Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психология политической элиты




Процессы политической социализации и полити­ческого участия выдвигают не только отдельных лиде­ров. В совокупности, они формируют целый слой поли­тически активных людей, который со временем, так или иначе, становится лидирующим (правящим, руководя­щим) для данного общества. Такой слой обычно имену­ется элитой или «правящим», «руководящим», «руля­щим классом» (от английского «ruling class»).

Понятие «правящий класс» впервые было введе­но югославским исследователем М. Джиласом для обозначения бюрократической номенклатуры совет­ского общества сталинского образца. Понятие «элита» происходит от латинского eligere и французского elite, что означает лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII века, это понятие употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. С XIX века применяет­ся к высшим социальным группам в системе социаль­ной иерархии. В социально-политических науках тер­мин получил распространение в XX веке.

«Элита» — центральное понятие так называемых элитарных теорий общественно-политического разви­тия, считающих, что любая социальная структура включает высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития нау­ки и культуры (творческие функции), и остальную массу населения, выполняющую нетворческие, репро­дуктивные функции. Предтечами современных тео­рий элит были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше и др. В качестве относительно целостной системы взглядов, теории элиты были сформулированы в начале XX века такими авторами как В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс и др. Общая суть теорий элит заключалась в том, что они пытались свести все политические процессы к взаимодействию элит. Тогда понятие элиты становилось самодостаточным, и подменяло все прочие (типа классов, групп и т. д.). Как верно писали американские исследователи: «Если «Манифест коммунистической партии» провозглашает, что история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы клас­сов, то кредо элитаристов заключается в том, что ис­тория до сих пор существовавших обществ была ис­торией борьбы элит»[82].

Определения элиты в разных концепциях достаточ­но неоднозначны. В. Парето называл элитой людей, по­лучивших «наивысший индекс» в сфере своей деятель­ности. Г. Моска считал элитой наиболее активных в политическом отношении людей, ориентированных на власть— «организованное меньшинство общества». X. Ортега-и-Гассет подразумевал под элитой людей, пользующихся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, а также обладающих интеллекту­альным или моральным превосходством над массой, «наивысшим чувством ответственности». А. Этциони имел в виду людей, обладающих «позициями власти». Т. Дай называл элитой лиц, обладающих формальной властью в организациях и политических институтах, чем и определяющих социальную жизнь. Л. Фройнд — «бого вдохновленных личностей», обладающих харизмой. А. Тойнби — «творческое меньшинство» общества, в противоположность «нетворческому большинству», то есть сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества. Соответ­ственно, он подразделял политическую, экономиче­скую, культурную и др. элиты.

Наиболее психологичным представляется понима­ние политической элиты, предложенное Дж. Хигли. С его точки зрения, главное заключается не в постах и должностях, занимаемых людьми, относимыми к элите. Ее сущность — возможность влиять на приня­тие политических решений, даже не занимая таких формальных постов, и критиковать правящий режим, не слишком рискуя при этом быть репрессированны­ми. То есть, это неформальный слой членов общества, обладающих таким авторитетом, который вынуждает власти считаться с их мнением даже тогда, когда это мнение противоречит позициям властей. В этом смысле, элита — не то же самое, что «рулящий класс». В по­следний попадают, выдвигаясь на те или иные посты, занимая некоторые формальные позиции, прежде все­го, в бюрократической иерархии. В элиту же попада­ют на основании личных достоинств, неформальных связей и лидерских качеств, проявляющихся в соци­ально-политически значимых сферах. Образно говоря, «правящий класс» — это иерархия «кресел», тогда как элита — это собрание имен.

В значительной степени, принадлежность к элите определяется не столько общественным признанием, сколько основанным на таком признании личном са­моощущении входящих в элиту людей. Это своего рода «кадровый резерв» политических лидеров для обще­ства (или, иногда, ее еще именуют «политическим от­стойником», что в принципе означает почти одно и то же). Формально, элите противостоит «контрэлита» (ли­деры оппозиционных движений), хотя психологически между ними существует немало общего, что периоди­чески может порождать миграционные процессы, ко­гда те или иные персоны перемещаются из элиты в контрэлиту и наоборот.

Представителей элиты в таком понимании харак­теризует высокий уровень личной политической куль­туры, глобальность восприятия и оценок происходяще­го, способность к быстрому и глубокому осмыслению, включая предвидение последствий, динамизм полити­ческого поведения, а также развитое чувство ответст­венности за происходящее в социально-политической сфере. Как правило, элита подчеркнуто «личностна» и не «индивидуалистична», ей свойственен корпоратив­ный дух, хотя, одновременно, присущи и достаточно выраженные, а подчас просто жесткие межличност­ные конкурентные отношения. Каждый отдельный представитель элиты — реальный или потенциальный лидер, однако всех их соединяет понимание того, что собственный лидерский потенциал можно реализовать только при общем сохранении определенных «правил игры» и, главное, существующей социально-политиче­ской системы в целом. Элита — это, в определенной степени, неформальный коллективный лидер общест­ва и его политического строя.

Политическая элита — это те самые «гладиаторы», о которых Л.В. Милбрайт писал: «...Это люди, особен­но хорошо подготовленные для того, чтобы управлять окружающими. Они чувствуют свою компетентность, знают себя и доверяют своим знаниям и способностям, их «я» достаточно сильно, чтобы выдерживать удары, они не отягощены грузом сомнений и внутренних конфликтов, умеют контролировать свои импульсы, они сообразительны, общительны, склонны проявлять свою индивидуальность, ответственны. Хотя у них может появиться желание доминировать над другими и манипулировать ими, но такие склонности не про­являются у них сильнее, чем у людей, выступающих в других ролях. Гладиаторы способны добиться славы в политической борьбе и достаточно уверены в себе, чтобы выдерживать хитросплетения партийной поли­тики. Политическая жизнь далеко не гостеприимное место для индивидов, неуверенных в себе, робких и замкнутых, для людей, не обладающих сильной верой в свои возможности успешно справляться с собствен­ным окружением»[83].

Элита — образование, операционально не фикси­руемое. Это, в значительной мере, виртуальная груп­па. Тем не менее, по косвенным проявлениям элиты подразделяются на консолидированные и неконсоли­дированные, ответственные и безответственные, эгои­стичные и неэгоистичные. Политическая психология элит, в значительной мере, определяет политическую психологию всего общества, однако, безусловно, не подменяет ее полностью. Всякий политический строй пытается формировать собственную элиту, необходи­мую ему для более эффективного осуществления вла­сти. Однако подчеркнем: политическая элита не явля­ется ситуационным образованием. Это совокупное порождение всех рассмотренных выше процессов политической социализации и политического участия.

 

NB

1. Политическая психология отдельной личности — одна из ключевых и, вместе с тем, мало разработанных проблем. Это связано с долгим доминированием объ­ектного подхода, подчинявшего личность политиче­ским институтам и стремившегося строить «объектив­ную», то есть, надличностную политическую науку — науку о «Левиафане». Однако последние десятилетия убедительно показали роль отдельной личности в по­литике на всех ее уровнях, что вызвало возрождение субъектного подхода, опирающегося на понятие «ин­тереса», которым руководствуются люди, вступая или не вступая в политические отношения.

2. Политическая социализация — это процесс включе­ния индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политиче­ской культуре. Это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, пре­вращение его в личность гражданина. В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя. рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма со­хранения политических ценностей и целей системы, сохраняет преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. В про­цессе политической социализации происходит станов­ление личности гражданина — члена данной полити­ческой системы. Механизмы политической социализации функциопи руют на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном (внутриличностном) уровнях Политическая социализация включает ряд возрастных этапов и стадий, причем политические структурь личности развиваются на разных стадиях неравномер­но. Принято разделять три основные системы поли­тической социализации: 1) прямая целенаправленная социализация, 2) стихийная социализация, 3) самовоспитание и самообразование. Особый случай представ­ляет собой ресоциализация при кризисах политиче­ской системы. Возможны три основных варианта политической социализации: политическая активность, политическая пассивность и политическое от чуждение.

3. Достигаемая в ходе политической социализации по­литическая активность реализуется в политическом участии граждан. Под политическим участием пони­мается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятель­ности людей, которое служит одним из средств вы­ражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения. в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. Наиболее развитым типом такой политической общности является государст­венно-организованное общество. В основе политического участия могут лежать раз­ные психологические мотивы. В целом, выделяются мотивы интереса и привлекательности политики как сферы деятельности; познавательные мотивы; мотив достижения власти над людьми; идеологические мо­тивы; мотивы преобразования мира; традиционные мотивы; меркантильные мотивы; а также ложные псевдомотивы. Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. Обычно принято выделять «мобильные» (активные) и «иммобильные» (пассивные) формы политического участия.

4. Наиболее активные формы политического участия свойственны лидерам. Политический лидер — это глава, формальный или неформальный руководитель («вождь») государства, политической группы (группировок), общественно-политической организации или движения. Как правило, это ведущее лицо поли­тического процесса, осуществляющее объединение и сплочение политических сил, задающее направление деятельности государственным и общественно-поли­тическим институтам, политическим движениям. Это лицо, во многом определяющее особенности полити­ческого курса. Политический лидер осуществляет следующие ос­новные функции: 1) определение целей, 2) обеспе­чение ведомых средствами достижения этих целей, 3) помощь ведомым в их действиях и взаимных от­ношениях, 4) сохранение целостности группы. То есть, лидер планирует, делегирует, координирует и контролирует — выполняет законодательную, ис­полнительную и судебную функции. Основной политико-психологической характеристи­кой лидера является авторитет — влияние, которым он пользуется в силу определенных качеств или обстоя­тельств. Стержнем политической психологии лидера является свой политический «образ» («схема», «мо­дель») мира, связанный с сильным волевым стремле­нием утвердить этот образ в реальности. В структуре этого образа центральное место занимает образ само­го себя, представления о личном пространстве и вре­мени, индивидуальные нормы и ценности, а также представления о других людях, объектах и явлениях, иерархически выстроенные в соответствии с их лич­ностной значимостью для лидера и достижения его главного мотива — реализации своего образа мира. Отношения лидера с ведомыми строятся по схеме «доминирование — подчинение». Психологическое доминирование осуществляется за счет особых ме­ханизмов, среди которых выделяются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основные личностно-психологические черты лидера, в целом, — это особенности образа самого себя и «пси­хологического образа» жизни как способа структури­рования психологического пространства личности, требующие и/или позволяющие регулировать отноше­ния доминирования-подчинения. Они проявляются на пяти основных уровнях: 1) биологическом (пол, воз­раст, состояние здоровья, особенности темперамента и т. д.), 2) психологическом (особенности эмоциональ­но-волевой сферы, памяти, способностей, характера), 3) социально-психологическом (цели, ценности, инте­ресы, мотивы, мировоззрение, установки, отношения и т.д.), 4) политико-психологическом (политическая социализация, политические ценности, политический выбор, политические нормы, образцы политического поведения), 5) социальном (основные общесоциальные позиции и взгляды лидера).

5. Процессы политической социализации и политиче­ского участия выдвигают не только отдельных лиде­ров. В совокупности, они формируют целый слой по­литически активных людей, который со временем становится лидирующим (правящим, руководящим) для данного общества. Такой слой обычно именует­ся политической элитой. С психологической точки зрения, главное заключается не в постах и должностях, занимаемых людьми, относимыми к элите. Ее сущность — возможности влиять на принятие политических решений, даже не занимая таких формальных постов, и критиковать правящий режим, не слишком рискуя при этом быть репрессированной. То есть. это неформальный слой обладающий таким авторитетом, который вынуждает власти считаться с его мнением, даже когда это мнение противоречит позициям властей. Элита — ни синоним «правящего класса». В последний попадают, занимая формальные позиции в бюрократической иерархии. В элиту попадают на основании личных достоинств, неформальных связей и лидерских ка­честв. Если «правящий класс» — это иерархия «кре­сел», то элита — собрание имен. В значительной степени, принадлежность к элите оп­ределяется не столько общественным признанием, сколько основанным на таком признании личном са­моощущении входящих в нее людей. Это своего рода «кадровый резерв» лидеров для общества. Представи­телей элиты характеризует высокий уровень личной политической культуры, глобальность восприятия и оценок происходящего, способность к быстрому и глубокому осмыслению происходящего, включая предвидение последствий, динамизм политического поведения, а также развитое чувство ответственности за происходящее в социально-политической сфере. Элиты подразделяются на консолидированные и не­консолидированные, ответственные и безответствен­ные, эгоистичные и неэгоистичные.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 204 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.