· История развития методики обучения изобразительного искусства.
· Методы обучения рисованию в Древнем Египте: использование методических таблиц, соблюдение канонов в изображении организация плоскости.
· Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы): рисование с натуры как метод обучения рисованию.
· Методы преподавания рисования в древнем Риме.
· Рисование в Средние века.
Начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Уже первобытные люди, изображая предметы реального мира, достигали больших успехов. Как передавались изобразительные навыки из поколения в поколение, ответить трудно. Есть основания думать, что усвоение навыков носило характер непосредственного, живого наблюдения и подражания. Когда человек рисовал животных и сцены охоты, заинтересованная молодежь внимательно следила за его увлекательной работой. Возможно, кое-кто тут же начинал подражать ему, а другие позднее повторяли приемы работы. В поздний период варварства обучение изобразительному искусству стало носить более организованный характер. Строго соблюдались известные принципы и приемы изображения. Однако четко разработанных методов обучения еще не было. Настоящее же обучение искусствам, с организацией школ и институтов, возникло только в период цивилизации.
Методы обучения рисованию в Древнем Египте. В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строителей, живописцев, скульпторов, художников-прикладников. Появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы эти кадры. Древние египтяне первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию рисования.
В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, так как утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Обучая рисованию, художник-педагог заставлял ученика не наблюдать природу — натура как объект изучения не существовала, а заучивать отдельные формулы и схемы изображения форм предметов по таблицам и образцам. Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. Очевидно, обучение в египетской школе требовало только механического навыка.
Ведущей школой древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она являлась Художественным Центром, вокруг нее формировались другие школы. Существовал даже институт, где обучались юноши. Педагоги пользовались специальными методическими таблицами. Принципы и методы основывались на фронтальности, все рисунки носят линейный характер, отсутствует трехмерность, перспектива, светотень, существовали пропорции стоящей, сидящей и др. фигур. Особенности древнеегипетской живописи являлись, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводились к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней.
Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода; рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах.
Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы). Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Уже в 4 веке до нашей эры в Греции существовали несколько известных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская.
Сикионская школа. Главой Сикионской школы был Памфил, который считал рисование общеобразовательным предметом и вводил эту дисциплину во все школы Греции. Сикионская школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Именно в этой школе старались придерживаться научных методов обучения рисования и стремились, как можно ближе приблизить ученика к природе.В 432 г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутреннюю подвижность. Статуя «Дорифор» служила наглядным пособием.
Древнегреческий живописец Полигнот призывал к реальности изображения, владел средствами линейного рисунка, стремился передать фактуру, не зная светотени, рисуя в натуральную величину, появляется полихромная живопись. Аполлодорввел светотень в рисунок, включил в технику живописи смешение красок, градацию. Паррасий предал живописи симметрию, первым стал передавать мимику, достиг первенства в контурах.
Фиванская школа (основатель - Аристид, или Никомах) большое значение придавала «светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии». Эфесская школа, зачинателем которой считается Эфранор из Коринфа, а по другим источникам - Зевксис, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была небезукоризненна в рисунке.
Эпоха античной Греции была самой блестящей эпохой в истории развития изобразительного искусства древнего мира. Значение греческого изобразительного искусства чрезвычайно велико. Здесь был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей непосредственно изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. По их мнению, красота заключалась в правильной пропорциональной соразмерности частей, совершенным образцом которой является человеческая фигура. Они говорили, что пропорциональная закономерность человеческого тела в своем единстве создает гармонию красоты. Главный принцип софистов гласил: «Человек - мера всех вещей». Это положение легло в основу всего искусства Древней Греции.
Методы преподавания рисования в древнем Риме. Римляне очень любили изобразительное искусство, особенно произведения греческих художников. Широкое распространение получает портретное искусство, но римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания, продолжая пользоваться достижениями греческих художников. Более того, много ценных положений рисунка они растеряли, не сумев их сохранить. Художники Рима в основном копировали произведения художников Греции. Постановка преподавания была иной, чем в греческих школах.
Римское общество требовало большого количества художников-ремесленников для оформления помещений, общественных зданий, сроки обучения были короткими. Поэтому метод обучения рисунку был ненаучный, рисунок стал условным и схематичным.При обучении рисованию преобладало копирование с образцов, механическое повторение приемов работы, что в свою очередь заставляло римских художников-педагогов все больше и больше отходить от методов обучения, которыми пользовались художники-педагоги Греции. Многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живописью (например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон и др.).В технике рисунка римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину.
Велика роль античной культуры в развитии реалистического искусства, в становлении и развитии академической системы обучения рисунку. Она и сегодня вдохновляет нас на поиски более эффективных методов преподавания изобразительного искусства, на научную разработку методов обучения рисованию.
Рисование в Средние века. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались в Древней Греции. Основой обучения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.
Живописцы первых веков христианства еще пользовались художественными формами античной живописи. За короткий срок были забыты и растеряны традиции реалистического искусства, рисунок стал условным и схематичным. Погибли рукописи - теоретические труды великих художников, а также многие прославленные произведения, которые могли служить образцами. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании, т. к. реалистичная натура вызывала «земное» чувство, которое в эту эпоху заменилось духовными исканиями. Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам, которые сшивались в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера.