Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел третий. Главы 13-18 1 страница




Международное Общество Сознания Кришны

Вайшнавский институт высшего образования

Основатель-ачарья Его Божественная Милость
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада


СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИЙ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
по трем основным разделам                        БХАГАВАД-ГИТЫ...............................................

Глава первая                    НА ПОЛЕ БИТВЫ КУРУКШЕТРА..............................................

Глава вторая                   ОБЗОР БХАГАВАД-ГИТЫ.............................................................

Глава третья                    КАРМА-ЙОГА.................................................................................

Глава четвертая              ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ..........................................

Глава пятая     КАРМА-ЙОГА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ................

Глава шестая                    ДХЙАНА-ЙОГА...........................................................................

Глава седьмая                  ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА.................................................................

Глава восьмая                  ДОСТИЖЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО...............................................

Глава девятая                   САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ.........................................

Глава десятая                   ВЕЛИКОЛЕПИЕ АБСОЛЮТА...................................................

Глава одиннадцатая       ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА...............................................................

Глава двенадцатая          ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ.........................................................

Глава тринадцатая         ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ...............

Глава четырнадцатая    ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ................................

Глава пятнадцатая        ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ......................................................

Глава шестнадцатая      БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ НАТУРЫ..........................

Глава семнадцатая         РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ...........................................................

Глава восемнадцатая     СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ................................................

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ    БХАГАВАД-ГИТЫ КАК ОНА ЕСТЬ......................................

ЭССЕ.................................................................................................................................................

ВЕДЫ КАК ОНИ ЕСТЬ...............................................................................................................

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................

ВОЗВЫШЕНИЕ ДО ДОБРОДЕТЕЛИ.......................................................................................

ЛЕСТНИЦА ЙОГИ         (СНИЗУ ДО ВЕРХУ)................................................................

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ГЛАВ БХАГАВАД-ГИТЫ и объяснение связей между главами

КОММЕНТАРИЙ           Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.....................................


Обзор Бхагавад-гиты

КОММЕНТАРИЙ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ по трем основным разделам БХАГАВАД-ГИТЫ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Главы 1-6

A. В первых шести главах Бхагавад-гиты описываются знающий тело, живое существо и положение, находясь на котором оно может понять Верховного Господа. (13.2 комментарий.)

B. В первых 6 главах преданному служению было уделено особое внимание: " ЙОГИНАМ АПИ САРВЕШАМ... из всех йогов-трансценденталистов лучшим является тот, кто постоянно думает обо Мне, пребывающем в нем". (18.1 комм)

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Главы 7-12

    В следующих 6 главах обсуждались чистое преданное служение, его природа и связанная с ним деятельность (18.1).

  В следующих 6 главах Бхагавад -гиты говорится о Верховной божественной личности и взаимоотношениях индивидуальной души и Параматмы в связи с преданным служением. В этих главах ясно определено высшее положение Верховной божественной личности и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа занимают подчиненное положение при всех обстоятельствах, но, забывая об этом, они страдают. Когда их разум просветлен праведной деятельностью, они обращаются к Всевышнему Господу в различных ситуациях, а именно, в страдании, в нужде, из лоюбопытства и в поисках знания. Это также уже описывалось. (13.2 комм.)

  С 7-ой главы до конца 12-ой главы Шри Кришна приводит детальное описание Абсолютной Истины Верховной Личности Бога. Слова идам видитва указывают на то, что следует глубоко осознать поучения Шри Кришны, приведенные в этой и в седьмой главах "Бхагавад-гиты". Следует попытаться понять их не с помощью эрудиции или мыслительных спекуляций, но путем обсуждения их в общении с бхактами Господа. Главы с шестой по двенадцатую являются сутью "Бхагавад-гиты". Первые шесть и последние шесть глав как бы покрывают промежуточные шесть, которые особенно охраняются Господом. Если кому-то удалось понять "Бхагавад-гиту", особенно эти срединные шесть глав, в общении с бхактами Господа, то его жизнь немедленно обретает смысл, вне зависимости от совершения каких бы то ни было тапасий, жертвоприношений, благотворительности, философских спекуляций и так далее, так как результатов всех этих действий можно достичь, просто находясь в сознании Кришны. (8.28 комм.)

 В предыдущих главах, начиная  с седьмой, Господь давал объяснения Своим различным энергиям и тому, как они действуют, чтобы укрепить веру и преданность. В этой главе Он снова рассказывает Арджуне о Своих проявлениях и разнообразных божественных качествах, которыми Он обладает в избытке. (10.1 комм.)

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Главы 13-18

   В 13-ой и последующих главах объясняется, каким образом живое существо вступает в контакт с материальной природой и как от Всевышнего Господа оно получает освобождение через  различные процессы - кармическую деятельность, развитие знания и преданное служение. Хотя живое существо совершенно отлично от материального тела, оно некоторым образом становится с ним связанным. Этому также дается объяснение. (13.2 комм.)

   В последних 6 главах описывались знание, отречение, деятельность материальной и трансцендентальной природы, а также преданное служение Господу. В заключение было сказано, что всякую деятельность следует совершать во имя Всевышнего Господа, представляемого словами ОМ ТАТ САТ, которые указывают на Вишну, Высшую личность. В третьей части "Бхагавад-гиты" было показано, с приведением цитат, принадлежащих ачариям прошлого, а также из "Брахма-сутры", "Веданта-сутры", что   преданное служение Господу и только оно является высшей целью жизни. Некоторые имперсоналисты считают себя единственными обладателями знания "Веданта-сутры". В действительности же "Веданта-сутра" предназначена для понимания преданного служения, ибо она составлена Самим Господом, и Он - Тот, кто знает ее. Это описано в пятнадцатой главе. Цель каждой шастры и каждой "Веды" - преданное служение. Это объясняется в "Бхагавад-гите" (18.1ком).

 


Глава первая                                        НА ПОЛЕ БИТВЫ КУРУКШЕТРА

A. ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ВОЙНЕ. (1.1-27)

1. Саньджайа сообщает царю Дхритараштре о том, как Дурйодхана соотносит военные силы армии Пандавов и армии Куру. Затем Бхишма и вся армия Куру громко трубят в свои раковины, радуя Дурйодхану. (1-3)

2. С другой стороны Кришна и Арджуна затрубили в свои трансцендентные раковины, сотрясая сердце Дурйодханы. (14-19)

3. Затем Арджуна попросил Кришну вывести его колесницу между 2-х армий, чтобы осмотреть сторону Куру. Арджуна увидел много родственников и доброжелателей на обеих сторонах. (20-27)

B.   ДИЛЕММА АРДЖУНЫ. (1.28-46)

Арджуна содрогнулся, думая о том, что эта битва положит конец его семье и семейным традициям. Он видел страшные греховные реакции, которые придут к нему за убийство членов его семьи. Арджуна чувствовал, что лучше ему, безоружному, быть убитым, чем сражаться. Он почувствовал горе, отложил свой лук и сел на свою колесницу.

C. ПРИЧИНЫ АРДЖУНЫ К НЕЖЕЛАНИЮ СРАЖАТЬСЯ. (из 1 и 2 глав)

1) СОСТРАДАНИЕ: Арджуна из сострадания к тем, кому предстоит умереть, не хотел сражаться. (1.27,28)

2) НАСЛАЖДЕНИЕ: Арджуна полагал, что не сможет насладиться царством, которое достанется ему ценой жизней членов его семьи. (1.31-35, 2.7,8)

3) РАЗРУШЕНИЕ ДИНАСТИИ: безверное и нежелательное потомство наполнит всю династию, совершению традиционных ведических ритуалов, основанных на варнашраме, придет конец, и ад ждет как династию, так и разрушителя династии. (1.37-43)

4) СВЯТОСТЬ И СТРАХ ПЕРЕД ГРЕХОВНЫМИ РЕАКЦИЯМИ: Арджуна думал, что наслаждение царским счастьем несравнимо с результатами греховных реакций за разрушение семьи и убийство старших. (1.44-46, 2.5)

5) НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ: Арджуна не имел истинного знания о том, что же лучше: победить их или быть побежденным ими. (2.6)


Глава вторая                                                  ОБЗОР БХАГАВАД-ГИТЫ

А. АРДЖУНА ПРЕДАЕТСЯ КРИШНЕ, И КРИШНА СЕЙЧАС ДАСТ ЕМУ НАСТАВЛЕНИЯ. (2.1-10)

Арджуна, выразив свои сомнения относительно битвы, обращается к Кришне за наставлениями.

В. СРАЖАЙСЯ! НЕТ СМЕРТИ ДЛЯ ДУШИ. (2.11-30)

1. Во время смерти вечная душа меняет одно тело на другое, и, поскольку душа не может умереть, Арджуна не мог быть убит.(11-13, 16-25)

2. Исполняющий обязанности не должен попадать под влияние радостей и страданий, возникающих из чувственного восприятия. (14, 15)

3. Вечная неразрушимая неизменная душа не может быть убита, а временное тело невозможно спасти. Поэтому сражайся. (26-30)

С. СРАЖАЙСЯ! ТАК КАК СРАЖЕНИЕ ВО ИМЯ ДОЛГА ПРИНОСИТ ТОЛЬКО ПРИОБРЕТЕНИЯ, А ОТКАЗ ОТ СРАЖЕНИЯ - ОДНИ ЛИШЬ ПОТЕРИ. (2.31-38)

Если Арджуна умрет на поле битвы, он вознесется на райские планеты, и если победит, будет править Землей. Позор ждет его, если он покинет поле сражений.

D. СРАЖАЙСЯ! И ЭТО НЕ НАВЛЕЧЕТ НА ТЕБЯ ПОСЛЕДСТВИЙ. (2.39-53)

1. Если Арджуна будет сражаться без привязанности к результату сражения, а только потому, что таково желание Кришны; если он будет сражаться с умом направленным на Кришну и в полном сознании, то его сражение не повлечет за собой никаких реакций. (39-41, 47-51)

2. Арджуна должен подняться над ведическими формулировками "плохого и хорошего", зная, что цель Вед - служение Кришне. (42-46, 52, 53)

Е. СРАЖАЙСЯ! УТВЕРДИСЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. (2.54-72)

1. Арджуна задал Кришне четыре вопроса о том, чье сознание погружено в трансцендентальное: каковы его признаки, как говорит он, как сидит и как ходит. (54)

2. Каковы его признаки? (Как положение Арджуны относится к положению такой личности?). Самореализованная душа отреклась от всего чувственного удовлетворения, находя наслаждение внутри себя. (55)

3. Как он говорит? (Как на его умонастроение и слова воздействуют привязанность, равнодушие других или гнев других?). Такая чистая душа сохраняет спокойствие, не ликует, не привязывается, не страшится, он также не восхваляет и не критикует то плохое или хорошее, что он обретает. (56, 57)

4. Как он сидит? (О чем он думает, когда его чувства оторваны от объектов чувств?) Он остается стойким в трансцендентном сознании посредством высшего вкуса к служению Кришне. (2.59). Почему необходимо воздерживать чувства от объектов чувств, сфокусировав их на Кришне? В противном случае человек падет в материальный омут. (60-63)

5. Как он ходит? (Как он занимает свои чувства?). Свободный от привязанности и антипатии, удовлетворенный в сознании Кришны, он тверд благодаря своему разуму (64, 65) и достигает мира путем игнорирования желаний своего ума. Таким образом, он, всегда отрекшийся, действует в связи со Всевышним. (66-71)

6. (Заключение). Если он всегда находится в таком состоянии, он может войти в царство Бога в момент смерти. (72)


Глава третья                                                                             КАРМА-ЙОГА

А. СМЯТЕНИЕ: ОТРЕЧЕНИЕ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (3.1, 2)

Арджуна спрашивал, почему Кришна, прежде рекомендовавший буддхи-йогу - использование разума для связи со Всевышним и отказ от деятельности ради плодов - тем не менее хочет, чтобы он участвовал в битве.

Кришна ответил, что в действительности он рекомендует 1-ый процесс, состоящий из 2-х стадий: кармы и гйаны.

В. СРАЖАЙСЯ! ИСПОЛНЯЙ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, НО БЕЗ ПРИВЯЗАННОСТИ. (3.3-9)

Кришна ответил, что так как душа активна по природе, то отречение от деятельности, если при этом сердце еще не чисто, - процесс менее выгодный, чем выполнение своего предписанного долга с непривязанностью.

Поэтому Веды учат нас тому, как выполнять деятельность как жертвоприношение для Кришны. Такая деятельность не будет связывать нас в этом мире.

С. ОТ КАРМА-КАНДЫ ДО КАРМА-ЙОГИ. (3.10-26)

Если человек не может действовать, исполняя обязанности с непривязанностью, ему лучше следовать разделу Вед - карма-канде. Но при этом исполнять эти указанные Ведами обязанности, которые предписывают жертвоприношения для удовлетворения Кришны.

D. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРИВЯЗАННОСТИ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПРИМЕР. (3.11-32)

1. Гораздо лучше действовать как царь Джанака и как Кришна - выполнять свои обязанности. Необходимо действовать так, чтобы показать правильный пример другим. (17-25)

2. Хотя невежественные исполняют их обязанности с привязанностью, мудрый не должен выбивать их из колеи. Мудрые должны выполнять свои обязанности без привязанности и так освободиться. (26-32)

3. Необходимо выполнять свои обязанности в Сознании Кришны в соответствии со своей природой, не падая жертвой привязанностей и антипатий. (33-35)

Е. ОПАСАЙСЯ ВОЖДЕЛЕНИЯ И ГНЕВА.

Опасайся вожделения - греховного, всепожирающего врага души. Знание души скрывается вожделением, находящимся в чувствах, уме, разуме. Регулируя чувства и при помощи сильного духовного разума необходимо утвердиться в своем чистом "я" как слуги Кришны и так победить вожделение. (36-43)

 


Глава четвертая                             ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О КРИШНЕ. (4.1-10)

1. Прежде эта Бхагавад-гита была рассказана Кришной, и позднее она передавалась по цепи ученической преемственности святых царей. Сейчас эта цепь прервана, и Кришна расскажет ее снова Арджуне. (1-3)

2. Кришна может помнить, как в прежнем своем рождении Он рассказывал Бхагавад-гиту, ибо Он - Нерожденный Господь, обладающий трансцендентным нетленным телом. (4-6)

3. Кришна явлдяется всякий раз, когда религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие. Он освобождает праведников, уничтожает негодяев и восстанавливает религию. (7-8)

4. Тот, кто воистину знает природу рождения Кришны и Его действий, достигает обители Кришны. Освободившись от привязанности, страха и гнева, многие очищались и достигали любви к Кришне, полностью погружаясь в Кришну. (9,10)

В. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ, ПРИМЕНЕННОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (4.11-15)

1. Каждый в конечном счете предается Кришне, так как Кришна - тот, кто дает плоды деятельности. (11-12)

2. Хотя Кришна создал систему варнашрамыы в соответствии с гунами и сопровождающей их деятельности (для того, чтобы люди могли достичь плодов деятельности, которых они желают), Он Сам не входит в нее. Нет такой деятельности, которая влияла бы на Кришну, и Он не стремится к плодам. (13,14)

3. Зная Кришну как дарующего результаты всей деятельности и как трансцендентного создателя варнашрамы, все освобожденные души действуют, не запутываясь в этой деятельности. Арджуна должен исполнять свой долг и сражаться за Кришну, но делать это с непривязанностью. (15)

С. ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК СОВЕРШАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (4.16-24)

Действия в служении Кришне есть акарма - действия без последствий. Тот, кто действует с умом и разумом, свободными от чувственного наслаждения, достигает свободы от греховных реакций. Освободившись от гордости и зависти, удовлетворенный в успехе и неудаче, он достигает духовного царства. Так Кришна объяснил, каким образом на карму можно смотреть как на гйану.

D. ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ПРИВОДИТ

К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ. (4.25-33)

1. Некоторые йоги в совершенстве поклоняются полубогам путем жертвоприношений, другие жертвуют Брахману. Чтобы контролировать ум, некоторые жертвуют процессом слушания, другие приносят в жертву чувства или дыхание. Некоторые жертвуют их собственностью, совершают суровые аскезы, практикуют йогу или изучают Веды. Все совершающие жертвоприношения приближаются к Всевышнему. Эти жертвоприношения одобряются Ведами и каждое из них соответствует определенным типам деятельности. Знание этого приводит к освобождению. (25-32)

2. Цель всех этих жертвоприношений - достижение трансцендентального знания, которое приводит к освобождению и в конце концов к чистому преданному служению. (33)

Е. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. (4.34-42)

1. Как достичь трансцендентального знания.

2. Цель трансцендентального знания.

3. Кто может с успехом обрести трансцендентальное знание.

4. Признаки того, кто с успехом применяет трансцендентальное знание в деятельности.

5. Заключение.

1. Как достичь: Ради получения трансц. знания необходимо обратиться и предаться самореализованному духовному учителю, смиренно вопрошая и служа ему. (34)

2. Цель: Тот, кто однажды получил это знание, никогда не падает в иллюзию вновь, так как он знает, что все живые существа находятся в Кришне и являются Его частями. (35)

3. Кто может достичь: Тот, кто имеет веру, может вопрошать о трансцендентном знании; тот, кто не имеет сомнений. (39, 40)

4. Признаки успеха: Тот, кто с успехом действует в трансцендентном знании, не желает плодов, лишен сомнений, сознает себя как вечного слугу Кришны и не связан деятельностью. (41)

5. Заключение: Срази знанием все сомнения, родившиеся от неведения. "Арджуна, вооружившись йогой, поднимись и сражайся!" (42)

Глава пятая КАРМА-ЙОГА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ

А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ И С ПРЕДАННОСТЬЮ ВЫШЕ, ЧЕМ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (5.1-6)

 

1. Арджуна вновь спрашивает Кришну, что выше: деятельность с преданностью или отречение от деятельности. Кришна отвечает, что деятельность с преданностью выше, чем отречение от деятельности, и тот, кто не привязан к результатам своей деятельности, пребывает в истинном отречении. (1-3)

2. Хотя результаты отречения и преданного служения в конечном счете одинаковы, преданное служение выше, т.к. преданный быстро достигает Кришны. (4-6)

  В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ. (5.7-12)

1. Тот, кто чист душой, не запутывается, поскольку, хотя он и действует, его сознание сосредоточено на Кришне. Он знает, что когда действует тело, он не делает ничего, т.к. это материальные чувства реагируют с их объектами. (7-9)

2. Тот, кто исполняет свои обязанности без привязанности и всегда использует свои тело, ум, разум и чувства лишь для удовлетворения Кришны, достигает мира, тогда как тот, кто с жадностью стремится к плодам своей деятельности, попадает в материальное рабство. (10-12)

С. ПРОСВЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ 3-Х ДЕЙСТВУЮЩИХ В ПЕРСПЕКТИВЕ: ДУША, МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДЫ И СВЕРХДУША. (5.13-16)

Живое существо, знающее, что все действия тела автоматически осуществляются гунами материальной природы с санкции Сверхдуши, достигает просветления через это знание.

D. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ НА СВЕРХДУШЕ. (5.17-26)

1. Сосредотачивая свое сознание на Господе, ученый мудрец одними глазами смотрит на брахмана и слона, счастье и несчастье. Его наслаждение безгранично, поскольку он сосредоточен на Всевышнем. Зная преходящую природу материальных наслаждений, он не прельщается ими. (18-23)

2. Обуздывая и контролируя побуждения тела и ума, он черпает счастье, активность и наслаждения в самом себе. Так как он действует на благо всех, свободен от греха и постоянно стремится к совершенству, он вскоре освобождается во Всевышнем. (24-26)

Е. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ АШТАНГА-ЙОГУ. (5.27, 28)

Можно освободиться от желания, страха и гнева - достичь полного освобождения через аштанга-йогу.

F. ФОРМУЛА МИРА НА ПЛАТФОРМЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ. (5.29)

 бхоктарам ягья-тапасам сарва-лока-махешварам
 сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантим риччхати

"Человек, полностью сознаюащий Меня, знающий, что в конечном счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я - Верховный властитель всех планет и полубогов, и благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий".


Глава шестая                                                                         ДХЙАНА-ЙОГА

А. ПРОГРЕСС В ЙОГЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ. (6.1-4)

1. Санйаса и йога - это одно и то же. Это обнаружилось при сравнении, т.к. и в том, и в другом случае необходимо отречение от желания чувственного наслаждения. (1,2)

2. Чтобы прогрессировать в йоге, человек сперва должен действовать, чтобы достичь высокой ступени отсутствия желания к чувственному удовлетворению. (3,4)

В. УРОВНИ ОТРЕЧЕНИЯ ЙОГА, И КАК ОН КОНТРОЛИРУЕТ СВОЙ УМ. (6.5-9)

1. Ум как друг или враг: Необходимо использовать ум ради освобождения, а не для деградации. Ум является другом того, кто обуздал его, и врагом того, кто не смог это сделать. (5,6)

2. Признаки того, кто контролирует свой ум, кто достиг успеха (йогарудха), кто может оставить деятельность с привязанностью: Тот, кто победил свой ум, уже достиг Сверхдуши и одинаково смотрит на счастье, страдание, жару, холод, честь, бесчестье, камень, гальку или золото. Достигнув такого уровня, он равно относится к доброжелателям, завистливым, благочестивым и грешникам. (7-9)

С. СТАДИИ В ПРАКТИКЕ ЙОГИ. (6.10-32)

1. Основные действия йога: Тщательно контролируя ум, удачливый йог вовлекает свой ум, тело и себя в служение Кришне. (10)

2. Где сидеть во время практики: Йог должен вести жизнь в одиночестве и заниматься йогой в уединенном месте, святом месте. Он должен контролировать свои чувства и сосредоточивать свой ум на одной точке. (11, 12)

3. Как сидеть во время медитации: Тело, шею и голову необходимо держать выпрямленными. В это время йог сосредоточивает свой взгляд на кончике носа. Свободный от страха и половой жизни, он должен медитировать на Кришну, находящемся в его сердце. (13, 14)

4. Результаты медитации: Таким образом, прекращая материальное существование, он достигает царство Бога. (15)

5. Дальнейшее описание практики йоги: Человек не может стать йогом, если спит или ест слишком много или спит или ест слишком мало. (16, 17)

6. Йогарудха: Ум в самадхи: Таким образом йог регулирвует свои привычки. Чистым умом, он, лишенный материальных желаний, устремляет свой взор на свою внутренную сущность и черпает радость в себе самом. (18, 19)

7. Что чувствует йог, достигший совершенного уровня: Испытывая безграничное счастье, йог никогда не отклоняется от истины, ибо полагает, что нет большего выигрыша, чем достигнуть ее. (20-23)

8. Достижение совершенной стадии через контроль ума: Необходимо с решительностью заниматься йогой, оставив все умственные и чувственные желания. Постепенно, силой своего разума, йог сосредоточивает свой ум на собственной сущности. (24, 25)

9. Дальнейший прогресс контроля ума: Когда бы ум ни отклонялся, йог возвращает его назад, под контроль своего "я". Сосредоточивая ум на Кришне, йог обретает качественную тождественность со Всевышним и начинает заниматься служением Кришне. (26, 27)

10. Совершенство йоги: Когда он видит Кришну повсюду, Кришна никогда не потерян для него так же, как и он никогда не потерян для Кришны. Такой йог, зная, что Сверхдуша и Кришна - суть одно, видит истинную тождественность всех существ и таким образом действует на благо всех. (6.28-32)

D. УМ И ПРАКТИКА ЙОГИ. (6.33-36)

Кришна подтверждает сомнения Арджуны, что с беспокойным умом очень сложно иметь равное видение и практиковать йогу. Затем Господь заверяет Арджуну, что ум необходимо контролировать, и это возможно только через постоянную практику и отречение.

Е. ЧЕГО ДОСТИГАЕТ НЕУДАЧЛИВЫЙ ЙОГ. (6.27-45)

Затем Кришна отвечает на сомнения Арджуны, который хотел знать, чего достигает йог, потерпевший неудачу. Господь объяснил, что, испытав наслаждение на высших планетах, йог рождается в семье праведников или в аристократической семье. Если он терпит неудачу после долгой практики, он родится в семье мудрых трансценденталистов. Тогда он автоматически привлекается принципами йоги.

Затем после суровой практики он достигает высшей цели (эти стихи являются продолжением 2.40, в котором говорится о защите того, кто встал на духовный путь).

F. ВЫСШИЙ ЙОГ. (6.46, 47)

Йог стоит выше импирика, того, кто действует ради материальных плодов, и аскета. И тот йог, который постоянно думает о Кришне, находящемся внутри него, и кто с полной верой поклоняется Кришне, - первоклассный и величайший из всех.

 


Глава седьмая                                                            ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА

А. ПОЛНОСТЬЮ ПОЗНАТЬ КРИШНУ, СЛУШАЯ О НЕМ. (7.1-3)

Кришна просит Арджуну выслушать о Его материальной и духовной энергиях и заявляет, что трансценденталист, который достиг успеха и воистину познал Его - самый редкий.

В. ЗНАНИЕ О КРИШНЕ КАК ОБ ИСТОЧНИКЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЭНЕРГИЙ. (7.4-12)

1. Помимо земли, воды, огня, вохдуха, эфира, ума, разума и ложного эго, составляющих материальную энергию Кришны, также существует духовная энергия Кришны. Все, что мы видим, есть сочетание материальной и духовной энергий Кришны. (4, 5)

2. Знание Кришны как источника и разрушителья всего, что проявляется благодаря этим энергиям. Нет истины выше, чем Кришна, т.к. все покоится на Нем подобно жемчужинам, нанизанным на нить. (6, 7)

3. Знание Кришны как активного принципа, который управляет этим миром: Кришна - вкус воды, аромат земли, разум разумных, сила сильных.

4. Заключение: Состояние бытия - добродетель, страсть или невежество - это проявления энергии Кришны. Таким образом, Кришна - все, и Он все контролирует, но тем не менее остается независимым. (8-12)

С. ТРИ ГУНЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ КРИШНОЙ, ПОЭТОМУ ПРЕДАЙСЯ. (7.13, 14)

Введенный в заблуждение этими тремя гунами, весь мир не знает Кришну, находящегося выше этих гун и неисчерпаемого. Те, кто предаются Кришне, повелителю гун, зная Его, поднимаются над этими гунами.

D. НЕБЛАГОЧЕСТИВЫЕ УТРАЧИВАЮТ ЗНАНИЕ И НИКОГДА НЕ ПРЕДАЮТСЯ КРИШНЕ, БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗВИВАЮТ ЗНАНИЕ И ПРЕДАЮТСЯ. (7.15-19)

1. Неправедные мудхи (глупцы, подобные обезьянам), нарадхамы (низшие из людей), майайапахрита гйани (разумные, но чей разум обманут иллюзией) и асуры (атеисты) никогда не предаются. (15)

2. Четыре типа благочестивых людей предаются Кришне: страдающие, ищущие богатства, любопытные и гйани (те, кто в знании). Хотя все они являются великими душами, гйани, который полностью занят преданным служением, - лучший, ибо такой гйани, после многих рождений, обрел знание о положении Кришны как причины всех причин и таким образом предался. Такая великая душа очень редка. (16-19)

Е. ДРУГИЕ, КТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАНИЯ. (7.20-26)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2281 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.