· Задача курса живописи в ДХШ.
· Основные методические задачи по каждому году обучения.
Задачей курса «Живопись» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексов, холодных и теплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения, сначала в их простейшем состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды - как в закрытом помещении, так и под открытым небом (во время летней учебной практики).
Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений классиков и современных художников. Работа выполняется на бумаге акварельными красками. В 1-м классе (1-я и 2-я четверти) размер листа ¼, затем - ½.
1 класс. Знакомство с материалами (акварельные краски, кисти, бумага и т.д.). Основные составные цвета. Знакомство с дополнительными цветами, контрастами, сближенными, холодными и теплыми.
Усвоение учащимися основных положений живописи. Отсутствие в живой природе и окружающей нас среде бесцветных предметов. Под влиянием окружающей среды приобретение одним и тем же предметом, благодаря рефлексам, различных оттенков без изменения своего локального цвета. Живописный процесс как видение всей сложности цветовых комбинаций.
Приобретение учащимися 1-го класса навыков ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поэтапного проведения всей работы - от начала до завершения, навыков в работе с материалом.
2-й класс. Выдвижение на первый план следующих задач:
· выполнение эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе,
· умение использовать в работе весь лист, прокладывая цветовые соотношения отдельных плоскостей
· выработка навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены,
· четкость в последовательности выполнения работы (длительность – до 9-12 часов),
· углубление заданий на понимание учащимися тонального решения натюрморта и его колористического решения.
3-й класс. Композиционное, пространственное выявление четкой конструкции предмета. Понятие тональности. Колористическое решение и умение последовательно и продолжительно вести работу, ставить творческие задачи.
4-й класс. Акцентирование внимания учащихся на образной стороне каждой работы.Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор подсобного материала и его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Выражение индивидуального отношения учащегося к изображаемому. Техническая реализация замысла.
Соответствие технической стороны работы (цветовая гамма) творческой.
Основные требования к учащимся 4-го класса: самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа натюрморта; выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи.
Увеличение и разнообразие форматов листа, а также техники и технических приемов, варьирующихся в зависимости от содержания задания.