"Формы мышления в практической жизни"
1) Установки и принципы в теологии и повседневной жизни средневекового человека совпадали. Основой для них был реализм: "потребность обособлять каждую идею, оформляя ее как сущность, и, объединяя одни идеи с другими в иерархические сочетания. постоянно выстраивать из них соборы и храмы...". Правильным считалось всё устоявшееся, прочное (обычаи, нравы, которые воспринимались как мудрые законы).
2) Средневековью свойственна определенная склонность создавать для каждой функции свой собственный орган (это результат направления мыслей, приписывавшего самостоятельность всякому отдельному качеству, которое рассматривали как идею).
3) Существовал обычай всему давать имена, в том числе и вещам неодушевленным (антропоморфизм - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ). Имена давали мечам, колоколам, домам и т.д.
4) Во всём искали " мораль" (урок). Исторический или литературный эпизод нередко превращались в притчу, нравственный образец; а высказывания становились текстом или изречением. Возникали нравственные соответствия, поэтому любое происшествие сразу же находило свое зеркальное отражение в примерах: в типических случаях из Священного Писания, истории или литературы. Например, чтобы кого-либо подвигнуть к прощению, перечисляют соответствующие примеры из Библии, а чтобы предостеречь от вступления в брак, вспоминают все несчастливые супружества, которые упоминаются древними. (Пример из юридического прецедента: Иоанн Бесстрашный, в оправдание убийства герцога Орлеанского, уподобляет себя Иоаву, а свою жертву Авессалому. В современной юридической практике это превращается в пережиток устаревшей формы мышления). В серьезном доказательстве люди ссылались на тексты в качестве опоры и исходного пункта.
5) У средневековых людей существовала потребность придавать форму нравственного образца любому житейскому эпизоду. Этот процесс кристаллизации мысли находит свое наиболее общее выражение в пословицах. В них содержалась простая, но глубокая мудрость. В пословице соединяются образ морали разных времен и разных сфер жизни. Одни пословицы по своему характеру были евангельские, другие - языческие. Употребление определённой пословицы могло разрешить возникшую проблему. Они употреблялись даже в церковных кругах, например, при чтении проповеди. Нередко ими пользовались и писатели. Так, хронист начала XIV в. Жеффруа Парижский перемежает свои летописные вирши пословицами, формулирующими "мораль" всего произошедшего.
6) Другой формой кристаллизации мысли - это девиз, культивировавшийся во времена позднего Средневековья. Однако это уже не универсальная мудрость, как пословица, а личное правило или жизненное наставление. Оно воспроизводилось на каждом предмете личного обихода и было призвано вести и укреплять и самого его обладателя. С ними связаны эмблемы, либо наглядно их иллюстрирующие, либо находящиеся с ними в связи по смыслу. Пример: суковатая палка с девизом "Je l'envie" ["Вызываю"]. Девиз и эмблема относятся к сфере геральдики. Герб для человека Средневековья означает нечто большее, чем удовлетворение пристрастия к генеалогии. Геральдическое изображение обладало в его сознании значением, приближающимся к значению тотема. Львы, лилии и кресты становятся символами, в которых собран весь комплекс фамильной гордости и личных стремлений.
7) Потребность изолировать каждый отдельный случай как нечто существующее самостоятельно, рассматривать его как идею выражается в Средневековье в повышенной склонности к казуистике (возникшая в средние века богословская дисциплина, с целью применять общие нравственно-богословские законы к конкретным случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести). Она вытекает из широко распространенного идеализма. Любой возникший вопрос должен получить идеальное разрешение - стоит только познать должное соотношение между частным происшествием и вечными истинами; соотношение же выводится, если к фактам приложить формальные правила. Так решаются не только вопросы морали и права; казуистический подход господствует и во всех прочих областях жизни казуистика празднует свой триумф (церемониал и этикет; турниры и охота; военные действия). Так, сильное влияние рыцарских идеалов на отношение к войне(право победителя на имущество побежденных, право захвата в плен, верность данному слову) вводило насилие в рамки права, которое исходило из рыцарского понимания чести (мы видим зачатки международного права). Одним из важнейших пунктов в обычаях войн тех времен было все, что касалось взятия в плен. Выкуп за знатного пленника и для рыцаря, и для наемного солдата был наиболее притягательным из того, что могло сулить им сражение. Здесь открывается неограниченный простор для казуистических правил, а также пересекаются международное право и рыцарский вопрос чести.
8) Свойственная Средневековью склонность преувеличивать ценность отдельной вещи или отдельного случая имеет еще и другое следствие: было обычным делом составление завещания по поводу самых ничтожных вещей из своего состояния (Бедная женщина отписывает своему приходу чепец и воскресное платье, своей крестнице - постель, сиделке -шубу и т.д.).
9) Все перечисленные черты характеризуются понятием " формализм ", т.е. представление людей очерчивается определёнными границами; грехи подразделяются в соответствии с жесткими правилами; правовое чувство становится непоколебимым; при вынесениисудебного решения формальному составу преступления придают основное
значение.
Другим проявлением формализма является кровная месть, особенно распространённая в высокоразвитых краях(Северная Франция и Южные Нидерланды). Пролитие кровивосстанавливает честь оскорбленного рода. Однако зачастую жертву отмщения ранили не насмерть, чтобы не брать ответственность за смерть человека. Это является подтверждением формального отношения к этому ритуалу. Формализм лежит также в основе веры в неукоснительное воздействие произнесенного слова (что было широко распространено в примитивных культурах) в позднем Средневековьепроявляется в благословениях, заговорах, в языке судопроизводства. 10) Средневековью свойственно легкомыслие и легковерие людей. Ложные суждения легко брались на веру. Человек Средневековья в своей жизни не выходил из духовного кризиса; люди ни мгновения не могли обходиться без них. Они помогали справляться с тяготами жизни. Под влиянием повышенной возбудимости и легко разыгрывавшегося воображения вера в реальность воображаемого наблюдается повсеместно. "При таком расположении ума, когда все мыслимое настойчиво переводится в самостоятельные образы, наличие в сознании некоего представления предполагает его правдоподобие. И как только в голове начинает витать идея, получившая имя и образ, она воспринимается как бы в системе нравственных и религиозных понятий, разделяя их достоверность". 11) Обычаи в самых различных сферах отмечены смешением игры и серьезности. Прежде всего комический элемент привносится в военные действия. Но есть одна область, где насмешка вторгается в серьезное с особой причудливостью. Это сфера верований в нечистую силу. Образы дьявола становятся настолько обыденными,что и их зачастую уже никто не боится. 12) Нельзя не упомянуть об инквизиции и суевериях. Ведьмы, как известно, подвергались гонениям и смертной казни. Частично объяснялось тем, что понятия "ведовство" и "ересь" смешивались. В понятие "ересь" вкладывали отвращение, страх и ненависть кнеслыханным поступкам, даже если они лежали вне непосредственной областиверы.А суеверия имели настолько большое влияние, что многие представители знатных домов содержали при дворе чернокнижников и колдунов.