Государственный механизм в достаточной степени примитивен, но интерес его в том, что потом из него вырастет много что любопытного. Начнем с верхушки.
Князья. Летописи показывают несколько источников о том, как князь может занять стол (отсюда слово престол).
Во-первых, можно попасть на должность князя по приглашению (приглашение Рюрика в 862 году: "земля наша обильна, порядка в ней нет, придите и... возьмите власть").
Изяслав Владимирович – его изгоняли и приглашали вновь, вынужден был с престола сойти под давлением младших братьев. Последние приглашенные князья – новгородские князья, вплоть до конца 15-го века.
Во-вторых, наследование. Красивее всего этого объяснял С.М. Соловьев, который говорил о лествичной системе: рассаживает князь Ярослав своих сыновей по городам. Когда помирает старший сын, на его место приходит следующий по старшинству его брат, а на его место – его младший брат. Когда померли все дети Ярослава, сын старшего сына Ярослава должен был занять место. На практике эта система не выдерживалась, очень часто престол занимали другие лица.
В-третьих, принцип первородства (позднейшее название). При Павле I этот принцип был узаконен. Это был обычай, и только в конце 18-го века он был узаконен и действовал до революции. В чем он состоит? Старший мужчина в старшем роду. У Соловьева должны сначала все дети Ярослава перебывать, потом все внуки. Если Ярослав помер – должен править его старший сын, а не брат. И пока все мужчины в роду этого брата (старшем роду) не кончатся – престол не переходит к братьям Ярослава. Это и есть принцип первородства. В-четвертых, захват власти.
1054 год – Ярославов ряд – в общем-то это завещания. Киевский князь должен оберегать и защищать своих братьев. Киевский князь признан старшим именно Ярославовым рядом. Как пишут дореволюционные историки, младшие князья, сидевшие в других городах, платили дань и помогали на войне светлому киевскому князю.
Потребность общества отливаются в граните в конкретном органе власти. Князя для многих потребностей хватает. Функции князя:
1) руководитель дружины, защитник от внешнего врага. Для примера можно посмотреть хотя бы те договоры, которые князья заключали после похода на Византию (10-й век). Прибивал, понимаете, щиты к вратам Цареграда & мстил неразумным хазарам
2) наведение правопорядка внутри собственных земель. Основным источником права был обычай, но князь иногда брался за перо. Князь решает конфликтные ситуации, когда не хватает обычая. И все княжеские уставы связаны с проблемами, иногда с трагедиями. Самый известный пример – 1113 год, когда приглашенный в Киев князь Владимир должен был установить Устав о резах – об изгнании ростовщиков. Дело в том, что по смерти князя Святополка киевляне подняли восстания, поскольку местные олигархи нехристианского вероисповедования (христианство запрещает ростовщичество)вызывали недовольство населения, и киевляне устроили маленький холокост – затем они обратились к киевскому князю и тот вынужден был издать Устав о резах – он изгнал ростовщиков
Устав о конюхе старом – Изяслав установил специальную норму за убийство старшего конюха (потому что его конюха убили).
Иногда уставы имели общий характер.
Устав Ярослава Владимировича и его потомков (10-11 вв.), которые называются в литературе Церковные уставы. Уставы определяли подсудность церковному суду, штрафы за правонарушение, а также круг людей, подлежавших церковному суду. Эти уставы – важнейшие светские источники права по церковному судоустройству.
Князья должны гасить конфликты с помощью функции отправления правосудия. Наделяли князя функцией отправления правосудия, потому что князь получал в карман определенные платежи – например, виры, которые были немаленькие. Конечно, подспудно мы решаем и проблемы регулирования общественных отношений, но главное, что князь кормится судом. Церковь пыталась отсудить часть юрисдикций у князя – например, по наследственным делам, как предписано в уставах (по РП эти дела решает князь).
Про госзакупки можно писать с того момента, когда закупает не князь в личных целях, а когда закупает казна для общегосударственного интереса. Налоги – это крышевание племен (рэкет) или это все-таки сбор налога? На деле князь просто примучивал народ, без всякого на то основания. Налоговая реформа, которую провела княгиня Ольга – она ввела сборы в более правильное русло: учредила специальные пункты сбора – погосты (центры княжеских войск). Ольга сожгла Искоростень. Князь обирает население, но налогом это назвать можно условно (в современном понимании этого слова).
Поскольку наша монархия раннефеодальная, мы видим, что монарх действует не один. Рюрик – наемный скандинавский конунг, и дружина его – его соплеменники, которые являются одновременно и его советниками, которых историки правомерно называют старшей дружиной – отсюда вырастут ростки государственного строя. Старшие и младшие дружины – это не по возрасту. Старшая дружина – это советники князя. Коллегиальный совет – это княжеская старшая дружина, а младшая дружина – княжеская администрация. Функции князя примитивны, но потребность в хозяйственных службах есть. Отрок, гридь, мечник, даже конюх – все это администрация, которая обсуживает потребности княжеского хозяйства. Потом у князя появятся и другие потребности, но пока что основная проблема этой администрации – управление княжеским хозяйством. Естественно, вся дружина – квалифицированный военный отряд, их с детства учат обращаться с оружием.Когда Ольга поехала мстить древлянам, 4-летний ее сын Святослав выпустил в сторону древлян стрелу.
Методика сбора штрафа. С общины нужно взять очень много, например, штраф за убийство княжеского мужа – 80 гривен, очень много. В общину приезжают молодые ребята – типа приставы – которые собирают штраф и живут за счет общины, пока та не выплатит виру.
Еще одна категория советников. Иногда их называют бояре, иногда старцы градские. Местная аристократия. Пришлые дружинники тоже офеодаливаются, получают участки. Но и местные старейшины, князья племен тоже есть.
Бояре (по Владимирскому-Буданову)бывают двух видов: из пришлых дружинников и из местной аристократии. Слова "дума" в Древней Руси нет. Боярская дума как термин отсутствует.
Князь Владимир "Устав о резах" издавал не один, а вместе с тысяцкими и целой "консилией министров" (sic). Бояре иногда могут не соглашаться с княжеским мнением; князь опирается на совет аристократов – в общем-то это и есть признак раннефеодальной монархии. Ивана Грозного, если верить источникам, отравили. Нашли у него пары ртути в организме – притравили его бояре.
Феодальные съезды. Иногда пишут о княжеских съездах, что не вполне корректно, там могло и не быть князей.
1097 – Любеческий съезд, именно княжеский съезд, чисто княжеский.
Отмена кровной мести (2 ст. Простр. ред. Русской правды) – сделали это на феодальном съезде, а не на княжеском.
Узкий круг советников, таким образом, расширяется до княжеского съезда.
Вече – кто эти люди, которые собираются на вечерней площади в городах? Есть мнение, что это орган демократический. Но вот мы с вами открываем источники и видим, что есть намеки на социальный состав:
1113 год – пригласили князя Владимира местные зажиточные граждане, может, даже феодалы, которые жили в городе.
1139 год – киевское вече – на нем принимали участие вооруженные и конные люди. Не следует считать, что вече это орган широкого народного представительства.
Полномочия коллегиальных органов (вече и съездов):
1) Вопросы войны и мира
2) Суд. Вече судило, княжеский совет судил, феодальный совет вряд ли.
3) Вопросы приглашения князя
4) Князю нужно было одобрение на поход в греки – то есть одобрение вечем или отклонение княжеских инициатив
Новгородское вече – орган более-менее демократический (как исключение).
А надо ли вообще быдломассу вроде нас с вами пускать к власти?
Органы управления (условное деление, механизм и так слишком примитивный), который решает текущие вопросы:
1. Княжеская администрация. Управление княжеским хозяйством. Например,
– дворский, или дворецкий – один из основных управленцев княжеского хозяйства (вплоть до 16-го века);
– конюхи, или конюшие. Зимин и Павлов-Сильванский писали о том, что конюший – первое лицо по управлению княжеским хозяйством. Он же встречается в "Сказке о конке-горбунке" Ершова;
– тиуны. Целый штат тиунов, среди которых особое место у тиуна огнищного.
– ключник. Топ-менеджер, так сказать, с ключами.
Все эти органы разовьются до приказов. Пока что их функции самые-самые минимальные – обслужить княжеский двор.
2. Десятичная система: население делится на десятки, сотни и тысячи. Так удобно облагать налогом. Забегая вперед, налоги вспомнить очень уместно, потому что только сегодня государство облагает тебя лично, еще в 19-м веке – государство облагало общину, целую группу людей. Так удобно собирать налоги (от десятки, от сотни) и собирать рекрутов.
Тысяцкий – судья; городской администратор; человек, который занимается торговыми вопросами (особенно в Новгороде). В Новгороде было 10 сотен (полная тысяча).
В Белгороде – в 997 году собрано первое вече. Там тоже был тысяцкий, но полной тысячи там не было, город маленький.
Соцкие – больше не начальники ста человек. Купеческие гильдии.
Это все управление более или менее центральное. У князя дел много, и вместо князя были люди, которые руководили отдельными частями его земли – наместники (то есть на месте князя).
Вопросы из зала:
Можно ли говорить, что в Новгородской республике было разделение властей? Кто первый реализовал эту схему? Допустим сферическое островное государство в вакууме. На каком-то этапе олигархи думают, а не слишком ли много у короля привилегий и источников дохода. Вот так и начинается демократия.
Русские князья часто игнорировали новгородскую землю, уже века с 12-го новгородцы заполучили возможность выбирать князя. Там князя ставили перед фактом: правишь от сих до сих – не нравится, пошел вон тогда. Это разделение властей? Да, отчасти, но современной схемы разделения властей в Новгороде не было.
Избрание вече. Ребята, вече – это орган невыборный. 300 золотых поясов – благородные роды. Боярство присутствовало на вече, по своему статусу.
Наместники
В о лостели. В о лостели (родственное слову власть). Какие у него задачи? Представлять княжеские интересы. Сбор дани. Правосудие. Деятельность этих наместников и волостелей вовсе не регламентируется. С чем будет связана первая регламентация деятельности этих волостелей? Они так обирали население, что возникла потребность регламентации их действий.
1327 – Двинская уставная грамота – вот тогда деятельность наместников и волостелей стала вводиться в правовое поле. До этого население жаловалось князю, а тот изгонял неугодных.
3. Дружина.
Дружины хватило для решения конфликтов любого уровня. Массовых войн не было; иногда князь дрался один на один с чужеземным князем. Но если на Русь был набег, привлекались и наемники. Могли быть и скандинавские дружины. Привлекались и тюркские племена, даже печенеги в свое время, которым даже давали земельные участки.
Народное ополчение. Тысяцкий командует народным ополчением, самая доморощенная армия. Против хорошо вооруженного обученного специалиста горожанин ничего не стоит. Но с изобретением огнестрела это стало неважно.
Воинскую повинность по-прежнему несут феодалы. До 18-го века дворянская конница – главная движущая сила армии. Рекрутские сборы – это тоже профессионалы, всю жизнь служат. Только во второй половине 19-го века скостили до 7 лет срок рекрутской повинности.
Право.
1. Важнейшим источником Древнерусского права является обычай. Это устная традиция.
Где можно этот источник можно обнаружить? Вот вам яркий пример. В 10-м веке Русь заключает ряд договоров с Византией. 907. 911, 944 (945), 971 (972) – в этих договорах есть упоминания о законе русском, закон это не НПА, а завет, повеление как жить.Русский купец приезжает в Царьград, там его убивают, и как тогда действовать? Византийское право – процесс из римского права, защита, обвинение; русское право – кровная месть. Конфликт двух систем.
В пословицах и поговорках полно норм и обычаев:
"По старой памяти как по грамоте" – показания старожила и очевидца стоит не меньше, чем письменные источники.
"По рукам, да и в баню" – о бракосочетании.
Дети Ярослава в 1054-м году кровную месть окончательно отменили. Ордалии – тоже обычаи, но церковь была не очень довольна. Русскую правду делали под влиянием церкви, поэтому там не было поединка как одной из ордалий – так писал Ключевский.
2. Княжеское законодательство и княжеские уставы, см. выше.