9-18)
2. Вселенская форма богатств Кришны: Арджуна со вздыбленными волосами, сбитый с толку и изумленный, просит: "Мой дорогой Кришна, я вижу всех полубогов, мудрецов и змей в Твоей устрашающей форме. Ты - всепронизывающая вечная Личность Бога. Солнце и Луна и Твоя слава безгранична. Ты сжигаешь вселенную Твоим сиянием. (14-19)
3. Кала рупа (форма времени) Кришны: Арджуна просит: "Созерцая эту устрашающую форму и видя то, что вся вселенная, включая полубогов, ввергнута в заблуждение, я испытываю сильный страх. Воины с обеих сторон устремляются к Твоим смертоносным ликам с их зияющими зевами и ужасными зубами. Твое сжигающее сияние поглощает мир. Какова Твоя миссия? Кто ты?" (20-31)
С. "КАЛО 'СМИ ЛОКА-КШАЙА-КРТ" - СТАНЬ МОИМ ИНСТРУМЕНТОМ. (11.32-34)
Кришна отвечает: "Я есть время, разрушитель мира. Великие воины с обеих сторон уже убиты по Моему плану. Ты можешь быть лишь инструментом. Воспрянь и сражайся!"
D. МОЛИТВЫ АРДЖУНЫ. (11.35-46)
1. Арджуна в страхе возносит молитвы: "Все привлекаются к Тебе, слушая Твое имя, но демоны избегают Тебя. Они также должны предлагать подношения, ибо Ты - причина всех причин". (35-40)
2. Затем Арджуна просит прощение за свои оскорбления: "Пожалуйста, прости мне оскорбления, когда в безумии или из любви я называл Тебя "О Йадава! О Кришна!" Не сознавая Твоей славы, никто не может сравняться или стать единым с Тобой. Прости мне дерзости, как отец прощает дерзости своему сыну. (40-44)
3. Арджуна из страха просит Кришну вновь явить Его форму Верховной Личности Бога. (45, 46)
Е. ТОЛЬКО ЧИСТЫЕ ПРЕДАННЫЕ МОГУТ ВИДЕТЬ ДВУРУКУЮ ВЫСШУЮ ФОРМУ КРИШНЫ. (11.47-55)
1. Кришна сворачивает Свою Вселенскую форму. (47, 48) Затем Он показывает Арджуне Его четырехрукую форму (49, 50) и затем Его двурукую форму. (50, 51)
2. Двурукую форму Кришны можно созерцать только благодаря чистому неуклонному преданному служению. (52-55)
Глава двенадцатая ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ
А. БХАКТИ НАД ИМПЕРСОНАЛИЗМОМ. (12.1-7)
1. Тот, кто сосредоточил свой ум на Кришне, поклоняется Ему с великой трансцендентной верой, считается более совершенным, чем тот, кто поклоняется непроявленному, непостижимому, имперсональному. (1,2)
2. Для тех, кто поклоняются имперсональному, прогресс сопряжен с великими трудностями. (3-5)
3. Кришна лично освобождает тех, кто неуклонно преданы Ему. (6,7)
В. СТАДИИ ПРОГРЕССА В ПРЕДАННОСТИ. (12.8-12)
1. Пребывание в Кришне путем постоянного сосредоточения своего ума и разума на Нем. (8)
2. Практика регулирующих принципов бхакти-йоги, чтобы увеличивать желание и способность помнить и достичь Кришны. (9)
3. Посвящение деятельности Кришне. (10)
4. Посвящение результатов деятельности Кришне. (11)
5. Занятие медитацией и развитие знаний. (12)
С. КАЧЕСТВА, ДЕЛАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГИМ КРИШНЕ. (12.13-20)
1. Независтливость; доброта; свобода от ложного эго; равновесие в счастье и насчастье; удовлетворенность; нежелание создавать трудностей никому; свобода от сомнений; независимость от обычного течения дел; чистота; опытность; свобода от скорби; нежелание ни наслаждения, ни горя; равное отношение как к друзьям, так и к врагам; спокойствие перед честью и бесчестьем, жарой и холодом; свобода от осквернения; молчаливость; утвержденность в знании и удовлетворенность. (13-19)
2. "Тот, кто с верой следует путем преданного служения, сделав Кришну своей Высшей целью, очень дорог Мне". (20)
Глава тринадцатая ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ
А. ШЕСТЬ ВОПРОСОВ АРДЖУНЫ. (13.1)
Арджуна попросил Кришну объяснить шесть принципов:
1. пракрити (природа);
2. пуруша (наслаждающийся);
3. кшетра (поле деятельности);
4. кшетра-гйа (знающий поле);
5. гйанам (знание и процесс познания);
6. гйейам (объект познания).
В. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 3, 4 И 5 ВОПРОСЫ. ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗНАЮЩИЙ ПОЛЕ. (13.2-7)
Кришна говорит о поле деятельности, как описывалось в Веданта-сутре, как о основной сфере, в которой действует обусловленная душа в материальном мире. Знающий поле - это душа, которая знает лишь о собственном поле деятельности. Однако, Кришна, как Сверхдуша, знает все поля деятельности всех живых существ. Знание этих трех называется знанием.
С. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 5 ВОПРОС.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ. (13.8-12)
Процесс, благодаря которому знающий поле, душа, выходит за пределы своего поля действий, наывается процессом познания. Этот процесс включает смирение, отсутствие гордости так же, как и самый важный из всех пунктов - принятие прибежища истинного духовного учителя и практика беспримесного преданного служения под его обучением.
D. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 6 ВОПРОС.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. (13.13-19)
1. Душа может знать Сверхдушу, которая является объектом познания и которая существует повсюду и пронизывает все. Сверхдуша имеет трансцендентальные чувства, и Кришна - источник всех наших чувств. Он непривязан, и Он поддерживает все живые существа. Кришна внутри и снаружи, далеко и близко, недоступный материальному зрению и материальному познанию. Он - властелин гун природы и кажется поделенным, хотя Он один. Кришна - источник света в светящихся предметах, Он есть знание, и Он есть объект познания. Он находится в сердце каждого. (13-18)
2. Только преданный может понять поле деятельности (тело), процесс познания, душу и Сверхдушу. (19)
Е. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 1 И 2 ВОПРОСЫ.
ПРАКРИТИ, ПУРУША И ИХ СВЯЗЬ. (13.20-26)
1. Пракрити, пуруша (джива кшетра-гйа) и их связь: Материальная природа является причиной всех материальных изменений и последствий. Живое существо встречается с хорошим и плохим в соответствии с качествами, которые оно получило, благодаря его общению с материальной природой. (20-22)
2. Параматма Пуруша (кшетра-гйа): Сверхдуша существует во всех телах как Наблюдающий, Дозволяющий и Верховный обладатель. (23)
3. Результат: Тот, кто понимает пракрити (кшетра), пурушу (кшетра-гйа джива / кшетра-гйа Сверхдуша) и их отношения, достигает освобождения и не рождается вновь в этом мире. (24)
4. Другие методы достижения освобождения через гйану, аштангу и карму. (25,26)
F. ГЙАНА ЧАКШУША: ВИДЕНИЕ БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЮ. (13.27-35)
1. Все, что мы видим, есть комбинация поля и знатока поля. (27)
2. Ни Сверхдуша, ни душа в теле не уничтожаются. (28)
3. Сверхдуша равно присутствует повсюду и в каждом живом существе. (29)
4. Душа не имеет ничего общего и не смешивается с телом, однако, несмотря на это, освещает все тело сознанием. (30-34)
5. Резюме: Тот, кто видит различие между телом, владельцем тела и Сверхдушой, и тот, кто признает процесс освобождения, может достичь высшей цели. (35)
Глава четырнадцатая ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
А. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЖИВОГО СУЩЕСТВА. (1.1-4)
1. Утвердившись в следующем процессе человек достигает совершенства и освобождается. (1,2)
2. Кришна - отец всех живых существ, т.к. Он зачинает их в материальной энергии (брахман, махат-таттва, 24 элемента). (3,4)
В. ОПИСАНИЕ ТОГО, КАК ЧИСТАЯ ДУША СВЯЗЫВАЕТСЯ ТРЕМЯ ГУНАМИ. (14.5-18)
1. Краткое описание гун: Живые существа обусловливаются материальной энергией, которая состоит из трех гун материальной природы. (5)
2. Как гуны обусловливают: Гуна добродетели просветляет и освобождает от греховных реакций, но обусловливает ощущением счастья и знания. (6)
Гуна страсти наполняет человека безграничными желаниями и страстными стремлениями, и она запутывает человека в материальных плодотворных действиях. (7)
Гуна невежества вводит в заблуждение и связывает обусловленную душу сумасшествием, леностью и сном. (8) 3. Резюме: Гуна добродетели обусловливает счастьем, страсть толкает к плодотворным действиям, а невежество приводит к сумасшествию. (9)
С. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ГУНЫ В ЧЕЛОВЕКЕ. (14.10-13)
1. Гуны соперничают друг с другом за верховенство в индивидуальности. (10)
2. Из добродетели проявляется знание, из страсти - привязанность, неконтролируемое желание и чрезмерные усилия, из невежества - бездействие и сумасшествие. (11-13)
D. ДЕЙСТВИЯ В РАЗНЫХ ГУНАХ И СМЕРТЬ В РАЗНЫХ ГУНАХ. (14-18)
1. Что случается в момент смерти с тем, в ком преобладает определенная гуна: Смерть в гуне добродетели приводит к возвышению, смерть в страсти приводит к рождению в теле, вынужденном действовать ради плодов, а смерть в невежестве ведет к рождению в животных формах. (14,15)
2. Результаты действий того, в ком преобладает определенная гуна: Результаты действий в гуне добродетели заключаются в благочестии, в истинном видении вещей как они есть и жизни на райских планетах; действия в страсти кончаются страданиями, жадностью и жизнью на земных планетах; действия в невежестве приводят к глупости, сумасшествию и жизни в аду. (16-18)
Е. ПРОЦЕСС ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ГУН. (14.19-27)
1. Человек освобождается от воздействия трех гун, благодаря знанию, что все действия совершаются под контролем гун, а также сознавая положение Кришны как трансцендентального к этим гунам. (19,20)
2. Арджуна спрашивает о признаках и действиях того, кто трансцендентален к гунам, и о путях, посредством которых можно стать трансцендентным. (21)
Кришна отвечает (22-25), начиная с описания признаков того, кто трансцендентен к гунам, и как он действует: он видит действие гун, но остается погруженным в себя, несмотря на присутствующие привязанности, иллюзию, просветление, счастье, несчастье, славу, бесславие, друзей или врагов. (21-25)
3. Пути: Тот, кто неуклонно и полностью занят преданным служением, поднимается над гунами и приходит на уровень брахмана, изначальное положение счастья. Кришна есть источник этого брахмана. (26,27)
Глава пятнадцатая ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ
А. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА. (1-5)
Необходимо отречься от материального мира, который представляет собой отражение духовного мира. Нужно предаться Кришне и достичь этого духовного мира. (Пурушоттама-йога 16-20)
В. ТРАНСМИГРАЦИИ. (15.6-11)
1. Цель - это возвращение в духовный мир, и те, кто достигают его, никогда не возвращаются в этот материальный мир. (6)
2. Каждое живое существо является вечной неотъемлемой частичкой Кришны. Но сейчас оно борется, меняя тела, ради поиска наслаждения в этом материальном мире. (7-9)
3. Хотя трансценденталисты это ясно видят, глупцы, не имеющие знания, не могут понять, как живое существо оставляет свое тело и обретает новое на основе желаний своего ума. (10,11)
С. ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ КАК ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО. (15.12-15)
Нужно видеть Кришну как того, кто дает свет солнцу, луне и огню, как того, кто поддерживает планеты на орбите и дает сок овощам, как огонь пищеварения, как Параматму в сердце каждого, как дающего память, знание и забвение и как составителя Веданты и цель Вед.
D. ТРИ ШЛОКИ БХАГАВАД-ГИТЫ: ИТОГ ВЕД И ВЕДАНТЫ. ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. (15.16-20)
1. Обусловленные живые существа - подверженны ошибкам; те живые существа, которые находятся в гармонии с творением Господа, называются непогрешимыми. (16)
2. Помимо погрешимых и непогрешимых существ есть трансцендентная Верховная Личность, Сверхдуша, поддерживающая три мира. (17)
3. И мир, и Веды восхваляют Кришну как Верховную Личность - Сверхдушу. (18)
4. Кто би ни знал положения Кришны, знает все, и он занят в служении Кришне. (19)
5. Знание этой самой сокровенной части Ведического знания позволяет обрести мудрость и достичь совершенства в своих усилиях. (20)
Глава шестнадцатая БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ НАТУРЫ
А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. (16.1-6)
1. 26 божественных качеств. Некоторыми из них являются очищение, развитие духовного знания, благотворительность, самоконтроль, изучение Вед, аскеза, простота, свобода от гнева, отречение, нежелание искать недостатки, сострадание, решимость, сила, свойство прощать, чистота и свобода от зависти и жажды к почитаниям. (1-3)
2. Гордость, высокомерие, тщеславие, грубость и невежество являются демоническими качествами. (5,6)
В. ДЕМОНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА. (16.7-20)
1. Действия демонов нечисты и недостойны. Они говорят, что мир нереален и возникает лишь из плотского желания. Под воздействием вожделения, гордости и тщеславия их действия направлены на разрушение мира. Полагая, что удовлетворение чувств - это цель жизни, они беспрестанно беспокоятся. Связанные тысячами желаний они накапливают деньги незаконными методами. Стремясь увеличить их богатство, они принимают своих конкурентов за врагов и строят планы, как убить их.
Считая себя совершенными, могущественными и счастливыми, они окружают себя родственниками и занимаются жертвоприношениями и благотворительностью, чтобы увеличить их счастье. (7-15)
2. Их демонический менталитет запутывает их в сетях иллюзии, и, пребывая в постоянной тревоге, они приобретают привязанность к чувственным удовольствиям.
Так они падают в ад. Самодовольные, бесстыдные, обманутые богатством, гордостью, силой и гневом, они совершают жертвоприношения, не следуя правилам и регуляциям. Введенные в заблуждение они завидуют Верховному Господу, пребывающему в их собственном теле и в телах других существ, они богохульствуют по поводу истинной религии. (16-18)
3. Кришна обрекает этих злонравных демонов на постоянные рождения в демонических и отвратительных формах. (19,20)
С. ВЫБОР: ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСШЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. (16.21-24)
1. Трое врат ведут к деградации души: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен оставить это, действовать ради очищения и достичь верховного назначения. (21,22)
2. Чтобы достичь этого высшего назначения, необходимо выполнять все действия в соответствии с шастрами. (23,24)
Глава семнадцатая РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ
А. ВЛИЯНИЕ ГУН НА ДЕЙСТВИЯ: ВЕРА И ПОКЛОНЕНИЕ В ГУНАХ. (17.1-7)
1. В соответствии с гунами природы человек будет развивать определенный тип веры. (1-3)
2. Человек в добродетели поклоняется полубогам; человек в страсти - демонам; а тот, кто в невежестве - призракам. Те, кто совершают суровые аскезы, не рекомендованные в шастрах, являются демонами. (4-6)
3. То, какая гуна преобладает в человеке, можно также определить через его пищу, жертвоприношения, аскезы и благотворительность. (7)
4. Пища в гунах. (17.8-10)
· Пища в добродетели увеличивает срок жизни, здоровье и счастье. Такая пища сочная, маслянистая и здоровая.
· Пища в страсти слишком горькая, слишком кислая, слишком соленая, слишком горячая и слишком острая. Такая пища влечет за собой страдания и болезни.
· Пища в невежестве - приготовленная более, чем за три часа до еды, разложившаяся, испорченная и состоящая из отбросов и непригодных продуктов.
С. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ГУНАХ. (17.11-13)
Жертвоприношения совершаемые из чувства долга в соответствии с писаниями, без желания вознаграждения, находятся в добродетели. Жертвоприношения ради материальных приобретений - в страсти. Жертвоприношения, совершаемые без веры, не опирающиеся на писания, без раздачи прасадам и без вознаграждения священников, есть жертвоприношения в невежестве.
D. АСКЕТИЗМ В ГУНАХ. (17.14-19)
Бывают аскезы тела, речи, ума. Аскетизм, совершаемый с верой ради Всевышнего, считается аскетизмом в добродетели. Аскетизм, совершаемый из-за гордости ради обретения почитания и поклонения является аскетизмом в страсти. И глупые аскезы, направленные нa самоистязание и причинение вреда другим, находятся в гуне невежества.
Е. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГУНАХ. (17.20-22)
Благотворительность, совершаемая из чувства долга, в подходящее время и в подходящем месте, по отношению к достойной личности есть благотворительность в добродетели. Благотворительность в ожидании возмещения и с желанием получить плоды, а также совершаемая неохотно, находится в гуне страсти. Благотворительность по отношению к недостойной личности, совершаемая в нечистом месте и в неподходящее время, а также без внимания и уважения, - благотворительность в невежестве.
F. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОМ ТАТ САТ. (17.23-28)
1. Когда целью жертвоприношений, благотворительности и вкушения пищи является Абсолютная Истина, Верховная Личность, обзначенная слогами ОМ ТАТ САТ, тогда эти действия совершаются в гуне добродетели и приводят к духовному возвышению. (23-27)
2. Жертвоприношения, воздержания и аскезы, совершаемые без веры в Верховного, без трансцендентальной цели, бесполезны как в этой жизни, так и в следующей. (28)
Глава восемнадцатая СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ
(краткое изложение)