Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Биоэтика о взаимоотношении




МЕДИКОВ И ПАЦИЕНТОВ

Старая этическая формула в медицинской практике гласит: пациента лечит не врач, а личность врача. И это, наверное, так, но сегодня она выглядит несколько иначе: лечит больных скорее всего врачебный имидж. В российских реалиях здравоохранения медики - это особая, не только профессиональная, не столько социально-статусная, а при всем прочем миссионерская группа специально подготовленных людей, смысл деятельности которой состоит в том, чтобы сберечь здоровье пациента, сохранить генофонд нации. Это и особая гуманитарная функция медиков, развивающая в людях культуру их жизни. Их компетентность, гуманность, совестливый потенциал в общении с пациентами составляют фундаментальную характеристику врачебного имиджа. А какова на самом деле личность врача, пациент вряд ли узнает за короткое время общения с ним. Свое отношение к

 

лечащему врачу он формирует, как правило, на основе сложившегося в обществе его профессионального имиджа, обобщенного пациентами образа медика.

Выпускники современных медицинских вузов России приходят в активную профессиональную деятельность, усвоив самые общие модели поведения врача с пациентами: этические принципы и правила общения с пациентами, требования этикета, предъявляемые к медицинскому работнику. Однако этого сегодня недостаточно для развития доверия к врачу, создания особо привлекательного имиджа медика-профессионала. На формирование последнего влияют различные факторы, связанные с особенностями личного и общественного поведения врача, индивидуальными качествами его взаимодействия с социальной средой, в которой складываются паритетные (лат. paritas - равенство) взаимоотношения с больными. Если медицинский работник действительно обладает искусством располагать к себе людей, эффективность лечения пациентов при прочих равных условиях будет значительно выше.

На протяжении веков студенты медицинских учебных заведений изучали симптомы различных заболеваний: как легких, так и очень тяжелых, вплоть до смертельных. Но никто не учил их, как вести себя с пациентами. Вопрос эмоционального контакта с пациентом, испытавшим стресс от услышанного, до сих пор остается открытым. Можно ли настолько проникнуться состраданием к больному, что дать волю чувствам? Ведь нередко эмоции просто перехлестывают через край. И это вполне объяснимо: врач в общении с пациентом демонстрирует не только свою компетентность, но и дружеские чувства. Конечно, специалисты в области здравоохранения (не только врачи, медсестры, но и социальные работники) могут спорить об уместности открытой демонстрации эмоций, однако главное слово остается за пациентами. Последние реагируют неоднозначно: для одних эмоциональный контакт с медиком приемлем и даже желателен, у других же искреннее чувственное сопереживание вызывает негативную реакцию. Все это необходимо учитывать, особенно при использовании новейших технологий.

 

Сегодня возможности медико-экспериментальных исследований и клинической медицины значительно возросли. Это обстоятельство осложнило взаимоотношения работников системы здравоохранения и пациентов. Так, например, в реаниматологии, которая порой возвращает к активной жизни безнадежно больных пациентов, врачи

иногда рискуют быть не понятыми из-за использования нетрадиционных методов лечения. Потребовалось выработать новые моральные и правовые кодексы поведения специалистов-медиков, чтобы их действия стали морально состоятельны и юридически оправданы. А с распространением трансплантации органов и новых методов биотехнологии, принципиально изменивших привычные взгляды на медицину, потребовалось и обновление конституционных (юридических) прав человека: врача, медсестры, фармацевта, пациента. Человек, организм которого подвергается научно-медицинскому исследованию, терапевтическому и/или хирургическому воздействию, должен быть морально и юридически защищен. Функции регулирования новых взаимоотношений между медиками и пациентами берет на себя биомедицинская этика.

Идеалы и принципы биомедицинской этики ныне широко используются для радикального обновления профессионального сознания всех медицинских работников. Соответственно, происходит переосмысление прав и обязанностей самих медиков и пациентов. Биомедицинская этика исходит из идеи моральной и правовой защищенности пациента, который, будучи субъектом лечения, вступает в равноправные паритетные отношения с учеными, врачами и медицинскими сестрами. Принцип информированного согласия требует от медиков паритетных взаимоотношений, любое медицинское вмешательство (профилактического, диагностического, лечебного, научно-исследовательского типа) должно проводиться при личном согласии на то пациента. Вследствие этого для поиска и окончательного принятия врачебного решения теперь недостаточно опыта, знаний и компетенции врача, необходимы еще и осведомленность пациента, участие его в принятии лечебного решения.

 

Сегодня морально-правовое сознание медицинских работников опирается на гуманистические оценки образа жизни людей и нацеливает на выработку навыков сопереживания и сотрудничества. Сопереживание - это восприятие окружающего мира глазами другого живого существа, способность перевоплощаться, поставить себя на его место. Это чувство может быть и врожденным, но его необходимо развивать. Страдание, которое испытывает больной человек, да и вообще любое раненое живое существо, вызывает у всякого культурного человека чувство сострадания, желание помочь. Сострадание - это отклик на зов к помощи, который составляет особого рода нравственное основание деятельности врачей и ветеринаров.

Если чувство сострадания у медицинского работника отсутствует или плохо развито, с годами притупилось, то говорить о его нравственных качествах весьма сложно. Далеко не случайно, что чувство сострадания, а также очень близкое к нему по значению милосердие, считаются с древних времен главными человеческими добродетелями. При общей схожести, совпадении чувства сострадания и милосердия у медиков и ветеринаров различаются. Это обстоятельство объясняется тем, что медики, в отличие от ветеринаров, имеют дело не только с организмом, но и с человеческой личностью. Врачам необходимо постоянно руководствоваться морально-правовыми нормами и требованиями при общении с пациентами как равными с ними личностями, которые должны принимать участие в окончательном решении о приемах и методах исследования и лечения.

Первостепенное влияние на характер и стиль взаимоотношений медиков и пациентов оказывает система здравоохранения. Однако сегодня деятельность по формированию современной системы здравоохранения вызывает немалые трудности в связи с минимизацией финансово-экономических затрат на ее содержание. В ее развитии, к сожалению, особо сложно обеспечить все население страны гарантированной и эффективной медицинской помощью. В результате гипертрофированной коммерциализации медицина в России стала ныне отрываться от традиционной лечебной, клинической практики, от гуманной составляющей традиционного национального здравоохранения. В охране здоровья населения экономическая выгода в медицине далеко не всегда совпадает с гуманной целесообразностью в деле сбережения здоровья нации и каждого отдельного человека. Эти новые тенденции в системе здравоохранения ведут к искоренению сложившейся профилактики, усиливают патологоцентрическую ориентацию пациента, проявляющего интерес к врачу лишь в случае заболевания, росту неквалифицированного самолечения.

 

Как это ни странно, жизнь и болезнь человека имеют моральный смысл. Болезнь принадлежит жизни, является ее составной частью; без болезней стремление людей к здоровому образу жизни слабеет, уменьшается и личное участие пациентов в излечении. Уже неоднократно отмечалось, что врачу трудно лечить пациента, если он сам активно не участвует в процессе своего выздоровления. Очевидно, что для излечения больного требуются не только профессиональные действия врача, но и духовная сила, волевой акт пациента и морально-правовое общение врача и больного. Если же больной слишком

слаб, чтобы активизировать процесс собственного выздоровления, но борется за жизнь, ему профессионально и морально должен помочь врач. Он в пациенте укрепляет дух, волю и веру в благоприятный исход лечения. Это действует на больного порой больше, чем прием сильнодействующего лекарства или операционное вмешательство.

В условиях частнопрактикующей медицины неполное информирование людей об их здоровье способствует усилению власти врача над пациентом. Так, нередко назначаются ненужные пациенту, но материально выгодные для врача диагностические и лечебные процедуры. Врачи, занимающиеся частной практикой, иногда понуждают пациента снова и снова обращаться к ним. Коммерческий подход к проблемам современного здравоохранения находится в противоречии с моральными принципами взаимоотношений врача, медсестры и пациента. Усиливающийся процесс коммерциализации медицины в России при отсутствии необходимой морально-правовой регуляции частного врачебного сектора не гарантируют успеха в лечении пациента.

Возникновение в XX в. биомедицинской этики как учения о добродетели было вызвано мощным прорывом в развитии медицинских наук, новейших биомедицинских технологий и сопряженных с ними областей естествознания, гуманитарных дисциплин и медико-клинической практики, а также необходимостью совершенствования правовых и этических аспектов научного познания и практики врачевания тела и души человека. Методы, основанные на новейших достижениях науки и техники, тонкой технологии и биотехнологии, становятся очень важными, но и опасными для человека. Биомедицинская этика определяет: какие действия по отношению к живому с моральной и правовой точек зрения допустимы, а какие должны быть пока запрещены.

 

Биомедицинская этика не только создает морально-правовые нормативы в связи с порождаемыми научными, научно-техническими и биотехнологическими достижениями, но и участвует в формировании новых общественных институтов, которые призваны контролировать соблюдение этических и законодательных норм всеми, кто так или иначе участвует в деятельности по сбережению здоровья людей. Важную роль в этом играют этические комитеты, представляющие собой многоуровневую сеть общественных организаций, государственных и международных органов. Исключительная роль в деятельности этических комитетов принадлежит представителям

общественности, связанных с правозащитными движениями. Роль широкой общественности в развитии и внедрении идеологии биоэтики в сознание ученых и медиков отражена во многих международных и национальных законодательных актах.

Ныне в основу ряда международных конвенций, деклараций и кодексов положены идеалы и принципы биоэтики. Они в обобщенной форме изложены в Конвенции о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и современной медицины. Эта конвенция была принята Парламентской ассамблеей Совета Европы еще в 1996 г. и исходит из того факта, что личные интересы и благо каждого человека, в том числе пациента, должны быть важнее интересов государства и целей научно-медицинского исследования. Правительства, как участники конвенции, обязались обеспечить равную доступность медицинской помощи надлежащего качества практически всем членам общества. Всякие изменения в области здравоохранения должны осуществляться только в соответствии с профессиональными и морально-правовыми требованиями и стандартами.

С учетом основных принципов «Всеобщей декларации прав человека», а также ряда других этико-правовых норм, провозглашенных в учредительных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения и Всемирной медицинской ассоциации, в России уже разработаны и приняты: «Кодекс врачебной этики», «Этический кодекс фармацевтического работника», «Этический кодекс медицинской сестры», «Российская декларация в защиту прав пациента» и др. Важнейшей задачей российских документов по этике в медицине названа задача по ограждению каждого человека и общества в целом от нежелательных последствий внедрения в медицинскую практику новых биомедицинских достижений и технологий. В этических кодексах говорится и о необходимости активизации борьбы с меркантильностью врачей, заботящихся не столько о сбережении здоровья пациентов, сколько о своих материальных доходах.

 

Новые этические кодексы России исходят из существенного изменения взаимоотношений врача и пациента в современных условиях. В недалеком прошлом больной пассивно вверял свою судьбу врачу, представляя ему право, в соответствии с традициями патернализма, по своему усмотрению решать вопросы его лечения и жизни. А теперь он, как правило, требует информации о том, что медики

предлагают делать в плане его лечения, реабилитации и профилактики (в соответствии с принципом информированного согласия пациента). Учитывая возросший интерес пациента к своему лечению, в «Российской декларации в защиту прав пациента» говорится, что каждый пациент имеет право требовать полной и достоверной информации относительно состояния своего здоровья, включая диагноз, информацию о существующих методах профилактики, диагностики и лечения, с обязательным разъяснением показаний и противопоказаний каждого метода, оценку риска возможных осложнений и побочных эффектов врачебного вмешательства и т.п.

Формирование биоэтического мышления у врачей, фармацевтов, медсестер, других медицинских работников исходит из признания приоритета альтруистических гуманных морально-правовых ценностей перед возможными эгоистическими мотивами и побуждениями. При решении биоэтических проблем в инновационном развитии современной медицины необходимо иметь в виду следующие философско-методологические принципы.

Узкая специализация не позволяет рассматривать организм и личность. В условиях все большей специализации ответственность врачей и медсестер перед пациентом распределяется между разными специалистами. В этих условиях возникают ситуации, когда персональная нравственно-правовая ответственность врача и медсестры перед пациентом обезличивается и тем самым снижается эффективность лечения.

 

При прогрессирующей технизации медицины увеличивается число используемых приборов и аппаратов для изучения состояния пациента. Вместо классических отношений «врач-пациент» складываются взаимоотношения «врач-прибор-медсестра-пациент». В этой ситуации отношения медицинской сестры с больным могут быть ущемлены, подвержены машинной стандартизации.

Изменения в сфере нравственно-правовых взаимоотношений врача, медицинской сестры и пациента обусловливаются ростом общей и санитарно-гигиенической культуры людей. Каждая историческая эпоха накладывает свой отпечаток на социально-культурный и психологический облик пациента, его взаимоотношения с врачом и медсестрой. Пациент первых десятилетий ХХ в., как правило, безоговорочно верил врачу и следовал его рекомендациям. Современный пациент может не только критически оценивать некоторые особенности медицинского обслуживания, но и выступать в качестве

полезного партнера при обсуждении вопросов профилактики, обследования и лечения. Он стремится во все большей степени участвовать в принятии решений, касающихся его собственного здоровья. Врач был и остается первым лицом в деле лечения, но ему надо учитывать самосознание и психологию пациента.

Пациент хочет иметь дело с врачом и медсестрой, которые для него, душевно травмированного недугом, оказались бы личностями большего профессионального и нравственного масштаба, чем он сам. Все это требует систематического повышения профессионального, общекультурного, правового и нравственного уровня врачей, медицинских сестер, да и всего медицинского персонала. Культура обслуживания пациентов в современных условиях приобретает большое значение. С учетом этих обстоятельств в медицинских учебных заведениях Европы и России введен специальный курс для врачей и медицинских сестер, задача которого - обучить их общаться с пациентами и различными категориями населения. Обращается внимание на обучение врачей интервьюированию пациентов. Наряду с повышением правовой и моральной культуры медиков необходимо также развивать и совершенствовать культуру поведения пациентов.

 

В последнее время возрастает и уровень взаимопонимания врача и пациента. Еще Г.А. Захарьин отмечал, что образованные пациенты сообщают врачу больше достоверных данных о своей болезни, чем малообразованные. От понимания, доверия и разумной информированности зависят результаты профилактических и лечебных мер. Но в условиях снижения уровня культуры населения возникает возможность навязывания пациентом врачу ошибочного диагноза (так называемая обратная суггестия), который устанавливается самим больным. Значительное число осложнений возникает в результате неверной оценки пациентом своего состояния. В силу ограниченности времени врачи нередко не могут в достаточной мере информировать пациентов о характере их заболевания и способах лечения. Это ведет к тому, что пациенты не всегда и не в полной мере выполняют советы и рекомендации лечащего врача, усиливает отчужденность между врачом и пациентом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2535 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.