Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 20. Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства




· Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

· Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства.

· Виды наглядных пособий.

· Требования к наглядным пособиям.

Наглядность или зрительный ряд – необходимое условие для результативной работы педагога. Необходимые критерии наглядности на уроках ИЗО:

· соответствие учебному материалу;

· не перегруженность зрительными впечатлениями;

· зрительный ряд не должен содержать готового решения поставленной уроком цели;

· активное использование современных ТСО (технических средств обучения).

Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:

· обучение как процесс познания окружающего мира происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

· познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

· наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.

· наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

· использование учебно-наглядных пособий повышает у школьников интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Функции наглядности:

· помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;

· помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;

· формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;

· дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

Виды учебной наглядности

· Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

· Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т. д.)

· Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

· Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

Требования к картинам

Картины (репродукции, эстампы) - это изоиздания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него.

Картины являются демонстрационными ТСО, поэтому их элементы должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты.

Иллюстрации к литературным художественным произведениям должны знакомить учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной живописи, графики, наиболее точно раскрывающими авторский замысел писателя и художника.

Требования к звуковым средствам обучения

Учебные радиопередачи, магнитные и грамзаписи должны содержать материал для иллюстрации рассказа учителя, для самостоятельной и внеклассной работы учащихся. Длительность звукозаписи, предназначенной на урок, должна быть не более:

· для младшего возраста 6 мин. - 10 мин.

· для среднего возраста 11 мин. - 20 мин.

· для старшего возраста 15 мин. - 25 мин.

 

Список литературы

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа Книга для учителя. - М.: Просвещение 1984. - 160 с.

2. Барщ А. Наброски и зарисовки. - М.: 1970.

3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. - М.: 1963.

4. Волков Н.Н. Восприятие картины. - М.: 1976. - 18 с.

5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1990

8. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. - М.: 2004.

9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

10. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: 1960.

11. Ивахнова Л.А. Научная основа художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. - Алматы, 1996.

12. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы): Учебно-метод.пособие /Cост. Г.А. Поровская – Великий Новгород: НовГУ, 2005.-52с.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998.

14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.

15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998. – 334 с.

16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

17. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.

18. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники педагоги. – М.: Просвещение. 1991.

19. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд

20. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.

21. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.

22. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение, 1981.

23. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982.

24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

25. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск, 1996.

26. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Л.: Искусство, 1989.

27. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.

28. Шорохов Е. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2610 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.