Эта группа прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из них — право частной собственности — имеет конституционное оформление в виде запрета ее изъятия без законного судебного разбирательства, а для общественно полезных целей — также без справедливого вознаграждения (поправки V, XIV). Конституция, следовательно, допускает лишь два основания принудительного прекращения права собственности: в качестве санкции за совершение правонарушения и для общественных нужд (с соблюдением упомянутых условий). Такое понимание права собственности в принципе сохраняется и сегодня. Правда, расширительное толкование конституционного положения о возможности изъятия собственности для общественно полезных целей позволило доктрине и судебной практике постепенно отказаться от признания абсолютного характера права частной собственности. Так, в 50—60-е гг. XX в. Верховный суд признал возможным в рамках государственного регулирования экономики ограничение монополизации.
Прочие права данной группы Конституцией США не провозглашаются. Следовательно, они не относятся к числу "фундаментальных" и конституционно охраняемых на федеральном уровне. Такой подход подтвержден целым рядом решений Верховного суда США. Так, в 1972 г. он определил, что потребность в нормальном жилье не является "фундаментальным интересом", а в 1973 г. указал, что право на образование ни прямо, ни косвенно не вытекает из Конституции*. Указанные права трактуются судами, доктриной и законодательством крайне ограничительно — лишь как недопустимость дискриминации в соответствующих сферах.
* См.: Мишин А. А., Власихин В. А. Указ. соч. С. 295.
Тем не менее некоторые экономические, социальные и культурные права получают законодательную регламентацию на федеральном уровне. Так, трудовое законодательство США начало развиваться в 70-е гг. XIX в. в ходе острых конфликтов между предпринимателями и профсоюзами. Основы же современного его состояния были заложены в период проведения "Нового курса" Президента Франклина Рузвельта. Принятый в 1932 г. закон Норриса—Ла Гардия впервые в истории США предоставил рабочим право на заключение коллективных договоров с предпринимателями. Акт о национальных трудовых отношениях (закон Вагнера) 1935 г. гарантировал наемным работникам права на свободное образование профсоюзов, вступление и пребывание в них. Работодателям запрещалось принуждать работников к членству в профсоюзе и, наоборот, навязывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюзы. Судам было запрещено применять репрессии за принадлежность к профсоюзам и участие в забастовках. Акт также впервые разрешал забастовки, бойкоты, пикеты.
Акт о справедливых условиях труда 1938 г. впервые установил 8-часовой рабочий день, а также право работников на ежегодный оплачиваемый отпуск, определил минимальный размер оплаты труда. Принятые после Второй мировой войны акты о трудовых отношениях (Тафта—Хартли 1947 г. и Лэндрама—Гриффина 1959 г.), которые и ныне регулируют трудовые отношения американцев, несколько ограничили их права в сфере трудовых конфликтов. Запрещены так называемых незаконные стачки, к числу которых относятся забастовки солидарности, забастовки государственных служащих и работников государственных предприятий, "дикие", т. е. несанкционированные профсоюзами, а также забастовки, "опасные для общества". Кроме того, профсоюзы обязаны за 60 дней до начала забастовки предупредить об этом работодателя и федеральную службу по посредничеству и примирению, в противном случае забастовка также считается незаконной. Признать забастовку незаконной вправе только суд. Проведение таких забастовок может повлечь роспуск профсоюза, наложение на него крупного штрафа, уголовную ответственность руководителей. Если начатая забастовка подвергает опасности "национальное благосостояние и безопасность", Президент США вправе инициировать ее приостановление на 80 дней ("период охлаждения") путем обращения через генерального атторнея в суд за изданием запретительного приказа (injunction). В течение 80 дней ведутся переговоры по примирению сторон, после чего забастовка может возобновиться.
В период проведения "Нового курса" были также впервые законодательно зафиксированы права, связанные с социальным обеспечением. Наиболее важным в системе источников, их закрепляющих, стал Акт о социальном обеспечении 1935 г. — первый в истории США общефедеральный акт, установивший право на пенсии по возрасту. Это право приобрели граждане США, достигшие 65 лет, удовлетворяющие определенному цензу оседлости. С 1991 г. для этого стало необходимым наличие трудового стажа не менее 35 лет. Если стаж меньше, размер пенсии тоже сокращается в прямой пропорциональной зависимости. Поправка, внесенная в Акт 1935 г. в 1983 г., предусматривает повышение с 2000 г. пенсионного возраста до 67 лет.
Акт о социальном обеспечении 1935 г. учредил также пособия по безработице. Внесенные в него в 1939 и 1956 гг. поправки установили пособия по случаю потери кормильца, а также по инвалидности, не связанной с производственной травмой (пособия по нетрудоспособности, явившейся следствием производственной травмы, устанавливаются законодательством штатов). Все указанные выплаты осуществляются за счет страховых взносов работников и предприятий. Следует обратить внимание на то, что до сих пор в США не существует системы страхования, а следовательно, и соответствующих выплат на случаи болезни, а также беременности и родов.
Интересно, что, производя иные выплаты (пособия малообеспеченным гражданам общего и целевого характера, осуществляемые не за счет страхования, а за счет бюджета), государство не признает за соответствующими гражданами права на получение указанных денежных сумм, а рассматривает их выплату как благотворительную деятельность государства — Вэлфэр (welfare — благотворительность).
Важные гарантии права на здоровую окружающую среду содержит Акт об улучшении качества окружающей среды 1970 г., учредивший федеральное агентство по охране окружающей среды, на которое возложен контроль за состоянием вод, воздуха, недопущением вредных шумов, ликвидацией отходов и т. д. Агентство имеет право издавать подзаконные акты регулирующего характера, устанавливающие стандарты качества воды и воздуха, правила, касающиеся промышленных отходов, сточных вод и т. д., а также инициировать уголовное преследование нарушителей установленных правил. На обеспечение рассматриваемого права направлен также Акт о политике в области ликвидации отходов ядерного производства 1982 г.
Заметным направлением развития социального законодательства в последние десятилетия стало также принятие актов, гарантирующих права потребителей. В целях борьбы с "обманом потребителей" (ложная реклама, фальсификация маркировки продукции, требования оплаты неоказанных услуг и т.д.) ныне принято большое число правовых актов на уровне федерации и в штатах. Создана национальная администрация по вопросам продовольствия и лекарств (независимое ведомство), которая издает перечни стандартных требований, предъявляемых к качеству соответствующих продуктов, и обладает контрольными функциями. За обман потребителей установлены меры гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Экономические, социальные и культурные права получили более обстоятельную, чем на федеральном уровне, регламентацию в законодательстве штатов. Однако в ранг конституционных прав они и штатами возведены лишь фрагментарно. Ни в одной конституции штатов нет комплексной регламентации всей совокупности важнейших прав этой группы. В конституциях Флориды, Гавайев, Луизианы, а также свободно присоединившегося государства (см. ниже — § б) Пуэрто-Рико записаны лишь права на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Права на 8-часовой рабочий день, на заработную плату без дискриминации и не ниже минимальной, на образование и получение профессии провозглашены конституциями Иллинойса, Монтаны, Виргинии и Пуэрто-Рико. Конституции Аляски, Гавайев, Мичигана и Техаса гарантируют право на охрану здоровья. А в конституциях Иллинойса, Монтаны и Пенсильвании декларировано право на здоровую окружающую среду.