Краткая История Поместных Церквей А 4-1
БИЛЕТ №1.
Основные вехи в истории Православной Церкви в Украине от принятия христианства до 1917 г.
Вместе с крещением Руси были образованы Киевская митрополия, Ростовская и Новгородская епархии. Русская Православная Церковь была зависимой от Константинопольского патриарха, ее митрополиты назначались из столицы Империи. Часто это были греки, не слишком заинтересованные в развитии Русской церкви.
Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был заинтересован в образовании собственной, независимой от России православной митрополии.
С усилением Москвы появилась потребность и в митрополите, имеющем свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона. Однако в Киеве пребывало еще два митрополита. И только после бегства Исидора Иону признали все. Он стал митрополитом в 1448 году, при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, Русская Церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию. Позже автокефалия была признана и Константинополем.
Католическая Речь Посполита была заинтересована в подчинении православия папе Римскому. На Западе начались попытки превращения Русской Церкви в униатскую. Эти попытки были успешно завершены в 1596 году подписанием Брестской унии. Однако далеко не все приняли унию.
Только в 1685 году раскол в Русской церкви был преодолен - Киевская митрополия стала епархией РПЦ. (дальше - вспомнить Синодальный период).
Положение православных в Польше после Люблинской унии (1569 г.) до конца XVIII века. Поборники православия.
Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Оказавшееся в составе Польши православное население Белоруссии и Западной Украины начало испытывать систематический гнет католицизма.
Особенно тяжелым временем для Православной Церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Угнетения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество. К концу XVII века православная шляхта почти вся олатинилась.
Не лучше обстояло дело и с православной иерархией. К концу XVI века большая часть ее во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рогозой приняла провозглашенную на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православный народ мужественно встал на защиту своей веры и борьбу с Брестской унией.
Время «религиозной борьбы» XVI -XVII веков выдвинуло целый ряд ревностных поборников Православия: князя К. К. Острожского, киево-печерских архимандритов Елисея Плетенецкого и Захария Копыстенского, митрополита Киевского Петра Могилу. Весьма важную роль в защите Православия против распространителей унии играли православные церковные братства, в первую очередь Львовское и Виленское.
Православная Церковь в Чехословакии после II мировой войны. Предоставление церковной автокефалии. Митрополиты Чехословацкой Православной Церкви.
Положение Православной Церкви после Второй мировой войны было очень тяжелым. Однако постепенно церковная жизнь стала налаживаться. Конституция и гражданское законодательство нового государства предоставили Православной Церкви свободу и равноправие со всеми прочими вероисповеданиями. Духовенству было обеспечено государством ежемесячное жалованье, социальное страхование, бесплатное лечение и пенсия.
В 1946 году чехословацкие православные верующие вошли в юрисдикцию Московского патриарха Алексия и попросили прислать им епископа. В 1951 году Московский патриархат даровал Чехословацкой Православной Церкви автокефалию. Константинопольский Патриархат долгое время не признавал этот статус за Чехословацкой Церковью, и лишь в 1998 году издал Томос о ее автокефалии.
Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви:
1) Елевферий 1946-1951-1955. 2) Иоанн 1956-1964... 3) Христофор - был.
4) Ростислав - сейчас.
БИЛЕТ №2
1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви: крещение грузин, заботы правителей Грузии об обустройстве Церкви; вопрос об автокефалии; разорение Церкви магометанами и персами; учреждение Абхазского Католикосата.
Первыми проповедниками христианской веры на территории Грузии (Иверии), по преданию, были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Массовое крещение грузин состоялось в начале IV века благодаря равноапостольным трудам святой Нины. В 326 году христианство было провозглашено государственной религией.
Грузия достигла своего могущества в V веке при царе Вахтанге I Горгаслане. Было открыто 12 епископских кафедр.
Несколько сложным из-за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии. Общим является мнение, что Грузинская Церковь получила автокефалию в V веке от Антиохийской Церкви.
В XI веке в Грузию вторглись полчища турок-сельджуков. Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089 —1125). Зенитом славы Грузии был век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184 —1213).
В 1387 году в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией, закончился разорительным нашествием в 1795 году персидского шаха Ага-Мохаммеда.
Нарушением порядка церковной жизни явилось учреждение в XIV столетии в Грузии двух католикосатов в связи с разделением страны на два царства — Восточное и Западное. Один из Католикосов назывался Карталинским, Кахетинским и Тифлисским, а другой - Имеретинским и Абхазским.