Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ




Обычная логика проста и понятна: в результате постепенных процессов, путем своеобразной «отжим­ки» из групповой психологии самое существенное и принципиальное переходит в групповое сознание, из которого, в рафинированной, научной или публицисти­ческой форме, в идеологию. Однако исторический опыт показывает, что подчас формирование идеологии мо­жет происходить и вне рамок самой большой социаль­ной группы — например, марксизм-ленинизм как идео­логия рабочего класса и учение о целях и перспективах его развития был создан выходцами из совсем иного класса-антагониста. В ситуациях, когда уровень обра­зования и дефицит свободного времени не дают воз­можности представителям класса (например, наемным рабочим) выработать собственную идеологию, послед­няя может привноситься в групповое сознание извне. В этом случае она обладает двойственной, диалектиче­ской природой: с одной стороны, чтобы укорениться в сознании данной группы, она должна вытекать из са­мой ее повседневной психологии и быть близкой, доступной и понятной для представителей группы. С дру­гой стороны, приходя извне, она сама формирует груп­повое сознание и влияет на групповую психологию, во многом направляя ее развитие.

Становление социально-групповой идеологии представляет собой, согласно идеальной схеме, само­произвольный, хотя и вполне объективно-исторически детерминированный процесс. По сути, это процесс от­бора наиболее характерных для бытия данной группы психологических элементов и тенденций из всей сово­купности случайных и противоречивых, носящих инди­видуальный характер компонентов психики. Он также включает их переработку и самоорганизацию в строй­ную систему социально-типичных представлений и ценностей, управляющих сознательным, целеустрем­ленным политическим поведением наиболее продвину­тых (то есть, уже обладающих групповым сознанием, на базе которого и усваивается групповая идеология) пред­ставителей данной большой социальной группы. Это и есть основные параметры содержания групповой идео­логии. В ходе данного процесса групповая идеология получает свой надындивидуальный статус и обретает особую форму существования — обладающие ей в боль­шей или меньшей степени члены группы являются всего лишь носителями и выразителями свойственно­го только группе в целом универсума групповой идео­логии.

В групповой идеологии выделяются три основных компонента. Во-первых, это ценности данной большой группы. Во-вторых, это основные нормы сознания, жизни и поведения группы. Наконец, в-третьих, это конкретные образцы поведения для представителей данной группы. Помимо этого, в качестве дополнитель­ных, некоторыми авторами сюда включаются также и социальные ориентации, и даже ролевые представ­ления.

В конечном счете, любая идеология представляет собой набор определенных ценностей и, соответственно, антиценностей (то, что группа считает ценным и, напротив, от чего отказывается, не считая ценным), норм (то, что считается нормальным и приемлемым) и конкретных образцов в виде примеров жизни и деятельности «героев» данной группы (от биографии Дж. Форда для американского капитализма, например, до портретов «пионеров-героев» П. Морозова, В. Дубинина и др. для советского социализма).

Социально-групповая идеология существует в форме политических программ, манифестов, наборов лозунгов. Носители и выразители (пропагандисты) групповой идеологии превращаются в профессио­нальных политических работников, занимающихся по­литикой от имени и в интересах данной большой со­циальной группы. Как правило, для распространения групповой идеологии создаются соответствующие по­литические инструменты: партии, движения, депутат­ские группы и т. д. Особую роль в распространении групповой идеологии играют средства массовой ин­формации — прежде всего, специально создаваемые данной группой и ее элитой.

 

ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ГРУППОВОГО СОЗНАНИЯ:

«ГРУППА В СЕБЕ» И «ГРУППА ДЛЯ СЕБЯ»

Диалектика развития социально-группового созна­ния и, на его базе, групповой идеологии как своего рода группового универсума рассматривается в соответствии с классической гегелевской формулой: от «группы в себе» — к «группе для себя» (у Ф. Гегеля это диалекти­ка превращения: «вещь в себе» — в «вещь для себя»).

«Группа в себе» — это такой уровень развития, когда группа в целом и ее представители, уже выпол­няя в обществе определенные функции и объективно существуя как влиятельный класс или определяющая страта в системе социально-экономических отноше­ний, еще не могут политически осознать этой роли и своего особого политического положения и действо­вать в соответствии с этим. Классический пример «группы в себе» — это буржуазия на закате феодаль­ного строя, когда реальные деньги уже принадлежа­ли, скажем, ростовщикам, а номинальная власть все еще была у обнищавших аристократов, по ночам хо­дивших к этим самым ростовщикам закладывать фа­мильные реликвии. Естественно, что рано или поздно у «группы в себе» начинает появляться желание стать «группой для себя» — то есть, так изменить социаль­ный и политический порядок, чтобы и номинальная по­литическая власть стала принадлежать тем, кому уже принадлежит реально власть экономическая — в дан­ном случае, новому буржуазному сословию, Тогда и на­чинается процесс превращения «группы в себе» в «группу для себя».

«Группа для себя» — это такой уровень развития, при котором группа или, по крайней мере, значитель­ная часть ее представителей уже осознают особенно­сти положения и роль своей группы в обществе, и на­чинают активно участвовать в социальных, прежде всего политических процессах, направленных на изме­нение общественного устройства в соответствии с по­требностями, интересами, ценностями данной группы. Например, постепенно готовят и, рано или поздно, осу­ществляют политический переворот — в рамках уже избранного примера, буржуазную революцию. Тогда взявшие власть представители новой большой социаль­ной группы меняют весь социально-политический по­рядок, создавая для своей группы наиболее удобные условия политического господства. «Группа для себя» создает и общественное устройство для себя, и политические структуры, институты — в целом, государст­во для себя. Соответственно, все это закрепляется в со­ответствующей правовой системе. Практически, вся динамика смены государственно-политических и пра­вовых устройств в истории человечества была и оста­ется сменой форм господства тех или иных больших социальных групп.

Теоретически, если продолжить формулу гегелев­ской диалектики, помимо этапов «группы в себе» и «группы для себя», возможен и третий этап — «груп­па для других». Согласно еще старой логике социа­листов-утопистов, это могло бы вести к появлению го­сударства «всеобщего благоденствия», когда некая большая социальная группа, осознав свою взаимозави­симость с другими социальными группами, отказалась бы от установления своего монопольного политическо­го господства и перешла к принципиально новому эта­пу построения «общенародного государства». Такая цель декларировалась марксистами в виде создания социального устройства для всех трудящихся классов с постепенным стиранием граней и различий между ними, сменяющего «диктатуру пролетариата» (пре­дельная форма господства «группы для себя») и ведущего, в перспективе, к самоуничтожению, в ходе этого процесса, пролетариата как класса, к полному отмиранию классов и государства как формы классово­го устройства общества. Однако такая схема так и осталась на уровне идеологических деклараций.

Практический переход к ней означал бы реальную многоукладность экономики, социальный плюрализм и подчинение политического государства гражданско­му обществу — то есть, ликвидацию монополии власти партийной элиты одной из больших социальных групп, к чему она оказалась не готова. На практике, ближе всего к таким идеям находятся социал-демократиче­ские идейно-политические конструкции.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 235 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.