Общая миссиология
Курс лекций
Курс лекций по Общей миссиологии рассчитан на студентов духовных школ, помощников благочинных и настоятелей по миссионерскому служению, а также на всех, кто интересуется миссионерским служением Православной Церкви. Лекции разработаны руководителем Миссионерского отдела Саратовской епархии священником Дионисием Каменщиковым.
Лекция 2. Этос, пафос, логос.
В этой лекции нам необходимо рассмотреть три понятия, взятые из риторики; этос, пафос, логос. Они были введены Аристотелем и в его трудах получили осмысление. Следует отметить, что в терминологическом аппарате Аристотеля много двусмысленности вообще и при объяснении данных трех понятий - в частности. Мы специально сузим и упростим эту терминологию и будем понимать под этосом уместность миссионерского месседжа, под пафосом его эмоциональную составляющую, под логосом -логические законы нашего мышления и восприятия новых идей.
При введении в миссиологию этих трех терминов мы пользуемся тем же святоотеческим принципом, о котором мы говорили в предыдущей лекции. Несмотря на то, что эти понятия получили распространение в риторике, они в полной мере, с определенной долей адаптации, применимы и в миссионерском служении. Подтверждением этому случит тот факт, что Святые Отцы при создании словестных произведений пользовались данными риторическими правилами. В частности, в проповедях святителя Иоанна Златоуста, который по своей светской профессии был ритором, или адвокатом, и получил соответствующее образование, это ярко выражено.
Что же такое этос и как он применяется? Как всегда, все становится понятно на примерах. В семинарских кругах многим известна история о том, как два семинариста отправились в некое село для того, чтобы огласить его жителей Евангельским учением. Испросив благословения у священноначалия, они сели на автобус, который довез их до грунтовой дороги. Они сошли, так как дальше автобус не шел, и зашагали через поле по направлению к селу, которое было скрыто за холмами где-то впереди. Через какое-то время они услышали сзади звуки и, обернувшись, увидели, что к ним приближается телега, запряженная лошадью. Транспортными средством управлял, во-видимому, житель села, в которое направлялись семинаристы. Попросив подбросить их до поселка, они забрались на телегу, после чего все трое какое-то время ехали молча. Наконец, семинаристы решили не ждать прибытия в пункт назначения, и начать проповедь безотлагательно. К тому времени они заехали в густой лес. Кроны высоких деревьев смыкались над головой, здесь даже солнечным днем царил полумрак. Ребята переглянулись, и одни из них начал свою проповедь с вопроса (то есть действовал по алгоритму № 2, см. предыдущую лекцию).
- Скажите, уважаемый, - спросил он, - а вы готовы к смерти?
Дальше события развивались так. У мужчины в курах был кнут на длинном кнутовище, которым он и смахнул обоих семинаристов с телеги и умчался восвояси. В общем, миссия была провалена.
В этой истории нарушен этос – вопрос был совершенно неуместен.
Разумеется, это шутка и, возможно, вымысел. Однако можно привести массу грустных и уже реальных примеров, когда миссионер грубейшим образом нарушает этос. В частности, когда в нашей стране случается очередная страшная трагедия, обязательно появляется какой-нибудь горе-миссионер, который спешит делать громкие заявления. Например, случился пожар в Великий пост, погибли люди. Спустя несколько часов после этого Интернет взрывает ролик, в котором «миссионер» утверждает, что это была кара Божия за то, что эти люди были в развлекательном центре, а не молились в храме. Сразу возникает вопрос: ты откуда это знаешь? В данном случае также нарушен этос. В ответ на слова миссионера вместо покаяния у людей возникает чувства озлобления и обиды.
Пафос – это эмоциональная окраска проповеди.
Протоиерей Константин Пархоменко в одном интервью привел такой пример:
«Однажды один священник просто вышел в Великую Пятницу на проповедь, помолчал, а потом сказал: «Сегодня распяли нашего Господа». И… заплакал. И весь храм заплакал. Это была самая сильная проповедь.»
В данном примере очень четко показано, как «работает» пафос.
Любой миссионерский месседж должен быть ярким. Однако необходимо учитывать, что и в этом должна быть мера, что пафос должен гармонично сочетаться с этосом, как мы это видим в приведенном примере. Пафос – в данном случае предельный эмоциональный накал был обусловлен временем – Страстная пятница и был уместен – проповедь прозвучала в храме. Однако если та же проповедь была бы произнесена не в храме, а, например, в студенческой аудитории, которая почти ничего не знает о Христе, или в храме, но в любой другой день - этот внутренний надрыв проповедника выглядел бы неуместным.
Если миссионер действует в формате лекции, чрезмерный пафос также будет неуместен и вреден, в силу того что лекция несет большую информационную нагрузку, а когда присутствует чрезмерная эмоциональность, эта нагрузка подавляется и не воспринимается.
Логос – это составляющая миссионерского месседжа, которая отвечает за применение логических законов. Следует отметить, что логическое мышление у современного среднестатистического человека находится на очень низком уровне. Логику почти не преподают в учебных заведениях. Во времена Золотого века богословия логики уделялось большое внимание. Например, святитель Иоанн Златоуст обладал безупречным логическим мышлением, что видно из его проповедей.
Нередко можно видеть нарушение логических законов и в современных миссионерских месседжах. В подтверждение этих слов приведем следующий пример. В церковных кругах бытует история, рассказанная одни известным миссионером.
Молодой священник, вернувшись после обучения в семинарии в родной город, получает назначение настоятелем на строящийся приход. После общения со спонсорами, он с ужасом для себя понимает, что это самые настоящие бандиты. Батюшка отправляется на прием к местному архиерею и, дождавшись аудиенции, выпаливает:
- Владыка, это бандиты! Храм строят бандиты!
На это он получает следующий ответ:
- А мы с тобой что, святые, что ли?
По замыслу этого рассказа священник, услышав такой веский довод, должен был успокоиться. Ведь, казалось бы, действительно, кто сам без греха? Однако в этом повествовании содержится грубейшая логическая ошибка. Конечно, все люди грешники. Все бандиты – люди, а следовательно, грешники. Но это отнюдь не значит, что все грешники – бандиты.
В данном рассказе приводится аргумент, который должен оправдать идею о том, что нет ничего страшного, если бандиты строят храм. Однако делается это с нарушением логоса. Помимо этого, само Священное Писание свидетельствует о несостоятельности идеи:
Так сказал Давид Соломону: «Сын мой! Я хотел сам построить Храм для имени Господа, моего Бога. Но ко мне было слово Господа: „Ты пролил много крови и вел немало войн. Не ты построишь дом для имени Моего, потому что ты пролил много крови предо Мной. (1-я Паралипоменон, 22:7,8).
Заметьте, это было сказано самому пророку Давиду.