Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Способы образования имущественной составляющей сложного капитала




 

Оплата финансовых услуг                                                                     Оплата арендных услуг  

 

 

 


 

 

Конечно, никакой разницы в экономической природе аренды или денежной ссуды не существует. Просто арендодатель должен обладать несколько б о льшими правами, чем обычный кредитор, поскольку арендодатель уже осуществил инвестиционный процесс, и передаёт в пользование не деньги, а оборудование. К сожалению ГК РФ представляет всё с точность "до наоборот", что мы покажем ниже.

Экономическая природа процесса аренды достаточно понятна и сохраняется в течение тысячелетий без каких-либо изменений. Не менее понятной могла бы быть и природа инвестиций, однако она оказалась полностью запутанной, причём, не случайно. Без инвестиций процесс производства невозможен. Производственник, доверивший этот важнейший процесс постороннему вкладчику, уподобляется человеку, надевшему петлю себе на шею, а второй конец верёвки передавшему чужому "дяде", с которым он намерен заключать сделку. В чью пользу будет заключена эта сделка, гадать не нужно.

Схема формальной передачи юридическому лицу имущества со стороны арендодателей или денег со стороны вкладчиков и участников в покрытие инвестиционных затрат одинакова для всех случаев, указанных в разделе 5.5.1., и показана на рис. 9.

Источники, указанные в п.п. 1-5 и приведенные на рис.9, могут рассматриваться как непосредственно инвестиционные затраты. Оплату оказанной услуги во всех случаях осуществляют участники, которые этой услугой воспользовались именно в качестве участников. Понятие "собственные" средства юридического лица взято нами в кавычки, так как юридическое лицо не может быть субъектом собственности, а представляет собой инструмент для реализации права собственности. В данном случае, права общей совместной собственности участников юридического лица.

Однако передача права "пользоваться и распоряжаться" не может происходить без одновременной передачи того, чем разрешается "пользоваться и распоряжаться". Поэтому при осуществлении услуги одновременно происходит две разных имущественных операции, которые, путаясь в сознании людей, приводят к неправильным представлениям об экономической природе происходящих явлений. Ранее, на этом вопросе мы уже останавливались и, учитывая его важность, будем ещё останавливаться.

Во-первых,  как и при обычной услуге, выражающейся, например, в продаже товаров, в случае финансовой услуги тоже имеет место процесс купли-продажи. Но товаром в данном случае является не имущество и не деньги, а право ими "пользоваться и распоряжаться". Цена такого товара, т.е. стоимость полученной услуги (СФУ), как это было показано в разделе 5.4.3, зависит от времени, в течение которого эта услуга используется, и равна:

СФУ = К • Т • d.                                                                                                                      (1)

Во-вторых, поскольку данная услуга ограничена по времени её оказания, и предполагается возврат имущества или денег, то стоимость передаваемого имущества или денег "К", характеризует не стоимость сделки купли-продажи, а стоимость имущества или денег, которые остаются собственностью арендодателя или кредитора, но в отношении которых он на время утрачивает своё право ими "пользоваться и распоряжаться". Этот процесс может происходить в трёх формах, показанных в таблице 3.

Таблица 3

Формы передачи имущества

№№ п/п Что передаётся? Форма передачи Что возвращается?
1 Имущество  К Аренда Имущество К
2 Имущество  К Аренда с правом выкупа Деньги         К
3 Деньги          К  Инвестиции, заем, ссуда Деньги         К

В первом случае предполагается возврат имущества, взятого в аренду, что неизбежно приводит к уменьшению производственных фондов, во втором и третьем случаях происходит просто возврат денежной суммы "К", а производственные фонды не уменьшаются.

Поскольку оплата за услуги и получение или возврат имущества или денег − это совершенно разные операции, то и осуществление их происходит по-разному. Оплату услуг производит само юридическое лицо в форме материальных затрат, осуществляемых за счёт выручки, являющейся общей совместной собственностью участников. Погашение ссуды или выкуп арендованного имущества происходит, как правило, за счёт конкретных физических лиц, в первую очередь, участников, хотя на промежуточном этапе это может сделать и само юридическое лицо за счёт "своих" оборотных средств. Согласно действующих "правил" возврат вложенных денежных средств производят сами вкладчики путём продажи акции любому покупателю по договорной цене. Однако такая "система" экономически не состоятельна, что видно хотя бы из того, что, продав своё право "пользоваться и распоряжаться" денежной суммой "К", вкладчик получил взамен акцию на сумму "К", имеющую статус "товара". Таким образом, вместо одного объекта стоимостью "К" появилось два такой же стоимости: акция и производственные фонды. Фактически продавец финансовой услуги в любом случае должен получить обычную долговую расписку, статус которой не может измениться от того, что её назвали "акцией".

В случае оплаты услуг имеет место акт купли-продажи. В случае погашения кредиторской задолженности заёмщиком происходит процесс, ничего общего с процессом купли-продажи не имеющий. В случае продажи акции другому владельцу, т.е. замены кредиторов, акт купли-продажи имеет место, но с деятельностью самого юридического лица этот акт никак не связан.

5.5.2. Является ли финансовая услуга "зоной риска"?

 

Как известно, величина дивидендов существенно (иногда в несколько десятков раз) выше, чем банковские % по депозитному вкладу. Это становится особенно заметной, если исключить из процентной ставки добавку, вызванную инфляцией. Никаких социально обоснованных экономических аргументов, необходимых для того, чтобы хоть как-то объяснить такое различие процентных ставок, не существует. Но социально необоснованные существуют. Коммерческие юридические лица, осуществляющие производственную деятельность, имеют свой источник дохода, значительно более мощный, чем банковская маржа. И хотя вкладчики не имеют к нему никакого отношения, но сама по себе денежная масса в виде дохода, оставшегося после покрытия из выручки всех материальных затрат, существует. Задача в том, чтобы как-то воспользоваться доходом, принадлежащим участникам. Легенда о существовании зоны "повышенного риска" в виде вложений денег в юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере материального производства или торговли играет роль морально-психологического аргумента в грандиозном обмане общества, который осуществляется с помощью существующей инвестиционной системы.

Но даже если бы в этой легенде и содержалась доля правды, то всё равно нет оснований предоставлять вкладчикам какие-либо дополнительные права, ущемляя при этом права других членов общества, а, тем более, осуществлять прямое мошенничество, как это имеет место сейчас при определении стоимости финансовой услуги, применительно к хозяйствующим юридическим лицам, особенно тем, деятельность которых отличается высокой эффективностью.

На самом деле, вообще нет оснований говорить о каком-то "особом" риске, связанном с вложением денег не в банк, а в предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Во-первых, в общем случае нет объективных оснований утверждать, что хозяйственная сфера более рискованная, чем банковская. Скорее, наоборот, в хозяйственной сфере используется сложный капитал, включающий в себя энергию, способную обеспечить боле высокую степень доходности. Банки же ограничиваются только процессом денежного обращения, который для общества дохода не создаёт (энергия используется для технологических целей в минимальном объёме, а, в основном, для коммунального обслуживания), а банковская "маржа" образуется за счёт разницы стоимости одинаковых услуг и поэтому не может быть большой.

Во-вторых, сфера материального производства, связана с созданием реальных благ, потребность в которых носит физиологический характер, и они имеют достаточно устойчивый сбыт, сопровождаемый относительно небольшими колебаниями в цене. Потребность в финансовых услугах носит психологический характер, и может изменяться лавинообразно, а соотвентственно могут изменяться и цены.

В-третьих, не может служить основанием для существования разных ставок и очерёдность возврата денег в случае краха банка. Речь идёт о форсмажорных обстоятельствах. Но если денег нет вообще, то право быть в числе первых в очереди за возмещением, которого не последует, не много стоит. 

Фактически банковский вклад можно рассматривать, даже как боле рискованный, чем вклад в юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность и имеющее, благодаря этому, дополнительный источник доходов. Это подтверждается и финансовыми кризисами, происходящими в современном обществе достаточно часто.

Нет никаких оправдания для существования в России и во всём мире двух систем оплаты одинаковой финансовой услуги, оказываемой просто вкладчиками и акционерами банка или юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность. От изменения названия вкладчика экономическая природа его вклада не меняется.

5.5.3. Кто финансирует инвестиционный процесс?

 

Из перечня способов образования инвестиционного фонда, который мы привели в разделе 5.5.1., может показаться, что существуют два источника финансирования инвестиционного процесса:

− "собственные" средства юридического лица (арендная плата, ссуды банка, модернизация производственных фондов за счёт "собственных" средств);  

− средства внешних вкладчиков.

Причём, внешние вкладчики являются явно преобладающим источником, особенно, если учесть, что использование юридическим лицом "собственных" средств юридического лица пока ещё не сопровождается надлежащим учётом настоящей принадлежности этих средств. Ниже мы рассмотрим все схемы образования инвестиционных фондов, а пока оценим реальную роль внешних вкладчиков.

Вкладчики передают юридическому лицу свои деньги. Но одновременно они и получают деньги в виде дивидендов. Передают, допустим, раз в десять лет, а дивиденды получают ежегодно. Кроме того, согласно действующей методологии, имеет место самовозрастание стоимости акций. Но это − очередная афёра, поэтому в проведенной ниже оценке мы этого экономического чуда вообще не будем учитывать. Расчёт получается достаточно убедительный и без учёта экономического чуда. Сопоставим два показателя:

− стоимость денежной суммы "К", право "пользоваться и распоряжаться" которой вкладчик вместе с самой суммой передаёт юридическому лицу;

− сумма дивидендов, полученная вкладчиком от юридического лица.

 Для того, чтобы провести такое сопоставление, придётся рассмотреть сумму дивидендов, полученных, например, за 10 лет. Период выбран таким, чтобы производственные фонды, созданные в начале периода, ещё не успели бы морально и физически устареть.

На практике определение величины дивидендов происходит не на основании научной методологии определения "стоимости оказанной услуги". Этого термина вообще избегают, а величину дивидендов определяют "техническим путём", т.е. как остаток прибыли после уплаты налогов (Див = П − Н). Но в данном случае нас интересует не методология, а только сама сумма выплачиваемых дивидендов, которую мы представляем в научно обоснованной форме расчёта: Див = К • Т • d (1).

Ниже в таблице 4 мы привели процесс распределения дохода, сделанный в разных вариантах, охватывающих, практически, все возможные случаи определения стоимости финансовых услуг, если образующуюся величину дивидендов выражать в форме научно безупречного выражение для определения величины дивидендов или любой аналогичной финансовой услуги:

Рассмотрим условный пример, в котором юридическое лицо, начиная работу с нуля, создаёт производственные фонды и работает следующие 10 лет без дальнейших инвестиций и без прироста объёма ВВП, для упрощения считая, что годовые показатели его производственной деятельности остаются одинаковыми в течение этих десяти лет (в млн. рублей):

Стоимость основных фондов (вложенного капитала): К = 10 млн. руб.

Годовые показатели (млн. руб.): выручка В = 50, материальные затраты МЗ = 25, доход Д = 25, (в том числе зарплата плюс дивиденды 15, и налоги = 10).

Рассматривается четыре варианта величины дивидендов в % к вложенному капиталу (при этом используется выражение (1), представляющее собой научно обоснованную систему определения величины подобной услуги). Из этих вариантов научно обоснованная стоимость оказанной услуги принята только в варианте 1, а в остальных завышена в 6, 12,5 и 25 раз.

Таблица № 4

Варианты распределения суммарного дохода за 10 лет производства (млн. руб)

№№

п/п

 

Показатели

Варианты выплаты дивидендов за 10 лет

Оптимальный d =2,0% d =12% Вероятный d =25,0% d =50,0%
1 2 3 4
1 ЗП + Див 150 150 150 150
2 Дивиденды 2 12 25 50
3 Зарплата ЗП 148 138 125 100
4 Потери в ЗП      в млн.рублей в % к оптимальной   − 0,0   10,0 6,8   23,0 15,5   48,0 32,4

Учитывая, что оптимальная цена финансовой услуги (без учёта влияния инфляции) составляет менее 2% (причём, это реальная цена для Запада, а наши банки не платят и такой), можно считать, что инвестиционный процесс профинансирован вкладчиками только в первом случае, который мы рассматриваем как оптимальный. Во втором, третьем и четвёртом случаях инвестиционный процесс фактически финансируется самими участниками.

В первом варианте дивиденды соответствуют нормативной стоимости финансовой услуги и для погашения полученной ссуды требуется отдельный платёж. Во втором варианте вложенный капитал окупился за 10 лет:

Фактические дивиденды за 10 лет (К =10 млн. руб., Т = 10 лет, d =12%)

  Див = К • Т • d = 10 х 10 х 0,12 =12 млн. рублей.

Из этой суммы 2 млн. руб. − нормативные дивиденды, а 10 млн. руб. −

погашение стоимости полученного вклада.

В третьем варианте вклад окупается за 4,3 года, а в четвёртом − за 2,1 года. Если имеет место инфляция, то величина дивидендов будет соответственно увеличена, а показанные сроки окупаемости не изменятся.

Но зачем участники платят вкладчикам дивиденды в размере, который часто в 20-30 раз превышает банковский процент по депозитному вкладу? А их согласия никто и не спрашивает. В сфере товарного производства применяется система производственных отношений, в которой, как и в период рабовладения, участник рассматривается, как "говорящее орудие производства". Только в то время эта система была основана на прямом насилии, и вещи назывались своими именами, а сегодня примерно та же система основана на тотальном обмане всего человечества и осуществляется под аккомпанемент разговоров о правах человека.

Выше мы рассчитывали срок погашения полученной ссуды. Но сегодня в сфере инвестиционной деятельности этот термин "погашение", практически, не используется, так как кредитор совсем не заинтересован в том, чтобы погашение выданного кредита проводил тот, кто этот кредит получил. Зачем специально погашать, если при существующем уровне дивидендов погашение и так происходит каждые три-четыре года. Хотя сам кредитуемый, т.е. участник юридического лица, в погашении заинтересован очень сильно. Но он вынужден с этим мириться, так грабёж производится строго в соответствии с действующим  законодательством, согласно которому вкладчик может погасить ссуду в любой момент, продав акцию другому лицу, а может "вечно" оставаться акционером, завещая акции и дивиденды по ним своим потомкам.

Приведенные расчёты и обоснования позволяют сделать принципиальные выводы:

− во-первых, современная система завышенных дивидендов доказывает полную возможность самофинансирования юридическим лицом (его участниками) развития предприятия, причём, значительно дешевле, чем это происходит сейчас;

− во-вторых, современная система завышенных дивидендов может существовать только, как форма погашение финансовых обязательств юридического лица, в результате чего все акции, вначале принадлежавшие внешним вкладчикам, постепенно должны стать собственностью участников;

− в-третьих, нормативный размер дивидендов, используемый для определения стоимости полученной услуги (если он не был официально определён участниками юридического лица) должен приниматься равным средней процентной ставке по депозитному вкладу, существующей в банках и учитывающей инфляцию;

− в-четвёртых, юридическое лицо, начинающее свою деятельность, может использовать дополнительный источник для образования производственных фондов, каким временно могут быть и вклады внешних вкладчиков, в том числе физических и юридических лиц, и банковские ссуды;

в-пятых, совмещение "права" вкладчиков самим устанавливать себе величины дивидендов с "правом" оставаться вечным кредитором, является явным мошенничеством, не зависимо от т ого, что оно узаконено с помощью позитивного права.

в-шестых, для действующего юридического лица необходимости в привлечении внешних вкладчиков, как правило, не существует. Большинство юридических лиц, как выше мы показали, и сегодня фактически финансирует инвестиционный процесс вкладчиков. Этот процесс был бы значительно эффективнее и дешевле, если бы инвестиционный процесс был полностью ориентирован на использование вкладов участников, в том числе и путём постепенной ликвидации вкладов внешних инвесторов.

5.5.4. Сколько стоит финансовая услуга?

 

Покажем, как происходит оплата услуги, которая зависит от суммы переданного капитала К, времени пользования этого капитала Т, и стоимости единичной услуги (дисконта) d. Экономически процесс оплаты аренды и финансовой услуги совершенно одинаков, и даже дисконт d, зависящий от ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным Банком, тоже должен быть примерно одинаковым (ставка арендной платы должна быть выше ставки оплаты денежной услуги).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 159 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.