· Методические установки Болонской академии художеств.
· Традиционность как характерная черта академической системы.
· Значение частных школ (мастерская Рубенса).
· Педагогические идеи Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо.
· Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета.
· Современные западные модели художественного образования.
Академическая система художественного образования в XVI - XII веках
В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования. 17 век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания - академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений – академийхудожеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.
Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная братьями Карраччи. Ученики Академии основательно изучали анатомию - не по книгам, а рассекая трупы. Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. Академии ставили своей целью дать серьезную подготовку в области изобразительного искусства. Они воспитывали молодежь на примерах высокого искусства античности и Возрождения. Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.
Наряду с государственными академиями продолжали существовать и частные школы, где учащиеся получали достаточно прочную профессиональную подготовку. Самой крупной и богато оснащенной учебными пособиями была мастерская фламандского художника Питера Пауля Рубенса. В XVII веке среди частных мастерских это была самая лучшая школа рисунка. Особенно большое значение при обучении рисунку Рубенс придавал научным доказательствам законов перспективы, светотени, пластической анатомии.
Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана в 17 веке великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его «Великой дидактике». Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.
В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: правильного употребления; разумного направления; частого упражнения.
Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк. Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.
Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ энциклопедист 18 века Жан Жак Руссо. В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре. В этом отношении Руссо смотрит на методику преподавания рисования серьезнее, чем его предшественники.
Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо существенно обогатили теорию и практику искусства. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития художественной педагогики.
Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. В XVIII - первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассматривает как общеобразовательный предмет. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение. Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, - не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается. Обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению.
Большое значение Песталоцци придает методам обучения. От правильно построенной системы, говорит Песталоцци, зависит успех обучения рисованию.Художники мало задумываются над методикой преподавания, они идут окольными путями, поэтому их искусство оказывается доступным только избранным (особо одаренным). Однако обучить основам рисунка можно каждого, и рисование, имеющее большое общеобразовательное значение, должно занять свое место в школе наряду с другими учебными предметами. Свои взгляды на методику рисования Песталоцци полно изложил в книге «Как Гертруда учит своих детей». Заслуга Песталоцци состоит также в том, что он считал необходимым при выработке системы обучения руководствоваться возрастными особенностями учеников.
Сам Песталоцци, по словам современников, рисовать не умел, поэтому четких и определенных правил для обучения рисованию он не дает, ограничиваясь общими педагогическими замечаниями. Но его дидактические указания и педагогические идеи были настолько важными и жизненными, что послужили основой для дальнейшего развития методики рисования в общеобразовательных школах.
Современные западные модели художественного образования. Исследуя историю преподавания рисования с последней четверти XIX века и до середины XX века, мы увидим, что разработка методов обучения пошла по двум направлениям: представители геометрального метода отстаивают академическое направление в обучении рисунку, научное содержание и руководящую роль педагога. Представители натурального метода, отвергая академическое направление в искусстве и направляющую роль учителя в обучении рисунку, придерживаются метода «свободного воспитания».
За короткий промежуток времени на Западе возникают различные художественные направления: неоимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Беспорядочная борьба мнений и веяний в эту эпоху вносила еще большую неорганизованность и путаницу в методику преподавания художественных дисциплин и прежде всего рисунка. Многие выступали против академического обучения, считая, что в школе художник теряет свои природные качества. В результате господства этих взглядов искусство стало деградировать.
Современные западные школы строят обучение на основе новых социальных моделей, пришедших на смену старым стереотипам. Современный художник – фигура интерактивная, участвующая в социальном обмене, втянутая в систему коммерческих отношений.
Современный студент учится, скорее, управлять своей собственной карьерой, получая задания от разработки дизайна визитных карточек, персональных каталогов и портфолио до обучения стилям поведения на открытиях выставок, которые в некоторых школах даже инсценируются на семинарах.
Суть современного образования заключается в том, что практические навыки не являются больше центральными; главное – научиться мыслить, но не внутри традиции материального производства, а скорее в соотнесении с ней, за ее пределами. Современные школы стараются ответить на вопрос: что значит быть художником вообще – в социальном, политическом и философском смыслах. В частности, в области новых видов искусства, производных от новых информационных и коммуникационных технологий, предлагающих "нематериальный" способ создания произведения.
Таким образом, можно выделить некоторые тенденции и приоритеты в развитии эстетического воспитания и художественного образования за рубежом:
· разрушение границ между сектором художественного образования и другими областями системы образования;
· преодоление замкнутости школьного художественного образования: внешкольные практики, культурное окружение, обмен информацией, привлечение людей творческих профессий, коммуникации, ИКТ, соцсети;
· проникновение академической культуры во все стороны жизни: «культурная инклюзия», мобильность наследия;
· вовлечение детей в занятия искусством: личностная мотивация на всю жизнь, не только изучение, но прямой контакт и вовлечение в художественные практики;
· вовлечение в систему художественного образования других агентов: родители, другие возрасты, внешкольная среда, локальное сообщество;
· новые организационно-экономические модели: креативные индустрии, взаимодействие с бизнесом.