Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истоки политической психологии в России




В России в истории науки также были определен­ные политико-психологические традиции, хотя не слишком сильные и многочисленные. Случилось так, что круг подобных проблем, в силу особенностей на­ционального менталитета и, соответственно, особен­ностей национальной науки, не относился к сфере последней. Вообще, гуманитарная наука как таковая отсутствовала в России практически до XX века (если, конечно, вообще можно считать гуманитарной наукой то, что появилось и развивалось в рамках ортодок­сального марксизма-ленинизма). В подобных случаях принципиально важные для общества функции ос­мысления гуманитарных проблем принимает на себя художественная литература. Действительно, если внимательно посмотреть, то мы обнаружим огромное коли­чество политико-психологических проблем у Л.Н. Тол­стого, Ф.М. Достоевского, даже у А.С. Пушкина в его «Борисе Годунове» или «Капитанской дочке». Разуме­ется, это представляет собой совершенно отдельный пласт проблем, заслуживающий совершенно особого внимания и тщательного рассмотрения. Пока же мы можем лишь бегло обратить внимание на то, что поли­тико-психологические проблемы активнейшим образом развивались, начиная от А.С. Пушкина, в русской ли­тературе — причем не только в прозе, а даже в русской поэзии. Причем не только в тенденциозных поэмах В.В. Маяковского типа «Владимир Ильич Ленин», но и, скажем, в совершенно иной по складу поэме С.И. Есе­нина «Пугачев».

На фоне такого мощного интеллектуального слоя значительно менее убедительно выглядели попытки рассмотрения политико-психологических проблем в собственно научных рамках. Внимательнейший анализ позволяет назвать всего лишь несколько достойных имен. Так, Н.К. Михайловский в своей теории «героя» и «толпы» объяснял взаимоотношения лидера и масс своеобразными «рефлексами подражания» — в целом, следуя в данном вопросе за Г. Тардом, Ш. Сигеле и Г. Лебоном. Здесь Н.К. Михайловский был мало ори­гинален. Вождь-гипнотизер, согласно Н.К. Михайлов­скому, как бы превращает толпу в «человеческие ав­томаты», готовые следовать за ним, куда бы то ни было[64].

В противоположность этим взглядам, жестко спо­ря с ними, известный русский врач-физиолог, иссле­дователь мозговых процессов В.М. Бехтерев отмечал, что во времена смут и потрясений совсем не «герой» определяет политическое поведение масс. В такие пе­риоды ими движут особые «коллективные рефлек­сы». Именно в толпе, считал Бехтерев, люди уподоб­ляются животным и действуют рефлекторно[65]. Так или иначе, но рефлексологическая политическая пси­хология представляла собой нечто по крайней мере новое даже на фоне значительно более развитой за­падной науки.

Подчеркнем значительный вклад российских ме­диков и физиологов в изучение психологических про­блем политики. Они внесли и свой вклад в развитие жанра политического портрета. Так, в России начала XX века широкой популярностью пользовалась книга психиатра П.И. Ковалевского «Психиатрические этю­ды из истории». В ней была представлена целая серия портретов политических деятелей от царя Давида до Петра I, от А.В. Суворова до пророка Мохаммеда, от Жанны д'Арк до Наполеона[66], Учитывая сильный пси­хиатрический уклон в анализе автора, мы не будем подробно анализировать здесь эту книгу, хотя и от метим ее определенный интерес. Как и интерес кни­ги автора того же времени Г.И. Чулкова о русских им­ператорах, где приведена целая серия талантливых уже сугубо психологических портретов ряда россий­ских правителей[67].

Некоторые достижения можно отметить и в рос­сийской исторической науке. Так, в частности, В.0. Ключевский первым дал сравнительно развернутый анализ влияния массовой психологии — в частности, феномена массовых настроений, на раз­витие динамичных политических процессов и кри­зисных ситуаций. Тем самым, он заложил основы политико-психологического понимания российской истории. Психологические факторы и их роль были особенно очевидны В.О. Ключевскому в ходе серьез­ных политических сдвигов и потрясений. Например, по В.О. Ключевскому, знаменитая «смута» начала XVII века создала особые предпосылки для жизни об­щества. «Во-первых, прервалось политическое преда­ние, старый обычай, на котором держался порядок в Московском государстве». Во-вторых, «Смута поста­вила государство в такие отношения к соседям, кото­рые требовали еще большего напряжения народных сил для внешней борьбы», чем раньше. «Отсюда, из этих двух перемен, вышел ряд новых политических понятий, утвердившихся в московских умах, и ряд новых политических фактов...». Говоря современным языком, произошел серьезный сдвиг в политической культуре тогдашнего российского общества. «Преж­де всего, из потрясения, пережитого в Смутное вре­мя, люди Московского государства вынесли обиль­ный запас новых политических понятий, с которыми не были знакомы их отцы... Это и есть начало поли­тического размышления». Одним из таких вновь появившихся понятий, например, было «настроение общества»: «...внутренние затруднения правительст­ва усиливались еще глубокой переменой в настрое­нии народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом»[68]. Это общество, по убеждению В.О. Ключевского, за четырнадцать лет Смуты осоз­нало главное: «Государство может быть и без госу­даря».

На рубеже XIX—XX веков отдельные политико-пси­хологические проблемы рассматривал в своих трудах Г.В. Плеханов. Затем наступило время участников фев­ральской революции 1917 г. Развитие российской поли­тической культуры и, в частности, особенности русского политического сознания пытался проследить в своих ра­ботах П.И. Милюков[69]. Примерно тот же исторический опыт анализировал с психологической точки зрения из­вестный больше как социолог П.А. Сорокин.

В дальнейшем, значительный набор политико-пси­хологических идей был не только высказан, но и реали­зован на практике В.И. Лениным и его соратниками в ходе революции 1917 г., а также предшествовавшего ей и, главное, последовавшего после нее периода. Можно по разному относиться к идеологическим взглядам В.И. Ленина (в частности, выше мы уже приводили при­мер достаточно убедительной критики социализма и его «апостолов» Г. Лебоном), однако нельзя закрывать гла­за на главное. В.И. Ленин и элита большевистской партии сумели в сложнейших условиях показать себя исключительными политологами-практиками. В частно­сти, сам В.И. Ленин, будучи политиком значительной силы, успевал еще и своевременно рефлексировать свои политические действия. В этом, аналитическом плане, серьезное изучение практического политико-психоло­гического наследия В.И. Ленина еще впереди — после того, как спадет идеологический ажиотаж вокруг его имени.

Однако уже к концу 20-х гг. прошлого века, через десяток лет после октябрьской (1917 г.) революции все российские исследования по политической психологии практически были свернуты. Они практически прекра­тились и были возрождены лишь в начале 80-х годов. Причины этого понятны: тоталитарный режим не нуж­дался ни в знании, ни в учете человеческой психоло­гии — ее заменяла единообразная идеология. Обратим внимание на ряд любопытных фактов. Во-первых, все современники, описывая события 1917 г., используют термины «восстание» и «переворот». Термин «рево­люция» встречается в единичных, чисто пропаган­дистских случаях (публичные выступления самого В.И. Ленина). Он появляется в сравнительно широком употреблении новой элиты только с 1920 г. Во-вторых, официально до середины 20-х годов, отмечались две даты: годовщина февральской демократической револю­ции и октябрьского вооруженного восстания. Затем от­мечать годовщины февральских событий перестали, а слово «революция» в сочетании с прилагательным «со­циалистическая» стало относиться исключительно к октябрьским событиям. Наконец, в-третьих, в конце 20-х годов появился эпитет «Великая». Так и возникла «Ве­ликая октябрьская социалистическая революция» — уже не как реальное событие, а как феномен массового политического сознания. Это всего лишь один пример вполне эффективного практического использования политической психологии правящими кругами России того времени.

Как уже говорилось в одной из предыдущих глав, следующий этап развития политической психологии в России начался только во второй половине 80-х гг. Это было связано с ревизией монополии марксистских взглядов на социально-политическое развитие, а так­же с нараставшей потребностью общества узнать по­больше о самом себе. Так начала развиваться уже рас­сматривавшаяся выше «психология политики».

На современном этапе, российская политическая психология постепенно становится частью мировой политической психологии. Опыт психологического осмысления последних лет российской истории, тех крупномасштабных социально-политических реформ, которые пережило и продолжает переживать россий­ское общество, представляют собой уникальный мате­риал. Уже началось и, видимо, будет продолжаться в дальнейшем его совместное освоение российскими и западными исследователями — в частности, в рамках концепций модернизации политической культуры, политического сознания и самосознания, а также мо­дели «политического человека» в целом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 177 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2242 - | 2161 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.