Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Происхождение четырех медицинских Тантр




Что касается того, как возникли основные четыре меди­цинских текста, то в самые древние времена в наш мир со­шел Будда Врачевания и проявил двенадцать деяний будды, включая обретение просветления и проповедь ученикам. Он предсказал, что в будущем в Индии ради своих учеников явится четвертый будда, Будда Шакьямуни, в облике Будды врачевания.

Позднее, когда Будда Шакьямуни явил себя как Будда Врачевания, из его сердца вышел Акшобхья; из макушки —Вайрочана; из горла — Амитабха, который попросил дать учение; из пупка — Ратнасамбхава; а из тайного места - Амогхасиддхи. Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава и Амо-гхасиддхи проповедовали четыре медицинские тантры; од­нако же в действительности эти учения раскрыл сам Будда Врачевания, принявший облик этих будд четырех семейств. «Коренной тантре» учил Акшобхья, «Объяснительной тантре» — Вайрочана, «Тантре устных наставлений» — Рат­насамбхава и «Последней тантре» — Амогхасиддхи. Ами­табха, который являет собой сущность различающей мудро­сти, просил о даровании каждого из этих учений. То есть Будда Врачевания сначала излучил из себя Амитабху, кото­рый попросил его дать учение. В ответ на эту просьбу были явлены остальные четыре будды, после чего они дали соот­ветствующие учения. Как и в Гухьясамаджа-тантре, здесь вопрошающий и отвечающий — одно и то же существо.

СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТАНТР

«Коренная тантра» состоит из шести разделов, причем главной начальной темой является здоровое тело.9 Оно на­зывается обычным неизмененным телом, и это подразу­мевает, что три жизненных начала — «ветер», «желчь» и «слизь» — не выступают в качестве непосредственных при­чин болезней. Тем не менее, болезнь всегда естественным образом присутствует в дремлющей форме; просто не на­ступили обстоятельства, способствующие ее проявлению. Следовательно, три жизненных начала находятся в состоя­нии равновесия, которое еще не нарушено.

Важно помнить, что три жизненных начала имеются у всех живых существ, выступая в качестве факторов, поддер­живающих доброе здоровье, когда их равновесие не нару­шено, и в качестве причин болезней, когда их равновесие

нарушилось. Таким образом, они действуют двояко: одни и те же три начала в состоянии равновесия осуществляют жизнедеятельность здорового тела, помогая сохранять хо­рошее самочувствие, а в случае нарушения их равновесия превращаются в причины телесных и душевных болезней.

В разделе о здоровом теле в «Коренной тантре» речь идет главным образом об этих трех жизненных началах, в каж­дом из которых имеется пять разновидностей, а также о функциях всех пятнадцати разновидностей. Это самая важ­ная тема в тибетской медицине. В этом же разделе даются объяснения о деятельности пяти «ветров», пяти «желчей» и пяти «слизей», когда, находясь в неуравновешенном состоя­нии, они вызывают недуг. В «Коренной тантре» также крат­ко говорится о симптомах болезней и методах исцеления, а также кратко упоминаются вопросы, подробно обсуждае­мые в других трех тантрах.

Первые семь глав второго текста, «Объяснительной тан­тры», посвящены формированию эмбриона, развитию пло­да, рождению и дальнейшим этапам существования орга­низма вплоть до его смерти. В них также рассматривается функционирование пяти видов «ветра», «желчи» и «слизи», которые находятся в равновесии и обеспечивают сохране­ние здоровья, — как они действуют в отдельности и каковы их общие качества. Эти семь глав завершаются описанием процесса и признаков смерти, наступающей как вследствие болезни, так и по другим причинам.

В следующих трех главах рассматриваются причины, условия и классификация болезней. Условия — это те фак­торы, из-за которых причина проявляется в виде той или иной болезни. Это означает, что, несмотря на наличие при­чины, если нет условий, болезнь не проявится. Затем дается подробная классификация болезней, которая завершается описанием характерных черт разных типов болезни.

В следующих главах дается описание вкуса различных дарственных ингредиентов, их силы и воздействия после переваривания. Вкус ингредиентов лекарств является важ­ным показателем их способности противостоять болезням. После обсуждения силы ингредиентов с точки зрения их вкуса в этих главах дается подробное описание того, как дей­ствуют лекарства с различным вкусом и силой. В конце го­ворится о силе лекарств, проявляющейся после переварива­ния, каким образом они действуют после завершения про­цесса пищеварения. Действие лекарственных препаратов несколько отличается в период до переваривания, во время процесса пищеварения, а затем после переваривания, когда они усваиваются организмом.

После этого следует обсуждение лечения с точки зрения питания и образа жизни, причем эти факторы считаются жизненно важными как для поддержания доброго здоровья, так и для увеличения продолжительности жизни. Говоря о питании, указывают, каким образом следует принимать пищу, каково должно быть ее количество и что значит не­правильное питание. Затем идут главы об образе жизни: о повседневном поведении, о поведении в зависимости от условий, например от времени года, и о постоянных прави­лах поведения.

Затем имеется раздел о методах продления жизни: как со­хранять здоровье, поддерживая равновесие жизненных на­чал и тем самым избегая болезней. Есть также раздел о ме­тодах, используемых для лечения различных видов наруше­ний, и, наконец, последний раздел посвящен нравственным принципам, которых должен придерживаться врач, занима­ясь своей профессиональной деятельностью. В нем говорится о врачебном долге, о том, как врач должен относиться к пациентам, и т. д. Всего в «Объяснительной тантре» трид­цать глав. Третий текст, «Тантра устных наставлений» со­стоит из пятнадцати основных разделов, разбитых на девя­носто две главы. Здесь рассматривается сто одна болезнь, связанная с нарушением равновесия «ветра», «желчи» и «сли­зи»: причины и условия каждого из этих нарушений, симптомы, лечение, заключающееся в соблюдении предписывае­мой для данного нарушения диеты и правил поведения, а также лекарственные средства, назначаемые в том случае, когда не удается добиться выздоровления одним лишь со­блюдением диеты и правильного поведения. В конце обсуж­даются дополнительные методы лечения, используемые, если лекарственные средства не дают нужного эффекта.

«Последняя тантра» состоит из четырех разделов, разби­тых на двадцать пять глав. В первом разделе рассматривает­ся диагностика, причем в первых двух главах описываются урино- и пульсодиагностика. Второй раздел посвящен при­готовлению лекарств — пилюль, порошков, сиропов, высу­шенных препаратов, лечебных масел и т. д. — с объяснени­ем их природы, силы и других особенностей. После чего идет третий раздел, в котором обсуждаются успокаивающие, или облегчающие, лекарства — слабительные и рвотные, — а затем такие виды лекарств, которые действительно устра­няют или полностью побеждают болезни. Последним идет раздел, посвященный дополнительной терапии в мягкой и жесткой форме, которую применяют, если прописанные первоначально лекарства на основе трав не помогают, а так­же как профилактическое средство. Сюда относится прижи­гание, акупунктура, хирургия и т. п.

Таково краткое содержание четырех основополагающих текстов по медицине. Ниже мы обсудим соответствующие разделы и главы несколько более подробно.

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БОЛЕЗНЕЙ

Что же самое главное во всех этих многочисленных темах? В основе всякой болезни лежит неведение — именно в нем коренятся суть и причина всех болезней. От неведения про­истекает омраченность, из-за которой мы не осознаём оши­бочности ущербных состояний ума и вместо того порожда­ем в себе желание, приводящее ко множеству неблагих дел и накапливанию дурной кармы. Точно так же омраченность приводит и к ненависти, выражающейся, например, в гру­бых словах, оскорблениях и нападках на других людей. Подобным же образом зависть порождает бессмысленное соперничество, а гордость побуждает нас смотреть на дру­гих свысока.

Короче говоря, три основные пагубные эмоции, называ­емые тремя ядами, — это желание, ненависть и омрачен-ность. От омраченности, качества которой — тяжесть, ту­пость и мутность, проистекают болезни «слизи», ведь «слизь» тяжелая и вязкая. От желания, природа которого состоит в склонности ума увлекаться, возникают все виды болезней «ветра», ведь природа «ветра» — легкость и подвижность. Поэтому желание порождает болезни «ветра». Ненависть сродни огню; от нее происходят болезни «желчи», а также болезни «крови-желчи».

Корень всего этого — безначальное неведение. Его сила удерживает нас в круге бытия, в бесконечном круговороте рождения, старения, болезней и смерти. Неведение следует за нами, будто тень, а потому, даже если мы думаем, что для болезни нет никаких причин, даже если считаем, что совер­шенно здоровы, в действительности у нас с безначальных времен присутствует главная причина болезни.

Часть первая

ТЕЛО

Рис. 2. Центральная часть древа медицины, корень тела

КОРЕНЬ ТЕЛА

2 ствола, 12 ветвей, 88 листьев, 2 цветка, 3 плода.

Ствол здорового тела

1. Ветвь жизненных начал:

1) «ветер», поддерживающий жизнь;

2) восходящий «ветер»;

3) всепроникающий «ветер»;

4) «ветер», сопровождающий огонь;

5) «ветер», опорожняющий вниз;

6) пищеварительная желчь;

7) «желчь», придающая цвет;

8) определяющая «желчь»;

9) зрительная «желчь»;

10) «желчь», придающая лоск коже;

11) поддерживающая «слизь»;

12) расщепляющая «слизь»;

13) ощущающая «слизь»;

14) удовлетворяющая «слизь»;

15) соединяющая «слизь».

2. Ветвь телесных составляющих:

1) питательный сок;

2) кровь;

3) мышцы;

4) жир;

5) кости;

6) костный мозг;

7) воспроизводящая жидкость.

3. Ветвь продуктов выделения:

1) кал;

2) моча;

3) пот.

Два цветка:

1) свобода от болезней;

2) долгая жизнь.

Три плода:

1) религиозная практика;

2) благосостояние;

3) счастье.

Ствол больного тела

1. Ветвь причины:

1) желание (павлин);

2) ненависть (змея);

3) омраченность (свинья).

2. Ветвь условий:

1) время / время года;

2) духи;

3) питание;

4) образ жизни.

3. Ветвь вторжения:

1) кожа;

2) мышцы;

3) сосуды;

4) кости;

5) жизненно важные (плотные) органы;

6) полые органы.

4. Ветвь местоположения:

1) мозг (верх тела);

2) диафрагма (середина тела);

3) бедра, основание позвоночника (низ тела).

5. Ветвь путей распространения болезни:

Болезни «ветра»:

1) кости;

2) уши;

3) кожа;

4) сердце, канал жизни;

5) толстый кишечник.

Болезни «желчи»:

6) кровь;

7) пот;

8) глаза;

9) печень;

10) желчный пузырь и тонкий кишечник.

 Болезни «слизи»:

11) питательный сок;

12) кал, моча;

13) легкие, селезенка и почки;

14) желудок, мочевой пузырь;

15) нос, язык.

6. Ветвь времени возникновения:

1) старость;

2) зрелость;

3) детство;

4) холод (ветер);

5) сухость (жар);

6) влажность;

7) лето (сезон дождей);

8) осень;

9) весна.

7. Ветвь смертельного исхода:

1) исчерпание срока жизни, карма, заслуги;

2) болезнь, ухудшающаяся несмотря на лекарства;

3) неэффективность диеты, правильного поведения, лекарств, дополнительной терапии;

4) ранение жизненно важных органов;

5) разрыв непрерывного течения «ветра» в централь­ном канале;

6) неизлечимые болезни жара;

7) неизлечимые болезни холода;

8) невосприимчивость телесных составляющих к ле­карствам;

9) жизненная сила похищена духами.

8. Ветвь побочных эффектов:

1) увеличение «желчи» вследствие облегчения болез­ни «ветра»;

2) увеличение «слизи» вследствие облегчения болезни «ветра»;

3) увеличение «желчи» вследствие безуспешного лече­ния «ветра»;

4) увеличение «слизи» вследствие безуспешного лече­ния «ветра»;

5) увеличение «ветра» вследствие облегчения болезни «желчи»;

6) увеличение «слизи» вследствие облегчения болезни «желчи»;

7) увеличение «ветра» вследствие безуспешного лече­ния «желчи»;

8) увеличение «слизи» вследствие безуспешного лече­ния «желчи»;

9) увеличение «ветра» вследствие облегчения болезни «слизи»;

10) увеличение «желчи» вследствие облегчения болез­ни «слизи»;

11) увеличение «ветра» вследствие безуспешного лече­ния «слизи»;

12) увеличение «желчи» вследствие безуспешного лечения «слизи».

9. Ветвь обобщения:

1) холод («ветер», «слизь»);

2) жар (кровь, «желчь»).

 

III

ОБРАЗ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕЛА

Выше упоминалось, что «Четыре тантры», являющиеся основными руководствами тибетской медицины, изучают с помощью наглядных пособий в виде деревьев, называе­мых «Изображение древ медицины». 10 Имеется три корня, от которых произрастают девять стволов с сорока двумя ветвями, на которых имеется двести двадцать четыре листа, а также два цветка и три плода.

Первый из трех корней называется «образ существова­ния тела» 11. Он расходится на два ствола, причем первый называется стволом здорового тела, пребывающего в нор­мальном, уравновешенном состоянии, а второй ствол — нездорового тела, или больного тела, пребывающего в не­уравновешенном состоянии. 12

Обычно при объяснении этих древ все три корня объе­диняют вместе, затем идут объяснения всех девяти стволов, потом — сорока двух ветвей, двухсот двадцати четырех ли­стов и, наконец, двух цветков и трех плодов. Однако для луч­шего понимания я буду объяснять отдельно каждый корень с соответствующими ему стволами, ветвями и листьями, сна­чала кратко, а затем более подробно. Тогда вам будет легче понять основополагающий принцип тибетской медицины.

ЗДОРОВОЕ ТЕЛО

Первый корень, образ существования тела, имеет два ствола: ствол здорового тела и ствол больного тела. У ствола здорового тела три ветви: жизненные начала, телесные составляющие и продукты выделения.

Жизненные начала

У ветви жизненных начал здорового тела три побега: «ве­тер», «желчь» и «слизь». В здоровом теле три жизненных на­чала — «ветер», «желчь и «слизь» — уравновешены и как таковые не способствуют возникновению болезни. Ведь на­ходясь в состоянии равновесия, эти три начала поддержива­ют и укрепляют здоровье. Но как только равновесие нару­шается, они становятся причинами заболеваний. Здесь же, в качестве ветви ствола здорового тела, они находятся в со­стоянии равновесия.

«Ветер» бывает пяти видов: «ветер», поддерживающий жизнь; восходящий «ветер»; всепроникающий «ветер» (су­ществующий во всех частях тела); «ветер», сопровождающий огонь (или пищеварительный «ветер»), и «ветер», опорож­няющий вниз. 13 Таковы пять главных видов «ветра», или энергетических потоков, имеющихся в теле.

«Желчь» тоже бывает пяти видов: пищеварительная желчь; «желчь», придающая цвет; определяющая «желчь»; зрительная «желчь» (которая позволяет видеть); и «желчь», придающая лоск.

Есть и пять видов «слизи»: поддерживающая «слизь»; рас­щепляющая «слизь»; ощущающая «слизь» (ощущающая вкус); удовлетворяющая «слизь»; и соединяющая «слизь».

Эти пятнадцать видов жизненных начал присутствуют в каждом живом существе; они служат факторами, благодаря которым организм функционирует, — питают тело и позво­ляют ему осуществлять разнообразную деятельность в за­висимости от требований. Хотя, по сути, каждое живое су­щество больно в силу одного лишь факта наличия у него неведения, болезни не проявляются, если пятнадцать видов жизненных начал находятся в равновесии. Если же их равно­весие нарушается, то одни из них увеличиваются, а другие 

уменьшаются, вследствие чего проявляется болезнь. Эти жиз­ненные начала — пятнадцать листьев ветви жизненных на­чал, отходящей от ствола здорового тела.

Телесные составляющие

Следующая ветвь ствола здорового тела называется вет­вью телесных составляющих, а ее листья — это семь видов физических основ, из которых складывается тело: питатель­ный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и вос­производящая жидкость. Каждая из этих составляющих слу­жит источником той составляющей, которая следует за ней. Говоря в общих чертах, перевариваемая пища разделяется на очищенную и неочищенную часть, причем очищенная часть и есть питательный сок. Он поступает в печень, где превращается в кровь. Кровь в свою очередь производит мышцы, которые порождают жир, а тот превращается в кости, дающие костный мозг — исходный материал для воспроизводящей жидкости. В ходе полного процесса пи­щеварения разделение на очищенную и неочищенную час­ти происходит неоднократно.

Продукты выделения

На третьей ветви ствола здорового тела, ветви продуктов выделения, имеется три листа: кал, моча и пот. В тексте по­дробно объясняется, как они вырабатываются.

Таким образом, на первом стволе произрастает двадцать пять листьев: пятнадцать листьев на ветви жизненных на­чал, семь листьев на ветви телесных составляющих и три листа на ветви продуктов выделения. Для каждого из них требуются подробные объяснения, теперь же я только сооб­щаю их названия.

Если тело свободно от болезней и пользуется долголети­ем, можно обрести три плода доброго здоровья: успешную религиозную практику, благосостояние и счастье. Таким образом, два цветка — свобода от болезней и долголетие, — созревая, приносят эти три плода.

НЕЗДОРОВОЕ ТЕЛО

Второй ствол, отходящий от корня тела, это тело, пора­женное болезнью. Он имеет девять ветвей. Первая — это ветвь причины. Вторая — ветвь условий, причем условия — это факторы, способствующие созреванию причины или проявлению ее как болезни.

Третья ветвь, ветвь вторжения, — это стадии, через кото­рые болезнь развивается и распространяется по различным частям тела, когда условия способствуют созреванию при­чины. Войдя в тело через эти различные входы, болезнь за­тем локализуется в определенных областях; таким образом, четвертая ветвь — это ветвь локализации, или местопребы­вания, болезни, где она поселяется после внедрения в тело. Здесь подробно описывается локализация болезней с преоб­ладанием «ветра», «желчи» или «слизи».

Пятая ветвь — это пути, по которым распространяются болезни «ветра», «желчи» и «слизи», затрагивая семь телес­ных составляющих и органы, упомянутые выше. Локализо­вавшись в определенной области, болезнь распространяет­ся по этим путям.

Шестая ветвь — ветвь времени возникновения. Здесь име­ется в виду то, каким образом конкретные факторы возрас­та, времени года, времени суток и местности способствуют развитию соответствующих нарушений жизненных начал.

Седьмая — ветвь смертельного исхода; здесь имеются в виду девять категорий неизлечимых случаев.

Восьмая ветвь — ветвь побочных эффектов, являющих­ся следствием лечения. Например, в качестве побочного эф­фекта лечения болезни «ветра» может возникнуть болезнь «желчи» или же лечение болезни «желчи» может способство­вать появлению болезни «ветра».

И, наконец, девятая ветвь — это обобщение: в конечном счете, все болезни можно подвести под две категории — бо­лезни холода и болезни жара.

Таковы основные пункты тибетской медицины, касаю­щиеся этиологии, или причин возникновения болезней. Теперь перечислим листья на каждой из девяти ветвей ство­ла больного тела.

Причины

Первая из девяти ветвей ствола больного тела — ветвь причины. На ней три листа: желание, ненависть и омраченность, вызывающие, соответственно, болезни «ветра», «жел­чи» и «слизи».

Все существа на нашей планете, и люди, и животные, хотят счастья и не хотят болезней и страдания в какой бы то ни было форме. Однако же мы не знаем, как обрести причины счастья, и не знаем, как избавиться от причин страдания. Нам кажется, что мы прилагаем огромные уси­лия, дабы достичь счастья и избежать страданий, но вместо того мы чаще всего достигаем совершенно противополож­ного тому, чего добиваемся, — причиняем себе еще больше страданий и уменьшаем то счастье, которое у нас есть.

За всем этим стоит могучая сила наших прежних дей­ствий, совершённых под влиянием пагубных эмоций: же­лания, ненависти и омраченности. Так что, задаваясь воп­росом об источнике болезней, мы обнаруживаем, что суще­ствует незримая сила, которую нельзя устранить какими-то внешними средствами, будь то лекарства или уколы. Эта сила — карма: наши прежние действия и те склонности, которые они запечатлели в нашем сознании. Корень небла­гоприятной кармы, в свою очередь, кроется в трех ядах ума: желании, ненависти и неведении. Таким образом, корнем всех болезней являются те же самые пагубные эмоции — желание, ненависть и неведение.

Если вы сможете противостоять этим пагубным эмоци­ям, то болезнь пойдет на убыль. Вы станете более умиротворенными — спадут все ваши напряженности. Например, многие отмечают, насколько жизнерадостны большинство тибетцев, несмотря на крайне тяжелые обстоятельства: раз­лука с родиной, потеря родных и т. п. Это объясняется скла­дом их ума.

Полезно проанализировать причину болезни — как она возникает. Как я уже упоминал выше, необходимо понять, что неведение относительно истинного состояния каждого живого существа и внешних явлений поневоле приводит нас к желанию, а затем, шаг за шагом, — к ненависти, гордости, зависти, злословию и т. д. Все это — источники болезни.

Считается, что от желания проистекают болезни «ветра». Как это понимать? Прежде всего, из-за власти неведения мы покорно, будто бык, которого ведут за кольцо в носу, при­ходим к желанию: хотим то одного, то другого, нуждаемся то в этом, то в том. Но ведь достичь исполнения всех этих желаний невозможно, и большей частью их нельзя удовлет­ворить немедленно. Когда мужчина или женщина хочет, чтобы кто-то стал их партнером, то для этого недостаточно одного их желания, поскольку нужна взаимность. Даже если говорить о материальных вещах, и то зачастую у нас нет возможности их заполучить. Мы прибегаем ко всяческим ухищрениям, чтобы добиться желаемого, но часто нам это не удается. Не достигнув того, чего хотим, мы слишком много думаем об этом и тем самым тревожим свой ум. Это влечет за собой всевозможные нарушения «ветра». Следова­тельно, именно желание приводит к болезням «ветра».

Точно так же ненависть способствует увеличению «жел­чи». Вследствие гордости мы часто предъявляем чрезмерные претензии, что увеличивает кровь и «желчь». Подобные дей­ствия, обусловленные ненавистью, которая по природе ха­рактеризуется повышенным жаром, влекут за собой болез­ни «желчи», также по природе горячие.

Болезни же «слизи» происходят от омраченности. Омраченность — это невежество относительно своих недостат­ков, относительно того, что позволительно делать и что непозволительно; эта омраченность приводит нас к различ­ным неуместным действиям. Омраченность, подразумеваю­щая вялость ума, влечет за собой соответствующие болезни «слизи».

Условия

Вторая ветвь ствола больного тела — это ветвь условий, имеющая четыре листа. Первый лист — время, например влияние времени года, способствующее тому, что причины — «ветер», «желчь» и «слизь» — созревают, давая начало бо­лезням. Если питание или образ жизни человека противо­положны рекомендуемым для данного времени года — на­пример, он ест слишком много или слишком мало или же одевается слишком тепло летом и слишком легко зимой, — может развиться болезнь. Кроме того, если в какое-то время года пациент принимает слишком большое или слишком малое количество лекарственных средств, в связи с переме­ной погоды или неподходящие для данного сезона лекар­ственные средства, то это может послужить фактором, спо­собствующим созреванию уже имеющейся причины. В тек­стах подробно описывается питание, образ жизни и лекар­ственные средства для каждого сезона.

Следующий лист на ветви условий — это духи, которые внезапно воздействуют на три жизненных начала, вызывая в них нарушения, принимающие форму болезни. Такие бо­лезни называются внезапными, потому что с этими духа­ми, которых бывает множество разновидностей, сталки­ваются, например, переехав из одного места в другое. По­скольку они невидимы, их очень трудно опознать.

Третий лист — это неправильное питание. Если вы не понимаете, какое питание требуется вашему организму, то неправильное питание может стать условием, вызывающим проявление болезни. Например, если после пребывания на солнце и принятия крепкого напитка есть пищу, дающую много тепла, скажем, говядину или баранину, то может раз­виться болезнь.

Четвертый, и последний, лист на ветви условий — это неправильный образ жизни. Например, если человек носит меховую одежду летом, когда и так жарко, это может стать условием, способствующим возникновению болезни.

Вторжение

Ветвь вторжения обозначает те области, через которые болезни входят в организм, когда присутствие воздейству­ющих факторов активизирует причины. Она несет шесть листьев. Первый — это пребывание и распространение бо­лезни в коже, затем она развивается в мышцах, движется по телесным каналам, поражает кости и проникает в плотные или полые органы. Таковы шесть последовательных стадий заболевания, когда условия ухудшают состояние жизнен­ных начал, но такая последовательность не всегда встреча­ется при всех видах болезней.

Местоположение

У ветви местоположения, или локализации, есть три ли­ста, соответствующих верхней, средней и нижней части тела, которые здесь называются мозгом, диафрагмой и бедрами. К верхней части относится область головы, где преимуще­ственно локализуется «слизь»; к средней части — верхняя часть брюшной области, где преимущественно локализуется «желчь»; к нижней части — тазовая область, где преимуще­ственно локализуется «ветер».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 234 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.