МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Краткий курс лекций
Кемерово 2015
Настоящее издание является учебно-методическим пособием по подготовке к междисциплинарному государственному экзамену по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» и включает краткий курс лекций по истории методов преподавания изобразительного искусства, теории и методике организации современного урока изобразительного искусства
Предназначен для студентов направления подготовки специалистов по специальностям 54.02.05 «Живопись: станковая живопись», 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве», 54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика»
Составители: А.М.Осипов, художественный руководитель,
преп. ГОУ СПО «КОХК»,
Е.О.Щербакова, методист ГОУ СПО «КОХК».
Рекомендовано учебно-методическим отделом ГОУ СПО «КОХК»
Зам.директора по УМР Т.В Семенец
Кемеровский областной художественный колледж, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Цели и задачи художественно-педагогического образования……………………...……....4
Тема 2. Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения…...………6
Тема 3.Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье……………..…………..8
Тема 4.Значение методических положений искусства эпохи Возрождения………………..……11
Тема 5.Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе………….14
Тема 6.Формирование отечественной школы художественной педагогики в XVIII–XIX вв….…18
Тема 7.Академическая система художественного образования в России. ………………...……22
Тема 8.Методы обучения рисованию в советской школе……………………………………………25
Тема 9. Анализ программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство
и художественный труд»………………………………………..………………………………………….28
Тема 10. Учебные планы и программы………………………………………….………………………31
Тема 11.Раскадровка учебных заданий на уроках изобразительного искусства……………….33
Тема 12.Урок как основная форма организации учебного процесса……………..……………….36
Тема 13.Методические формы завершения урока. ………………...………………………………..39
Тема 14.Основные методические положения ведения изобразительной деятельности с дошкольниками……………………………………………………………………………...……………….42
Тема 15.Методика преподавания рисунка в ДХШ…………………………………………...………..45
Тема 16.Методика преподавания живописи в ДХШ…………………………….…………………….48
Тема 17.Методика преподавания композиции в ДХШ………………………………………..………49
Тема 18.Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в ДХШ…………………50
Тема 19.Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения…52
Тема 20.Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства………………………………………………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………………………………………………....….58
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Тема 1.Цели и задачи художественно-педагогического образования
· Социальная природа развития художественного образования.
· Цели и задачи обучения изобразительному искусству.
· Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.
Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи, и в этом деле большую помощь могут оказать занятия изобразительным искусством. Творчество - это проявление личного начала человека. Поскольку творческая деятельность человека всегда опирается на «познание закономерностей объективного мира», т.е. на знания, накопленные человечеством, передающиеся из поколения в поколение, то и все виды творческой деятельности имеют социально - общественную основу.
Художественное творчество, связанное с изобразительной деятельностью, по своей природе явление также общественное.
Исходя из общих задач воспитания, учитель изобразительного искусства ставит своей целью:
· готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны,
· эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус,
· помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное,
· раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе,
· дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе,
· развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение,
· ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Художественно - педагогическое образование имеет как общечеловеческую, национальную, так и индивидуальную природу. Обучая детей, преподаватель изобразительного искусства помогает каждому учащемуся всесторонне гармонично развиваться, старается воспитать у них способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Эстетическое воспитание приобщает человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека. Эстетически и нравственно воспитанная личность - залог процветания не только поколения, но и целой нации.
Одна из главных задач занятий рисованием - помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть.
Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное. Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьного возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким. Преподавание изобразительного искусства ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Учитель стремится рассказать ребятам, как можно использовать умения рисовать в любом деле, в любом профессии. Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества - организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Развивая целеустремленность в процессе работы, мы тем самым уже на школьной скамье вырабатываем очень важные качества для дальнейшей жизни. Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство. На занятиях изобразительным искусством учитель знакомит школьников с выдающимися произведениями искусства и их творцами Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной и случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлениями современного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивидуальная педагогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики.
Роль учителя в обучении изобразительному искусству. Учитель - организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, учит анализу натуры в процессе построения изображения, указывает путь быстрейшего усвоения учебного материала, учит анализировать, направляет внимание на самые важные особенности строения, внимательно следит за работой мысли ученика, постоянно ее направляя, поддерживая. не упуская его работу из вида. С первого класса закладывает у учащихся основы знаний и навыки реалистического изображения, отводит их от наивного и примитивного рисунка. Сопереживание учителя настроению, чувствам школьников - необходимое условие успешных занятий детей изобразительным искусством.
При изложении учебного материала нужно чтобы все ученики понимали тему, удержать внимание учеников, умело излагая тему урока, со временем усложняя задачи. После объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей. Заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика, или у нескольких учеников и объясняет причину ошибки, иллюстрирует пояснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Педагогический рисунок активизирует работу, повышает интерес: к искусству.
Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала в течение всего учебного года. Такая система дает возможность эффективно использовать учебное время, четко планировать работу по программе на весь год.
Учитель ИЗО должен сам владеть изобразительной грамотой, основы которой он преподает, должен уметь методически верно объяснить и наглядно показать процесс изображения того или иного объекта, того или иного приема, правила работы карандашом, кистью. Практика показывает: если педагог сам слабо владеет изобразительной грамотой, плохо рисует, не умеет связать закономерности перспективы, цветоведения, композиции с практикой рисования, то и его ученики не обладают этими знаниями и умениями.
Систематическое посещение учителем художественных выставок и мастерских художников, музеев, общение с художественной интеллигенцией, регулярное чтение книг и журналов по изобразительному искусству, творческая работа - необходимое условие повышения научно-теоретического, профессионального уровня педагога.